Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определение социально-экономического развития и управления регионом на примере Москвы.
К основным задачам можно отнести:
- определение места Москвы в хозяйственном комплексе страны и федерального округа;
- характеристика население и трудовых ресурсов Москвы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место субъекта Федерации в хозяйственном комплексе России и федерального округа. 5
1.1. Москва в хозяйственном комплексе страны и федерального округа……………………………5
1.2. Население и трудовые ресурсы…………………………………………………………………………………….11
2. Хозяйственный комплекс субъекта Федерации. Развитие и размещение отраслей специализации хозяйства. 19
2.1. Отраслевая структура хозяйства столицы……………………………………………………………………19
2.2. Определение отраслей рыночной специализации………………………………………………………25
2.3. Экономические связи региона с другими регионами страны и зарубежными странами……………………….……………………………………………………………………………………………………………………..27
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона. 37
3.1. Основные направления решения демографических и трудовых проблем ……………….37
3.2. Развитие промышленного комплекса ………………………………………………………………………….39
3.3. Преобразование и развитие транспортного комплекса ……………………………………………..42
3.4. Развитие топливно-энергетического комплекса …………………………………………………………44
3.5. Охрана окружающей среды и природопользование…………………………………………………..46
3.6. Водопользование…………………………………………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 50

Работа содержит 1 файл

курсовая .docx

— 94.55 Кб (Скачать)

*По данным Мосгорстата (без субъектов малого предпринимательства)

 

 

2. Хозяйственный  комплекс субъекта Федерации.  Развитие и размещение отраслей  специализации хозяйства.

 

2.1. Отраслевая структура  хозяйства столицы.

Москва имеет наибольший удельный вес в экономике страны. Она – крупнейший центр наукоемких отраслей хозяйственного комплекса, ВПК, машиностроения, химической и полиграфической промышленности. Москва является лидером в стране по развитию рыночных структур. Значительное развитие здесь получила  рыночная инфраструктура, включающая, коммерческие банки, страховые компании, биржи. В столице созданы 4 тыс. совместных предприятий с иностранными партнерами. Выделяется Москва и привлечение иностранных инвестиций. Москва является также крупным образовательным, административным и научным центром [2, с. 356].

Москва является крупнейшим мегаполисом Мира. Москва - основной промышленный, торговый и финансовый центр России. Практически все  отрасли промышленности представлены в Москве, за исключением добывающей и лесной. Основная часть промышленного  производства приходится на обрабатывающую промышленность и строительство.

В г. Москве насчитывается  свыше 1 тыс. крупных и 13 тыс. малых  промышленных предприятий. В сфере  промышленного производства занято около 530 тыс. чел., или 12% работающего  населения.

 В структуре промышленного  производства ведущие позиции  занимают пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка [2, 256].

Доля пищевой отрасли в промышленном производстве составляет 31,9%. Предприятия пищевой промышленности специализируются на производстве кондитерских, мясных, молочных, макаронных изделий, растительных масел и животных жиров, водки и ликероводочных изделий.

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 28,9%.

По товарной продукции и числу занятых в производстве занимает первое место в России. Выпускается продукция широкой номенклатуры, нередко высокого качества, пользующаяся спросом на рынках ЦЭР, других районов России и за рубежом. Располагая квалифицированной рабочей силой, передовой наукой и высокими технологиями, опытно-конструкторской и экспериментальной базой, машиностроение ЦЭР прежде всего ориентируется на выпуск сложной и точной продукции, не требующей больших расходов дефицитного здесь сырья, топлива и электроэнергии.

В этой связи важнейшими специализированными отраслями  являются радиотехническая, электронная, электротехническая, приборостроительная, производство средств автоматизации  и управления и др. Среди главных центров данных отраслей – Москва.

Здесь сосредоточены ведущие  предприятия авиационной, ракетно-космической, радиоэлектронной, приборостроительной  промышленности. Среди важнейших  отраслей машиностроения выделяется станкостроение (производство металлорежущих станков, инструментов, кузнечно-прессового оборудования, промышленных роботов, автоматических и полуавтоматических линий и  др.). Так, например, открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "Знамя"  - ведущее предприятие в России по выпуску более 50 видов агрегатов для авиационной и наземной техники: гидравлических насосов различных типов; топливно-регулирующей аппаратуры; гидроагрегатов; воздушных компрессоров высокого давления АК-150.

Москва также является крупный центр автомобилестроения, здесь находится АО "АвтоЗИЛ", специализирующееся на выпуске грузовых автомобилей среднего тоннажа и малосерийных легковых автомобилей высшего класса, филиалы завода находятся в Рязани, Смоленской области (чугунолитейный завод в г. Ярцево), в Ярославле, Орловской области (Мценский завод алюминиевого литья) и других центрах.

Судостроение представлено производством речных судов.

В Москве производят продукции бытового назначения: часы, телевизоры, радиоприемники, холодильники и т.д. А также оборудование для химической промышленности. Выпускаются машины для мебельной промышленности.

Предприятия электронной  промышленности специализируются на производстве электрических аккумуляторов, аппаратуры для радиотелефонной связи, приборов и аппаратуры автоматического управления, интегральных микросхем, средств вычислительной техники.

Одной из важнейших жизнеобеспечивающих  отраслей городского хозяйства Москвы является энергетика, не имеющая аналогов в мире по объему централизованного  производства и снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Доля электроэнергетики в промышленном производстве составляет 10,4%.

Москва располагает мощной энергетической базой не имея при этом значительных природных ресурсов. Основные потребности в электроэнергии покрываются самостоятельно, в основном за счет тепловых электростанций. В структуре потребления топливных ресурсов преобладает газ (89%), на продукты нефтепереработки приходится 10%, на уголь— всего лишь 1%.

Протяженность тепловых и  газовых сетей, высоковольтных воздушных  и кабельных линий в Москве составляет десятки тысяч километров. Около 90% электроэнергии, необходимой городу вырабатывают 15 электростанций, входящих в состав ОАО «Мосэнерго». Общая генераторная мощность 11,9 тыс. МВт. К

Предприятия городской энергетики работают исключительно на отечественном  оборудовании, обеспечивающем комбинированную  выработку тепловой и электрической  энергии с высокой эффективностью использования топлива, в основном, природного газа, в то время как  топливный мазут используется только в качестве резервного топлива.

Крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в  России является жилищно-коммунальное хозяйство столицы. Так, электротеплоснабжение города обеспечивается 14 теплоэлектростанциями (ТЭЦ), а также 67 тепловыми станциями, 107 мелкими отопительными котельными, находящимися в ведении ГУП «Мостеплоэнерго», и другими автономными источниками тепловой и электрической энергии.

Бурное развитие столичного мегаполиса обусловливает значительный рост потребления энергии и все  более высокие требования к качеству энергоснабжения. Согласно оценкам  экспертов Москве ежегодно требуется  увеличение генерирующих мощностей  не менее чем на 800 МВт.

В настоящее время в  России осуществляется реформа электроэнергетики, которая затронула и энергетическое хозяйство Москвы. Московским правительством разработана Энергетическая стратегия  города Москвы на период до 2025 г., которая  основана на следующем прогнозе: к 2025 г. объем электропотребления в столице  может составить 165,3—183,4 млрд. кВт/час. Наибольшая доля придется на коммунально-бытовой сектор — 43,5—50%. Доля промышленности увеличится с 33% до 39%. Потребность в природном газе — до 38 млрд. кубометров. Потребность в тепловой энергии — 116,1—120 млн. Г/кал. в год.

В планах развития энергетического  хозяйства города в качестве первоочередных задач — модернизация оборудования и повышение эффективности использования  топливных ресурсов.

Химическая и нефтехимическая  промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 2,8%. Предприятия  химической промышленности специализируются на производстве синтетических смол и пластических масс, автомобильных шин, лекарственных средств.

На территории города размещаются  Московский газобензиновый завод (ГПЗ) и Московский нефтеперерабатывающий  завод (НБЗ), который производит глубокую переработку нефти с ориентацией  на получение светлых нефтепродуктов и углеводородного сырья для  нефтехимии.

 Легкая промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 2,7%. Предприятия легкой промышленности специализируются на производстве хлопчатобумажных, трикотажных, шелковых тканей, чулочно-носочных изделий. Наиболее крупные предприятия: ОАО "Трехгорная мануфактура", ЗАО "Московская тонкосуконная фабрика им. Петра Алексеева".

Отраслью рыночной специализации  также является полиграфическая  промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами - "Правда", "Известия".

Топливная промышленность. Доля отрасли в промышленном производстве составляет 1,7%.

Заводы цветной металлургии неполного цикла. Они занимаются переделом металлического лома, производят литье и сплавы.

Город Москва является крупнейшим международным туристическим центром. По оценке Всемирной туристской организации, к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран с наиболее развитым туристическим бизнесом. Более 200 памятников архитектуры и искусства занесены в реестр ЮНЕСКО.

Большое значение в решении  социально-экономических проблем имеет транспорт. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как  сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в  ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя  готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Москва  - крупнейший транспортный центр, она является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Москва первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива над вывозом транспортабельной готовой продукции.

В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура – три  транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая  автомобильная дорога (МКАД). В настоящий  момент в Подмосковье планируется  строительство Центральной кольцевой  автомобильной дороги (ЦКАД), которая  поможет разгрузить МКАД от транзитного  транспортного потока.

Скоростной транспорт  Москвы представлен одной из крупнейшей в мире системой метрополитена, линией монорельсовой дороги, а также  железнодорожным транспортом. Основным внеуличным видом городского транспорта в Москве является Московский метрополитен, ежедневно перевозящий в среднем 6,6 млн пассажиров. По пассажиропотоку московское метро уступает в мире только токийскому. Московский метрополитен состоит из 12 линий общей длиной 301,2 км в двухпутном исчислении, 182 станций. Количество вагонов составляет 4671, обслуживанием которых занимаются 15 депо.

Москву благодаря системе  каналов называют портом пяти морей. Однако водный транспорт в городе выполняет скорее экскурсионно-рекреационные  функции, нежели чем функции пассажирского  транспорта. От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы  дальних линий. В центре Москвы и  в некоторых районах города курсируют  прогулочные теплоходы. Общее количество причалов в городе, на которых останавливаются  прогулочные теплоходы - около 20. Речная пассажирская навигация в городе длится с начала апреля по середину октября, а грузовая – немного дольше.

Москву обслуживают три  международных аэропорта: "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". Их доля в общем объеме перевозок  пассажиров в России составляет более 55%. Всего в 2010 году три аэропорта  столицы обслужили более 51 млн пассажиров. Ближайшим к центру Москвы и единственным действующим аэропортом, расположенным в черте города, является "Внуково". Из этого аэропорта осуществляются преимущественно внутрироссийские и чартерные рейсы, а также полеты бизнес-авиации. В аэропорту "Шереметьево" базируется крупнейший перевозчик России – "Аэрофлот". Между тем, аэропорт "Домодедово" является лидером московского авиаузла по пассажиропотоку и по мнению многих опросов, одним из лучших аэропортов Восточной Европы.

Наземный общественный транспорт  Москвы представлен автобусом, троллейбусом, трамваем и маршрутным такси. Основным оператором городского наземного пассажирского  транспорта, объединяющим автобус, троллейбус и трамвай, является ГУП "Мосгортранс". "Мосгортранс" обеспечивает выполнение около 40% от общего объема осуществляемых в городе пассажироперевозок общественным транспортом, перевозит около 1,85 млрд. пассажиров в год, и является одной из крупнейших в мире транспортной компанией.

 

2.2. Определение отраслей  рыночной специализации.

Используя индексный метод, предложенный В.В. Кистановым, определим отрасли рыночной специализации хозяйства:

,

где Су - показатель специализации района на соответствующей отрасли;

Уо - удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности;

Ур - удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности.

Если расчетные показатели больше или равны 1, следовательно, данные отрасли  выступают как отрасли рыночной специализации.

 

Т.к. на долю Москвы приходится примерно 6% общероссийского производства промышленной продукции.

А доля пищевой отрасли в промышленном производстве составляет 31,9%.

Тогда  > 1, следовательно, данная отрасль выступают как отрасли рыночной специализации.

 

Машиностроение и металлообработка - 28,9%.

 > 1, следовательно, данная отрасль выступают как отрасли рыночной специализации.

 

Доля электроэнергетики  в промышленном производстве составляет 10,4%.

 > 1, следовательно, данная отрасль выступают как отрасли рыночной специализации.

 

Доля отрасли химической и нефтехимической промышленности - 2,8%.

 < 1, следовательно, данная отрасль не является отраслью рыночной специализации.

 

Доля отрасли легкая промышленность в промышленном производстве составляет 2,7%.

 < 1, следовательно, данная отрасль не является отраслью рыночной специализации.

Информация о работе Социально-экономическое развитие и управление регионом на примере Москвы