Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение социально-экономического развития и управления регионом на примере Москвы.
К основным задачам можно отнести:
- определение места Москвы в хозяйственном комплексе страны и федерального округа;
- характеристика население и трудовых ресурсов Москвы;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место субъекта Федерации в хозяйственном комплексе России и федерального округа. 5
1.1. Москва в хозяйственном комплексе страны и федерального округа……………………………5
1.2. Население и трудовые ресурсы…………………………………………………………………………………….11
2. Хозяйственный комплекс субъекта Федерации. Развитие и размещение отраслей специализации хозяйства. 19
2.1. Отраслевая структура хозяйства столицы……………………………………………………………………19
2.2. Определение отраслей рыночной специализации………………………………………………………25
2.3. Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами……………………….……………………………………………………………………………………………………………………..27
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона. 37
3.1. Основные направления решения демографических и трудовых проблем ……………….37
3.2. Развитие промышленного комплекса ………………………………………………………………………….39
3.3. Преобразование и развитие транспортного комплекса ……………………………………………..42
3.4. Развитие топливно-энергетического комплекса …………………………………………………………44
3.5. Охрана окружающей среды и природопользование…………………………………………………..46
3.6. Водопользование…………………………………………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 50
Экспорт услуг по итогам первого полугодия 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года сократился на 1,8% до $0,92 млрд. [11].
Товары в Москву поставлялись из 185 стран. Объем товарного импорта по итогам девяти месяцев 2010 года составил $62,2 млрд., увеличившись в сравнении с аналогичным периодом 2009 года на 29,0%. Закупки машинотехнической продукции выросли почти на 29,2%, ее доля в общем объеме импорта по итогам девяти месяцев 2010 года составила 44,5%. Импорт значимой для населения города фармацевтической продукции увеличился по отношению к девяти месяцам 2009 года в 1,4 раза, продовольственных товаров и сырья — на 15,2%. Преобладающий объем закупок традиционно приходится на сравнительно небольшое число государств дальнего зарубежья, в т.ч. Китай — $11,9 млрд. (рост в 1,6 раза, доля в общем объеме импорта 19,2%), Германию — $8,0 млрд. (рост в 1,3 раза, доля — 12,9%), Францию — $3,7 млрд. (доля 5,9%), Японию — $3,2 млрд. (5,2%), Италию — $3,2 млрд. (5,1%). Ввоз товаров в Москву из пяти стран-лидеров составил 48,4% от общего объема импорта.
Импорт услуг по итогам
первого полугодия 2010 года сократился
по сравнению с аналогичным
3.1. Основные направления решения демографических и трудовых проблем.
Формирование демографического потенциала устойчивого развития является исходным условием реализации Стратегии развития города Москвы. Наиболее тревожным для будущего города Москвы в этой связи является сокращение доли москвичей моложе трудоспособного возраста с 20% в 1990 г. до 12,3% в 2007 г., т.е. на 60%. Поскольку эта категория населения образует главный ресурс воспроизводства населения и трудовых ресурсов города. В результате следует ожидать сокращения собственных трудовых ресурсов на территории города Москвы. Доля лиц трудоспособного возраста к 2025 г. (без учёта миграции) в демографической структуре населения может достичь согласно расчётам 51%, т.е. сократиться с нынешнего уровня на 14%, а доля лиц старше трудоспособного возраста - возрасти приблизительно в 1,5 раза до 34%. Иначе говоря, треть населения города Москвы могут составить лица пенсионного возраста. Согласно целевому варианту Стратегии собственные трудовые ресурсы занятые в экономике города (при численности постоянного населения города Москвы в пределах 9 млн. чел.) составят 4 млн. чел. и обеспечат 80% потребности в рабочей силе. Привлеченная иностранная рабочая сила (в основном для сферы услуг) будет составлять около 400 тыс. чел.
В этой связи демографическая политика наряду с мерами по улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни должна включать систему мер по стимулированию рождаемости, в том числе путём создания условий для повышения благосостояния молодых семей, включая обеспеченность жильём, объектами социальной инфраструктуры, хорошо оплачиваемой работой, местами отдыха.
Для обеспечения эффективной занятости населения города необходимо [12]:
1) повышение экономической активности в группах 19-24 лет и 55-72 лет с целью удлинения трудовой жизни, а также для компенсации сокращающегося количества трудовых ресурсов и роста затрат на образование и здравоохранение;
2) изменение деятельной структуры кадров в пользу инвестиционных сфер и услуг делового и личного характера. На первом этапе (до 2015 г.) – повышение занятости в индустриальном секторе, на втором (до 2020 г.) – в этом же секторе и секторе профессиональных, личных и деловых услуг, на третьем (до 2025 г.) – в основном в секторе профессиональных, личных и деловых услуг;
3) противодействие росту структурной безработицы, активизация роли службы занятости в условиях наличия значительных структурных сдвигов в сфере занятости;
4) совершенствование общего (в учебных заведениях) и специфического (на рабочих местах) профессионального образования для повышения качества трудового потенциала и его сопряженности со спросом на труд на первом этапе – в большей мере за счет улучшения общего образования, на втором и третьем – за счет общего и специфического образования;
5) устранение неоправданных различий оплаты труда в разных сферах и видах деятельности, возрастных группах, что должно способствовать преодолению дефицита кадров и улучшению стимулирования производительности и качества труда;
6) сокращение сверхнормативных и использование гибких и неполных временных режимов, привлекательных для работников старшего возраста. На первом этапе проводится преимущественно сокращение сверхнормативных режимов, на втором и третьем более широкое внедрение гибких и неполных режимов;
7) усиление роли внутрифирменных и межфирменных институтов повышения квалификации;
8) формирование благоприятных условий для общественных и иных негосударственных некоммерческих институтов по расширению рынка труда, обеспечению занятости и самозанятости населения;
9) создание системы подготовки кадров, отвечающей условиям реальной трансформации рынка труда, который будет обеспечивать созданную высокотехнологичную, с выраженной инновационной составляющей, экономику, пришедшей взамен нынешней, сырьевой;
10) повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе системы непрерывного профессионального образования;
11) введение новых мер социальной политики – образовательных сертификатов, грантов и кредитов для обучения и переобучения граждан;
12) усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения.
3. 2. Развитие промышленного комплекса
Город Москва является одним из крупнейших промышленных центров страны. Вместе с тем, в московской промышленности сохраняются низкие темпы обновления продукции и основных фондов, роста производительности труда, низка фондовооружённость, высока доля убыточных предприятий – 30%. Задачи перехода на инновационные факторы роста, создания благоприятных условий жизни в городе требуют проведения в предстоящий период активной промышленной политики, направленной на структурную перестройку и модернизацию промышленной базы города.
Стратегической целью развития промышленного комплекса является сохранение роли города Москвы как крупнейшего промышленного центра Российской Федерации, развивающегося на инновационной технологической базе, способствующей укреплению конкурентных позиций московских компаний на мировом рынке и завоевании лидирующих позиций на отдельных сегментах высокотехнологичных товаров и услуг.
Развитие промышленного комплекса должно происходить по следующим направлениям [12]:
1. Формирование новых технологических укладов в потенциально высокоэффективных традиционных «среднетехнологичных» производствах, включая:
- машиностроительные производства, в первую очередь производства технически сложных изделий, «насыщаемые» высокими технологиями (машины и оборудования, включая станкостроение, приборостроение, автомобилестроение, производства других транспортных средств и коммунальной техники для городского хозяйства;
- типичные для столичного мегаполиса производства, ориентированные на внутренний рынок и импортозамещение (пищевые, швейные, текстильные, обувные, кожгалантерейные, производство игрушек, издательская и полиграфическая деятельность, производство фармацевтической (не высокотехнологичной) и парфюмерной продукции, изделий бытовой химии);
2. Создание, в том числе с использованием возможностей оборонно-промышленного комплекса, эффективного высокотехнологичного сектора на основе формирования и постепенного увеличения «технологических коридоров», обеспечивающих взаимодействие в цепочке «прикладная наука – опытно-конструкторские разработки – производство»;
3. Сохранение динамики производства:
- пищевых продуктов для гарантированного обеспечения потребностей населения в продовольственных товарах;
- продукции нефтепереработки (с учетом ужесточения экологических норм, допускающих его размещение в городе), которое, в обозримом будущем будет оставаться важным фактором сохранения и развития финансово-экономического потенциала города Москвы.
4. Реализация приоритетных направлений развития промышленного комплекса города Москвы требует продолжения избранного Правительством Москвы курса поэтапного формирования нового облика промышленного комплекса, включающего:
5. Развитие взаимосвязи Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве, Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы, Городской целевой комплексной программы создания инновационной системы в городе Москве с городскими целевыми программ (ГЦП) в направлении:
- увеличения числа инновационно-активных предприятий;
- ввода в действие новых производств по выпуску продукции с новыми или улучшенными потребительскими свойствами для завоевания свободных рыночных ниш и новых сегментов рынка;
- изменения отраслевой (видовой) структуры промышленного производства за счет финансового оздоровления социально и экономически значимых для города Москвы организаций промышленности, ликвидации хронически убыточных предприятий;
6. Формирование институтов развития, обеспечивающих рост объемов внебюджетных инвестиций и средств городского бюджета, направляемых на поддержку проектов наукоемкого сектора;
7. Создание некоммерческой лизинговой организации с участием государственного капитала для приобретения в лизинг высокотехнологичного технологического оборудования;
8. Повышение стимулирующей и структурообразующей роли городского государственного заказа на продукцию организаций промышленного комплекса;
9. Активизация политики реформирования и реструктуризации сформированных промышленных зон города Москвы, создания специализированных производственных территорий, обеспечивающих развитие инфраструктуры инновационной системы (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, кластерных технологий и т.п.);
10. Последовательное проведение политики преобразования действующих производств в экологически чистые и вытеснения с территории города производств, нарушающих нормы экологической безопасности, неэффективно использующих производственные и общественно – деловые территории.
3.3. Преобразование и развитие транспортного комплекса.
Транспортный комплекс города Москвы существенно отстаёт от современных требований. Дефицит протяженности магистральных улиц составляет не менее 350-400 км. Более 80% магистральной сети города работают на пределе пропускной способности в режиме постоянных заторов. Плотность улично-дорожной сети в городе в 4-5 раз меньше, чем в крупных европейских городах. Дефицит линий метрополитена составляет более 100 км. Пригородная железная дорога снизила перевозки в пределах города по сравнению с 80-ми годами почти в 1,5 раза. Сеть автомобильных дорог Московской области не структурирована. Не выделены главные (артериальные) дороги, обеспечивающие связь города Москвы с областью. Развитие улично-дорожной сети города Москвы и дорожной сети Московской области ведётся недостаточно согласованно. Несовершенна система организации и управления уличным движением, наблюдается громадный дефицит мест парковки и хранения автомобилей (1,7 млн. машино-мест).
Стратегической целью является преобразование транспортного комплекса города Москвы в скоординированную в пространстве и эффективную коммуникационную систему, удовлетворяющую спрос на все виды перевозок при минимальных затратах времени на их реализацию.
Основными задачами развития транспортной системы являются: сокращение потерь времени населением на транспортные передвижения; существенное улучшение транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки; разгрузка центральных районов города от транзитных транспортных и пассажирских потоков; повышение комфортабельности пассажироперевозок, в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями; оптимизация во времени и пространстве грузовых перевозок; снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Реализация этих основных задач предполагает [12]:
1) развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта;
2) приоритетное развитие метрополитена (действующей системы и линий экспресс-метрополитена) как основного вида городского скоростного внеуличного транспорта, включая сооружение новых линий метрополитена, пересадочных узлов, внедрение маршрутного движения поездов;
3) модернизацию и развитие железных дорог в пригородно-городском и городском сообщении, в том числе организацию экспрессного и скоростного движения поездов с целью повышения роли железных дорог в обеспечении транспортного обслуживания населения города;
4) развитие городской транспортной системы скоростного трамвая в городе Москве;
5) развитие системы наземного городского пассажирского транспорта: строительство новых троллейбусных линий, организацию новых маршрутов, выделение обособленных полос движения для маршрутов общественного транспорта;
6) развитие речного транспорта;
7) создание единой системы магистральных улиц Москвы и автомобильных дорог Московской области и Центрального экономического района;
8) завершение формирования радиально-кольцевой структуры магистральных улиц и дорог Москвы за счет строительства новых и реконструкции существующих радиальных и кольцевых направлений, дублеров перегруженных магистральных улиц, строительства и реконструкции хордовых и поперечных направлений, формирования и дальнейшего развития городских скоростных внеуличных дорог для обеспечения дальних поездок и разгрузки от излишнего транзитного движения транспорта;
9) увеличение темпов и объемов строительства гаражей и паркингов различных типов.
3.4. Развитие топливно-энергетического комплекса.
За последние годы в условиях растущего энергопотребления обострились проблемы, осложняющие устойчивое функционирование ТЭК. К числу основных из этих проблем относятся:
1) дефицит электрических мощностей в некоторых районах города Москвы;
2) нарастание физического износа основных фондов, обуславливающее снижение энергетической безопасности и надежности энергоснабжения потребителей;
3) монотопливный баланс (в топливном балансе ТЭЦ города 98,5% составляет газ, 1,5% - мазут);
4) ограниченность возможностей покрытия усиливающихся пиковых нагрузок (в период зимнего сезона) за счёт мощностей газотранспортной системы;
5) снижение технической и экономической эффективности энергетических объектов, высокое удельное топливопотребление.
Стратегической целью развития топливно-энергетического комплекса города Москвы является обеспечение надежного и экономически эффективного удовлетворения потребностей города, населения, хозяйствующих субъектов в энергоснабжении.
Информация о работе Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы