Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение социально-экономического развития и управления регионом на примере Москвы.
К основным задачам можно отнести:
- определение места Москвы в хозяйственном комплексе страны и федерального округа;
- характеристика население и трудовых ресурсов Москвы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место субъекта Федерации в хозяйственном комплексе России и федерального округа. 5
1.1. Москва в хозяйственном комплексе страны и федерального округа……………………………5
1.2. Население и трудовые ресурсы…………………………………………………………………………………….11
2. Хозяйственный комплекс субъекта Федерации. Развитие и размещение отраслей специализации хозяйства. 19
2.1. Отраслевая структура хозяйства столицы……………………………………………………………………19
2.2. Определение отраслей рыночной специализации………………………………………………………25
2.3. Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами……………………….……………………………………………………………………………………………………………………..27
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона. 37
3.1. Основные направления решения демографических и трудовых проблем ……………….37
3.2. Развитие промышленного комплекса ………………………………………………………………………….39
3.3. Преобразование и развитие транспортного комплекса ……………………………………………..42
3.4. Развитие топливно-энергетического комплекса …………………………………………………………44
3.5. Охрана окружающей среды и природопользование…………………………………………………..46
3.6. Водопользование…………………………………………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 50

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 94.55 Кб (Скачать)

2.3. Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами.

Межрегиональное сотрудничество Москвы - важнейший фактор развития научно-производственного потенциала, сферы городского хозяйства и строительства, социально-культурной области, повышения уровня жизни москвичей. Далее представлены соглашения Москвы о сотрудничестве с регионами страны [10].

 

№ 

Наименование документа

Дата заключения

Срок действия

1

Алатырь, Чувашская  Республика

Соглашение между Правительством города Москвы и Администрацией города Алатырь Чувашской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве         

17.10.1997 

17.10.2002 С автоматическим     продлением

2

Владивосток, Приморский край

Соглашение между Правительством Москвы и администрацией города Владивостока о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве       

03.07.2005 

03.07.2010С автоматическим продлением      

3

Волгоград, Волгоградская  область 

Соглашение между Правительством Москвы и Администрацией Волгограда о сотрудничестве в области экономики, науки и техники, общественных и  культурных связей   

16.09.2000  

19.09.2005 С автоматическим продлением 

4

Геленджик, Краснодарский  край

Протокол по реализации Договора о сотрудничестве между Правительством Москвы и Исполнительным Комитетом  города-курорта Геленджик Краснодарского края

27.06.2001

Бессрочный

 

Договор о сотрудничестве между Правительством Москвы и Исполнительным    Комитетом города-курорта Геленджик  Краснодарского края

27.06.2001     

27.06.2006 С автоматическим продлением

5

Ессентуки, Ставропольский край

Соглашение между Администрацией города-курорта Ессентуки Ставропольского  края и Правительством Москвы о торгово-экономическом, социальном и культурном сотрудничестве            

05.09.1999         

05.09.2004 С автоматическим  продлением

6

Красноярск, Красноярский край

Соглашение между Правительством Москвы и Администрацией города Красноярска  о торгово-экономическом, научно-техническом  и культурном сотрудничестве  

14.04.1998 

14.04.2003 С автоматическим продлением

 

Протокол к Соглашению между Правительством Москвы и Администрацией города Красноярска о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве

03.08.2006

31.12.2008

7

Махачкала, Республика Дагестан

Договор между Правительством Москвы и Администрацией города Махачкалы  Республики  Дагестан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве

21.08.2000    

21.08.2005 С автоматическим продлением

8

Ростов, Ярославская  область 

Соглашение между Правительством города Москвы и Администрацией Ростовского  муниципального округа Ярославской  области об экономическом, научно-техническом  и                       культурном сотрудничестве

20.06.1997   

20.06.2002 С автоматическим  продлением

9

Сочи, Краснодарский  край

Соглашение о сотрудничестве в области развития рекреационных  объектов и жилищного строительства  в г.Сочи

