Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:25, курсовая работа
Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Содержание
Введение
1. Рыночная экономика и социальная справедливость
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Понятие социальной справедливости
2. В поисках справедливости: шведский эксперимент
3. Особенности социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь
3.1 Формирование социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь
3.2 Собственность и справедливость в экономических и управленческих процессах в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Такой подход должен привести к более тесной связи оплаты труда с конечным результатом, что существенно способствовало бы углублению социальной справедливости. Необходимо также установление зависимости объема доходов всех граждан от меры достигаемого или неполученного общего результата. К примеру, 20 % повышения доходов каждого может осуществляться в строгой зависимости от меры прироста национального дохода. В случае необеспеченности этого прироста повышение доходов у всех граждан и во всех формах замораживается. Это станет дополнительным побудителем заботы всех трудящихся о наиболее эффективном развитии всего народного хозяйства.
Поиск справедливой организации всей нашей экономической системы представляется как дело экономической науки и всех членов общества. Наука призвана шагать впереди практики, освещать ей наиболее верные пути. Ныне же процессы ценообразования, тарифов, окладов, нормативных и других экономических рычагов ориентированы в значительной мере на индивидуальные или средние затраты труда. Наука призвана определять наше движение по стратегическому параметру - по наименьшим из всех возможных общественно необходимым затратам. Путь к этому далек, но только он выведет нас на полную справедливость оценки труда и его результата.
Сейчас
на уровне предприятий и отчасти народного
хозяйства идет поиск форм реализации
поставленных проблем, ведется творческая,
хозрасчетная, заинтересованная оценка
вариантов, выбор наиболее выгодных для
государства, коллектива и работника путей
развития. Это предполагает также внедрение
товарно-денежных взаимосвязей между
коллективами, их экономическую состязательность
в поиске вариантов и торговой конкурентности.
Все названное усиливает требование упрочения
экономической демократии - полной гласности
о доходах и затратах труда всех членов
общества, а также информации о моделях
развития экономики. Иными словами, многообразное
и компетентное участие масс в управлении
- стратегическая дорога к обеспечению
глубокой социальной справедливости путем
совершенствования и подъема нашей общественной
системы. [6, с. 21]
Заключение
Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.
Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка (различия имеют социальную, биологическую, психологическую природу). Существует и социальный риск, то есть вероятность материальной необеспеченности при утрате или возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т. д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.
Социальная справедливость -- это совокупность исторически сложившихся представлений о сущности человека, его личном достоинстве и неотъемлемых правах; требование соответствия между реальной значимостью личности, социальной группы, общности и их соц. положением, равенства всех граждан перед законом, гарантий соц. защищенности каждого.
Государственная социальная политика -- комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.
В
настоящее время Беларусь находится в
стадии перехода от централизованной
экономики к рыночной. Данный переход
обусловлен в первую очередь недостаточной
эффективностью централизованной экономики,
отсутствием экономических стимулов для
производительного труда.
Список использованных источников
Информация о работе Социальная справедливость и экономическая эффективность