Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение социально-экономического развития и управления регионом на примере Москвы.
К основным задачам можно отнести:
- определение места Москвы в хозяйственном комплексе страны и федерального округа;
- характеристика население и трудовых ресурсов Москвы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место субъекта Федерации в хозяйственном комплексе России и федерального округа. 5
1.1. Москва в хозяйственном комплексе страны и федерального округа……………………………5
1.2. Население и трудовые ресурсы…………………………………………………………………………………….11
2. Хозяйственный комплекс субъекта Федерации. Развитие и размещение отраслей специализации хозяйства. 19
2.1. Отраслевая структура хозяйства столицы……………………………………………………………………19
2.2. Определение отраслей рыночной специализации………………………………………………………25
2.3. Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами……………………….……………………………………………………………………………………………………………………..27
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона. 37
3.1. Основные направления решения демографических и трудовых проблем ……………….37
3.2. Развитие промышленного комплекса ………………………………………………………………………….39
3.3. Преобразование и развитие транспортного комплекса ……………………………………………..42
3.4. Развитие топливно-энергетического комплекса …………………………………………………………44
3.5. Охрана окружающей среды и природопользование…………………………………………………..46
3.6. Водопользование…………………………………………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 50

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 94.55 Кб (Скачать)

Главными направлениями  развития топливно-энергетического  комплекса города Москвы должны стать [12]:

1) поддержание энергетической безопасности города, защита от угроз дефицита энергии и нарушения бесперебойности энергоснабжения; повышение надёжности теплоснабжения путём создания вариативных и резервируемых систем;

2) повышение эффективности энергетики, энергоотдачи, снижение темпов роста энергоёмкости ВРП;

3) перевод энергетики города Москвы на инновационные технологии энергопроизводства и энергопотребления;

4) развитие комбинированного производства электрической и тепловой энергии на основе современных технологий;

5) развитие системы тепло- и энергоснабжения города в объёмах, необходимых для максимального покрытия перспективных нагрузок без ограничения потребителей;

6) максимальное использование существующих резервов тепловой мощности с целью сокращения её невостребованного избытка;

7) реконструкция и развитие тепловых сетей, необходимых для перераспределения тепловой нагрузки, снятия ограничений на транспорт тепла для теплоснабжения перспективных потребителей, повышения надежности теплоснабжения;

8) создание эффективной и гибкой системы управления развитием топливно-энергетического комплекса с учётом наличия в его отраслях государственных и акционерных компаний;

9) постепенное освобождение территории города Москвы от воздушных ЛЭП и электроподстанций с переводом их в подземное пространство.

 

3.5. Охрана окружающей среды и природопользование.

Состояние природных сред на территории города Москвы, по данным государственной системы экологического мониторинга, за последние годы стабилизировалась, а по отдельным направлениям наметилась тенденция к улучшению. Однако сохраняются  проблемные вопросы в области  загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, подземных вод, повышенных уровней шума и т.д. Основными  загрязнителями окружающей среды, по-прежнему, являются автомобильный транспорт, промышленные предприятия и предприятия  ТЭК, строительная индустрия, жилищно-коммунальное хозяйство.

Территории, относящиеся  к природному комплексу, размещены  неравномерно по административным округам (нарушение принципа «шаговой доступности»). Даже при учёте земель природно-заповедного  значения и городских лесов, обеспеченность населения озеленёнными территориями в ЦАО и ЮВАО ниже нормативной в 2 раза. Низка обеспеченность города Москвы парками, скверами, бульварами, городскими садами.

Развитие особо охраняемых природных территорий сдерживается дефицитом участков, пригодных для  рекреационного использования; ведением градостроительной деятельности за счет территорий природного комплекса; расположением в пределах природного комплекса несанкционированных  свалок.

Развитие города Москвы должно основываться на экологической целостности, экологической эффективности с  учётом социальных потребностей общества и экономических возможностей. Реализация этих принципов возможна по следующим  направлениям [12]:

1) экологизация производственно-хозяйственной деятельности, подразумевающая обеспечение экологической безопасности жизненно важных интересов личности, общества и городского хозяйства;

2) переход природопользователей на преимущественно инновационный путь ведения хозяйственной деятельности;

3) эффективное природопользование, включающее ресурсосбережение и предотвращение ущерба окружающей природной среде.