12.11.2002

  Бессрочный

10

Тула, Тульская область 

Соглашение между Правительством города Москвы и Управой города Тулы о торгово-экономическом и научно-техническом  сотрудничестве

20.11.1998  

20.11.2003 С автоматическим продлением

11

Шушенский район, Красноярский край

Соглашение между Правительством города Москвы и Администрацией Шушенского района Красноярского края о сотрудничестве в экономической, научно-технической  и культурной областях

22.09.1995

22.09.2000 С автоматическим продлением

12

Ярославль, Ярославская  область 

Соглашение между Правительством города Москвы и мэрией города Ярославля  о финансово-экономическом, торговом, научно-техническом и культурном сотрудничестве

11.12.1997

11.12.2002 С автоматическим продлением


 

Москва является современным, динамичным, стремительно развивающимся  мегаполисом, центром экономической  и культурной жизни России, активным участником всех процессов, происходящих в мире. Опыт общения Москвы и  москвичей с другими городами и странами — это всегда процесс  взаимопознания, взаимообогащения и взаимопонимания.

В настоящее время взаимодействие Москвы со своими традиционными зарубежными  партнерами охватывает почти 160 городов  и регионов. В 2010 году акцент был  сделан на изучении зарубежного опыта, содействии реализации программ социально-экономического развития, улучшения инвестиционного  климата и продвижения на внешний  рынок продукции предприятий  города, на развитии культурного, научного, спортивного и иных видов взаимодействия с зарубежными партнерами и поддержке  российских соотечественников за рубежом. Предприятия и организации города в 2010 году осуществляли торговые операции с компаниями 195 стран мира.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса существенно заострили  вопрос эффективности внешнеэкономических  связей Москвы, что потребовало принятия неотложных мер системного характера. На заседании Правительства Москвы в сентябре 2010 г. были приняты разработанные  Департаментом Концепция развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество) и План мероприятий  по ее реализации. Для продвижения  интересов московских организаций  и экспортеров активно использовались механизмы федеральных межправительственных комиссий. Весьма полезными были заседания  российских межправительственных комиссий с Финляндией, Данией, Грецией, Словакией, Сербией, Кипром, Лаосом, рабочих групп по территориальному развитию с Францией, Швейцарией, Норвегией. Были подготовлены заседания совместных рабочих групп по сотрудничеству с государственными органами Чехии и Словакии.

Важнейшим направлением международной  деятельности Правительства Москвы оставалось развитие сотрудничества с  партнерами в странах СНГ и  Балтии. Москва имеет договорные отношения  с десятью странами СНГ, Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем, всеми  столицами стран СНГ и Балтии, а также с рядом областей и  городов Украины и Казахстана. Контакты и взаимодействие с ними регулируются соответствующими соглашениями, программами и планами. Дома Москвы в Риге, Севастополе, Ереване проводили  разноплановые мероприятия, направленные на укрепление позитивного имиджа Москвы и поддержку российских соотечественников [11].

Смена власти на Украине  благоприятно сказалась на характере  взаимосвязей с украинскими городами и регионами. Первый визит в качестве Мэра Москвы С.С. Собянин совершил в Киев (декабрь 2010 г.). По итогам состоявшихся переговоров с Председателем Киевской городской администрации А.П. Поповым было подписано совместное заявление.

В 2010 году продолжалась линия  на реализацию соглашений по важнейшему направлению — развитию связей с  традиционными партнерами в странах  Европы. Было подписано более 25 совместных документов и программ сотрудничества. В целях продвижения Москвы как  Международного финансового центра созданы совместные рабочие комиссии с партнерами из Франции, ФРГ, Люксембурга. С Франкфуртом и Парижем подписаны  соответствующие международные  соглашения, с учетом которых разработано  и принято в 2010 г. Постановление  Правительства Москвы о реализации соответствующей городской программы.

Интенсивным оставалось взаимодействие Москвы с городами ФРГ. В прошедших  в июне 2010 года в Москве Днях экономики  Дюссельдорфа приняла участие официальная  делегация во главе с Обербургомистром Дюссельдорфа Д. Эльберсом, а также представительная группа специалистов и предпринимателей. В ходе встречи с Мэром Москвы дюссельдорфские компании представили свои перспективные проекты и предложения по сотрудничеству. В ноябре 2010 года в Дюссельдорфе в шестой раз прошли Дни экономики Москвы.

В 2010 году продолжались контакты с партнерами во Франции, Австрии, Швейцарии  и Люксембурге. В апреле делегация  Правительства Москвы во главе с  первым заместителем Мэра Москвы Л.И. Швецовой приняла участие в церемонии открытия Московского фестиваля, организованного в рамках программы Года России во Франции. В ходе состоявшейся в декабре встречи Мэра Москвы С.С. Собянина с министром экономики, финансов и промышленности Франции К. Лагард была подтверждена заинтересованность в развитии экономического сотрудничества. В апреле 2010 года делегация Департамента культуры города Москвы посетила Рим для подготовки московских мероприятий Года России-Италии-2011.

В сентябре-октябре 2010 года в Москве прошли Дни Хельсинки (Финляндия). По итогам переговоров о развитии сотрудничества по вопросам социальной защиты населения, образования, охраны окружающей среды, использования энергосберегающих технологий в городском хозяйстве Правительством Москвы и Мэрией Хельсинки подписаны Программа сотрудничества на 2011-2014 годы, Протокол о реализации совместных проектов в рамках программы «Хельсинки — мировая столица дизайна — 2012», а также программа совместных действий на 2011-2014 годы.

Интенсивны связи с Болгарией, Грецией и Кипром. Прошедшие весной 2010 года встречи Мэра Москвы с Премьер-министром и министром промышленности, торговли и труда Израиля открыли новые возможности для углубления двусторонних связей. Достигнута договоренность о проведении в Тель-Авиве во втором квартале 2011 года совместного московско-израильского делового форума. Осуществлялись регулярные рабочие контакты руководства Москвы с правящей семьей Хашимитского Королевства Иордания.

В апреле 2010 года делегация  Мосгордумы приняла участие в  работе 29-го Всемирного Российского  форума в США. Из южноамериканской группы стран в истекшем году состоялись контакты с Аргентиной и Венесуэлой, достаточно продуктивно развивались  связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Весьма активно развивались  связи с КНР, прежде всего с  Пекином. По информации китайских партнеров, в осуществляемый проект строительства в Москве китайского делового центра «Парк Хуамин» планируется вложить около $760 млн. В течение года велась проработка проектов по участию московских предприятий в строительстве метрополитена в г. Нейпьидо (Мьянма).

В 2010 году продолжалось взаимодействие Москвы с международными организациями. Наиболее продуктивно развивалось  сотрудничество с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО). В сентябре 2010 г. в Москве на беспрецедентно высоком уровне (около 1000 участников, в том числе около 800 зарубежных делегатов из 130 стран мира, включая порядка 70 министров образования) прошла Всемирная конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВК по ВОДМ), которая стала первым форумом ЮНЕСКО в данном формате [11].

Москва активно участвовала  в деятельности международных объединений  городов, в частности, во Всемирной  ассоциации крупнейших городов мира «Метрополис» и организации «Объединенные  города и местные власти» (ОГМВ). В октябре в Барселоне (Испания) проходили юбилейные (25-летие создания ассоциации) заседания Административного  совета и рабочих комиссий «Метрополиса», на которых обсуждались актуальные городские проблемы в сфере градостроительства, транспорта, экологии, социальных и других вопросов. Градостроительный опыт крупнейшего по территории и численности населения мегаполиса Европы, каким является российская столица, активно обсуждался не только на заседании комиссии, но и в кулуарах форума. С интересом был воспринят представленный Москвой Генплан развития города до 2025 года.

В 2010 году Москва оформила членство во Всемирном союзе олимпийских  городов.

В работе с неправительственными организациями приоритетным направлением оставалось взаимодействие с созданным  в 2005 г. при активной поддержке Правительства  Москвы Московским союзом обществ дружбы (МСОД). В настоящее время МСОД, имеющий высокий авторитет среди НПО, объединяет 44 общества дружбы и московские международные общественные организации. Только в истекшем году его состав пополнился 11 новыми членами.

Большое внимание уделялось  поддержке Международного совета российских соотечественников (МСРС) и Международной  ассоциации молодежных организаций  российских соотечественников (МАМОРС) — коллективного члена МСРС (73 организации из 45 стран мира). В  настоящее время МСРС, объединяющий более 140 организаций соотечественников  в 54 странах мира, имеет высокий  авторитет, получил ассоциированный  статус при Департаменте общественной информации (ДОИ) ООН.

В целом в международных  связях Москвы в 2010 году, с учетом сложившейся  под воздействием мирового кризиса  неблагоприятной конъюнктуры, акцент делался на привлечение иностранных  инвестиций и расширение экспортных возможностей московских предприятий. Большое внимание уделялось изучению и внедрению в городское управление и экономику города передового зарубежного  опыта. Активной была работа по участию  Москвы в деятельности наиболее крупных  и авторитетных международных организаций, а также взаимодействие с неправительственными организациями. Безусловным приоритетом остается работа по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. Эта деятельность будет продолжена и в дальнейшем. В настоящее время ведется разработка новой комплексной программы по поддержке соотечественников на 2012 −2014 годы.

Основной формой международных  экономических связей города является внешняя торговля. По итогам девяти месяцев 2010 года очищенный от топливно-энергетической составляющей в экспорте оборот внешней  торговли товарами вышел на уровень $73,7 млрд. (увеличение на 30,2% по сравнению  с девятью месяцами 2009 года). При  этом сохраняется неблагоприятная  тенденция разбалансированности внешней  торговли: более чем 80% прироста товарооборота (без учета продукции ТЭК) обеспечили импортеры. В число наиболее значимых внешнеторговых партнеров Москвы вошли Китай ($12,7 млрд.), Германия ($8,5 млрд.), Франция ($3,8 млрд.), Соединенные Штаты Америки ($3,6 млрд.), Япония ($3,5 млрд.), Италия ($3,4 млрд.), Великобритания ($2,6 млрд.), Индия ($2,4 млрд.), Украина ($2,3 млрд.), Республика Корея ($2,0 млрд.). Благодаря активной экспортной политике, Китай укрепил свои лидирующие позиции с долей в 17,2% в очищенном от товаров ТЭК товарообороте. Украина, занимавшая 7 позицию по итогам первого полугодия 2010 года, переместилась на 9-е место. Из стран первой десятки положительный баланс Москва, как и ранее, имеет только в торговле с Индией (в основном за счет товаров ВПК).

По итогам девяти месяцев 2010 года объем московских товарных поставок, очищенных от нефтегазовой компоненты, составил $11,5 млрд., что  на 37,0% выше уровня, достигнутого в соответствующем  периоде 2009 года. По ключевой для Москвы группе машинотехнических товаров зарегистрирован рост на 26,7%. Доля продукции машиностроения в московском экспорте составила 34,8% (в среднем по России — 5,1%), вклад столичных предприятий в российский машинотехнический экспорт составил почти 29,0%. Увеличение очищенного от энергоносителей экспорта связано также со значительным ростом поставок продукции химической промышленности, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, драгоценных металлов и камней, ювелирной продукции и сырья. Поставки из Москвы производились в 144 страны. В число пяти основных стран-импортеров московских товаров вошли Индия ($1412,0 млн.), Великобритания ($1042,2 млн.), Китай ($788,8 млн.), Украина ($752,6 млн.), Швейцария ($694,6 млн.).

Информация о работе Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы