Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:25, курсовая работа
Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.
Содержание
Введение
1. Рыночная экономика и социальная справедливость
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Понятие социальной справедливости
2. В поисках справедливости: шведский эксперимент
3. Особенности социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь
3.1 Формирование социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь
3.2 Собственность и справедливость в экономических и управленческих процессах в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
В прошедшем пятилетии основное внимание органов государственного и хозяйственного управления, всех коллективов предприятий и организаций республики было направлено на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 -2005 годы.
Создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Ежегодно улучшаются ее качественные параметры - повышается рентабельность, сокращается доля убыточных предприятий, снижается энергоемкость ВВП, растет производительность труда, уменьшаются запасы готовой продукции на складах.
В стране проводится денежно-кредитная, валютная политика по замедлению роста потребительских цен, что позволило в 2005 году снизить уровень инфляции до 0,6 процента в среднемесячном исчислении.
Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии.
Ускорение экономического роста и повышение эффективности работы отраслей экономики, наряду с позитивными сдвигами по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, позволили решить важнейшую задачу - обеспечить к концу 2005 года номинальную начисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства в сумме 261 доллара США в эквиваленте.
Основные макроэкономические показатели Программы на 2001 - 2005 годы выполнены (см. таблицу 3.1). Это позволило в 2005 году по многим параметрам значительно превысить уровень 1990 года: по производству ВВП - на 27 процентов, выпуску промышленной продукции - на 53, производству потребительских товаров - на 66, реальным денежным доходам - на 75 и по заработной плате - на 95 процентов.
Производство продукции сельского хозяйства составило 90 процентов, инвестиции в основной капитал - 95 процентов к уровню 1990 года.
Для
сравнения следует отметить, что ведущие
страны СНГ в этот период по основным параметрам
в большей степени отставали от указанного
уровня. Например, объем производства
ВВП в 2004 году относительно 1991 года составил
в целом по государствам, входящим в СНГ,
89 процентов, в том числе в России - 89,5 процента,
Украине - 66,7 процента.
Таблица 3.1 Выполнение заданий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, в процентах
Программные показатели | Выполнение | 2005 год | ||
к 1990 году | к 1995 году | |||
Валовой внутренний продукт | 135 - 140 | 143,1 | 127 | 1,9 раза |
Продукция промышленности | 128 - 132 | 151,8 | 153 | 2,5 раза |
Продукция сельского хозяйства | 122 - 128 | 125,7 | 90 | 1,2 раза |
Инвестиции в основной капитал | 160 - 170 | 184 | 95 | 2,5 раза |
Производство потребительских товаров | 142 - 147 | 150,4 | 166 | 2,8 раза |
в том числе: | ||||
продовольственных | 139 - 144 | 151,1 | 117 | 2,3 раза |
непродовольственных | 146 - 152 | 150,4 | 198 | 3,4 раза |
Реальные денежные доходы населения | 158 - 163 | 176,7 | 175 | 3,4 раза |
Реальная заработная плата | 180 - 185 | 207,0 | 195 | 3,5 раза |
Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
слабая инновационная активность;
дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.
Учитывая, что в реальном секторе экономики в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в предстоящей пятилетке необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.
Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы определены на основании анализа ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств - основных торговых партнеров Беларуси, и прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
национальную безопасность страны.
Для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
наращивание экспортного потенциала страны;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
развитие малых и средних городов;
жилищное
строительство.
Таблица 3.2 Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Показатели | Годы | 2010 год в % к 2005 году | |
2006 | 2010 | ||
Валовой внутренний продукт | 107 - 108,5 | 108,5 - 110 | 146 - 155 |
Продукция промышленности | 106,5 - 108 | 108 - 109,5 | 143 - 151 |
Продукция сельского хозяйства | 106 - 108 | 106,5 - 108 | 134 - 145 |
Инвестиции в основной капитал | 113 - 114 | 111 - 112 | 165 - 175 |
Производство потребительских товаров | 108 - 109 | 109 - 110 | 150 - 157 |
в том числе: | |||
продовольственных | 108,5 - 109,5 | 109 - 110 | 151 - 158 |
непродовольственных | 107,5 - 108,5 | 109 - 110 | 150 - 157 |
Объем внешней торговли товарами и услугами - всего | 108,3 - 109,3 | 109,8 - 110,8 | 153 - 160 |
в том числе: | |||
экспорта | 108,5 - 109,5 | 110 - 111 | 155 - 162 |
импорта | 108 - 109 | 109,5 - 110,5 | 151 - 158 |
Реальные денежные доходы населения | 107 - 108,5 | 109,5 - 110,5 | 149 - 156 |
Реальная заработная плата | 108 - 109 | 109,5 - 110 | 152 - 158 |
Розничный товарооборот | 109 - 110,5 | 110 - 111 | 157 - 165 |
Платные услуги населению | 108-109 | 110 - 111 | 154 - 161 |
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта | (-6) - -(-7) | (-5,5) - (-7) | (-26) - (-30,4) |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров | 3,7 - 4,2 | 4,5 - 5 | 118 - 132 |
Дефицит республиканского бюджета, процентов к ВВП | -1,5 | -1,5 |
Основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.
В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
рост реальных денежных доходов на 149-156 процентов;
повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников на 152-158 процентов;
снижение уровня малообеспеченности в два раза;
совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.
Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.
Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения.
На
рынке труда предусматривается реализовать
систему мер по созданию благоприятных
условий для обеспечения занятости населения,
преодолению дефицита рабочих мест путем
повышения инвестиционной активности
за счет всех источников, снижению напряженности
и поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых
отношений, своевременному устранению
дисбаланса между профессионально-
Информация о работе Социальная справедливость и экономическая эффективность