 

3.6. Водопользование

Существующий в городе Москве водохозяйственный комплекс в целом обеспечивает потребности  города в водоснабжении, а также  в отведении хозяйственно-бытового и поверхностного стока и поддержании  приемлемого экологического состояния  водного фонда города. В период 2000-2008 гг. в городе сложилась тенденция  сокращения водопотребления в среднем  на 5% в год, чему главным образом  способствовали рационализация водопользования, ценовая политика в области водоснабжения, контроль водопотребления у всех категорий водопотребителей. В то же время имеется ряд сложных проблем, которые необходимо решить для обеспечения надежной работы комплекса и создания условий для перспективного развития города.

Водопроводные сети представляют собой наиболее слабое и уязвимое звено в системе производства и подачи воды. По отдельным показателям (мутность, содержание железа) в некоторых  случаях наблюдается ухудшение  качества воды у потребителей по сравнению  с качеством на выходе с водопроводных  станций. Другим уязвимым звеном становится продолжающийся рост антропогенной  нагрузки на поверхностные источники  водоснабжения Москвы. Серьезную  опасность загрязнения водоисточников создают хозяйственно-бытовые сточные воды населенных пунктов Московской области. В водоохранных зонах далеко не всегда выполняются требования природоохранного законодательства, не обеспечивается первоочередное строительство очистных сооружений канализации до начала жилищного строительства или иных потенциальных источников загрязнения.

Цель развития системы  водоснабжения и водоотведения  на период до 2025 года состоит в гарантированном  обеспечении населения города Москвы качественной питьевой водой. Необходимо обеспечить надёжность водоотведения, рациональное использование источников питьевого водоснабжения и водных объектов на территории города, а также  снижение удельного водопотребления: гарантированное удельное водопотребление  должно составлять 230 л/чел. в сутки.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, Москва — столица Российской Федерации, крупнейший административно-политический, промышленный, научно-культурный, торговый и транспортный центр, административный центр Центрального федерального округа, субъект РФ. Это основной промышленный, торговый и финансовый центр России. Практически все отрасли промышленности представлены в Москве, за исключением добывающей и лесной. Основная часть промышленного производства приходится на обрабатывающую промышленность и строительство. В настоящее время в промышленности Москвы работают около 1000 крупных и средних, а также 13 000 малых промышленных предприятий. В сфере промышленного производства занято более полумиллиона человек, а в науке и научном обслуживании — около 400 тыс. человек.

На региональном уровне Москва сотрудничает с Чувашской Республикой (Алатырь), Приморским краем (Владивосток), Волгоградская область (Волгоград), Краснодарский край (Геленджик), Ставропольский край (Ессентуки), Красноярский край (Красноярск), Республика Дагестан (Махачкала), Ярославская область (Ростов), Краснодарский край (Сочи), Тульская область (Тула), Красноярский край (Шушенский район), Ярославская область (Ярославль).

Взаимодействие Москвы с зарубежными партнерами охватывает почти 160 городов и регионов.

Москва - субъект самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений, она несет большую ответственность за результаты регионального экономического развития.

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. Белокрылова О. С.  Региональная экономика и управление: учебное пособие. – М.: Альфа-М:  ИНФРА-М, 2009

2. Морозова Т. Г. Региональная  экономика: учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям. – 4-е изд., перабот. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

3. Фетисов Г. Г. , Орешин  В. П. Региональная экономика  и управление: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2010

4. РИА-Новости, 05.10.2011

http://www.labor.ru/index.php?id=1636

5. Энциклопедический словарь

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/92424/ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

6. http://www.labor.ru/?id=1009

7.http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/regionalnayaekonomikaFU.shtm

8. http://moscow.ru/ru/infrastructure/economy_business/social/demography/

9. http://www.labor.ru/?id=1010

10. http://www.stetos.ru/n_metod/gorod.php

11. http://moscow.ru/ru/government/capital_russia/mos_relations/

12.http://www.investinmoscow.ru/why_moscow/Economics/potntial-development.php

 

Дата: 15. 11.11                                             Подпись:

 


Информация о работе Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы