Социальная справедливость и экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы.

Содержание

Содержание
Введение
1. Рыночная экономика и социальная справедливость
1.1 Общая характеристика рыночной экономики
1.2 Понятие социальной справедливости
2. В поисках справедливости: шведский эксперимент
3. Особенности социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь
3.1 Формирование социально-ориентированной экономики в Республике Беларусь
3.2 Собственность и справедливость в экономических и управленческих процессах в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 576.78 Кб (Скачать)

     В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

     Это будет достигаться путем:

     оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

     социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями;

     повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода;

     совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

     решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, прожива-ющих в отдаленных сельских населенных пунктах.

     Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования.

     Для улучшения демографической ситуации предусматриваются мероприятия по обеспечению охраны материнства и детства, повышению рождаемости и снижению смертности, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

     Это потребует разработки механизма стимулирования рождаемости на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, государственной поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных проблем и т. д. Будет ужесточена ответственность тех родителей, которые оставили своих детей.

     Развитие системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.

     Ее основными направлениями станут:

     развитие новых форм дошкольного образования, повышение качества образования, и прежде всего на селе;

     расширение использования технологий обучения, сберегающих здоровье учащихся;

     создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями - заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.

     Будет проводиться целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех его звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышение их качества и конкурентоспособности.

     Совершенствуя систему дошкольного образования, предполагается обеспечить разнообразие многофункциональной сети дошкольных учреждений, сохранение ее в сельской местности и использование новых форм охвата детей дошкольным воспитанием.

     В системе общего среднего образования предусматриваются завершение реформирования общеобразовательной школы и переход на 12-летнее обучение, создание условий для перехода к профильному обучению, дальнейшая оптимизация и проведение реструктуризации сети учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, создание гибких форм трудового (профессионального) образования.

     В системе профессионально-технического образования предполагается обеспечить в требуемом количестве подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего для наукоемких производств и сельской местности, дальнейшее совершенствование сети учебных заведений профтехобразования и подготовки кадров в них.

     В стране будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствие с требованиями национальной экономики.

     В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе:

     внедрения передовых медицинских технологий и создания научно-практических центров;

     реструктуризации системы оказания медицинской помощи, включая перераспределение ресурсов со стационарной формы на амбулаторно-поликлиническую, развития медико-социальной помощи и общей врачебной практики;

     совершенствования системы социальных стандартов, а также территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи;

     расширения доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирования комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан;

     совершенствования системы управления качеством медицинской помощи, стандартизации медицинских технологий, развития профилактических и реабилитационных технологий.

     Планируется разработать и внедрить систему стандартов для медицинских информационных систем, передовые медицинские технологии, в том числе телемедицину, с широкой компьютеризацией медицинских организаций, созданием в них локальных вычислительных систем, введением в действие электронных версий медицинских карт пациентов.

     Целью государственной политики развития национальной культуры будет сохранение историко-культурного наследия, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повысит роль личности как главной движущей силы нового постиндустриального общества.

     Для достижения этой цели предусматриваются:

     обеспечение доступности культурных ценностей и услуг, оказываемых в этой сфере всем слоям населения, повышение уровня и качества таких услуг, увеличение их объемов для жителей села с целью приближения к уровню обслуживания городского населения, улучшение культурного обслуживания отдаленных сел;

     реализация программы реставрации, реконструкции и сохранения приоритетных историко-культурных ценностей белорусского народа, включение их в культурный и туристический оборот. Определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности;

     разработка и внедрение рациональной схемы размещения сельских учреждений культуры с учетом конкретной социально-демографической и экономической ситуации в сельских населенных пунктах и районах;

     повышение конкурентоспособности профессиональных творческих коллективов и исполнителей на внутреннем и внешнем рынках;

     обеспечение реализации кадровой политики по подготовке и переподготовке специалистов культуры и искусства на основе внедрения новых образовательных технологий;

     создание при средних специальных учебных заведениях культуры и искусства в областных городах консультационных центров для оказания методической помощи и выявления на селе одаренных детей и талантливой молодежи.

     Направлениями развития профессионального искусства должны стать повышение его роли в эстетическом и моральном воспитании населения, переход к интенсивному развитию, повышение престижа работников творческих профессий.

     В сфере физической культуры, спорта и туризма предусматриваются:

     совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

     повышение уровня физического воспитания населения;

     улучшение условий для занятия физической культурой и спортом различных категорий и слоев населения, повышение качества физкультурно-оздоровительных услуг и их доступности;

     формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях.

     Особое внимание будет уделено физическому воспитанию детей и учащейся молодежи. Для этого предполагается развитие подростковых спортивных клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, создание групп, секций, кружков по спортивным интересам в учреждениях образования. [9]

     Судьба белорусской экономики зависит от последовательности и успеха проведения реформ. Ключевое звено преобразований - совершенствование производственных отношений, прежде всего отношений собственности. Нельзя использовать допотопные формы частной собственности, от которых капитализм уже отказался. В то же время и в общественной собственности ведомственность и бюрократизм подрывают и разрушают ее основу. Поэтому, в государственной собственности нужно усиливать именно общественные начала. Используя сочетание современных форм общественной и частной собственности, необходимо делать упор на те из них, которые способствуют движению экономики в сторону прогресса и повышению благосостояния народа. 

     3.2 Собственность и справедливость в экономических и управленческих процессах в Республике Беларусь 

     Форма собственности представляет «синтетическое» отношение, которое выступает как условие исторически определенного способа производства и воспроизводства, как внутренняя связь, соединяющая экономические формы отношений, и как результат функционирования экономической системы.

     В экономике Белоруси собственность выступает в следующих основных формах - общенародной, государственной, колхозно-кооперативной, собственности общественных организаций, собственности юридических лиц, личной собственности, собственности иностранных предприятий. Это выражает существо смешанной экономики, воплощающей многообразие форм собственности. К упомянутым добавляются коллективные, акционерные, фермерские, частные и другие предприятия. Распространенным способом реализации собственности стала аренда.

     Справедливость - одна из наиболее сложных социально-философских категорий, затрагивающих широкую сферу человеческой деятельности. Обеспечение социальной справедливости составляет одну из ведущих задач социальной политики государства. Объектами оценки с точки зрения социальной справедливости являются отношения: общества к личности; личности к обществу, классу, нации, государству, к другой личности.

     Социальная справедливость выступает как мера равенства по отношению к средствам производства, как соблюдение законности действий. Отсюда всякое неравенство есть несправедливость, а уравнительность близка к справедливости.

     В современных условиях нарушения социальной справедливости заключаются в следующем:

     * в значительном отчуждении непосредственных производителей и основной массы населения от собственности на средства производства, выражающемся прежде всего в слабом участии их в ее использовании и отстранении от принятия решений по управлению основными процессами;

     * в массовом нарушении принципа распределения по труду, слабой связи оплаты труда с его результативностью, чрезмерной дифференциации доходов населения вследствие наличия закрытых зон распределения благ (привилегии в жилье, местах отдыха, доплаты за звания и т. д.);

     * в наличии и развитии теневой экономики, спекуляций, приписок, взяточничества, воровства и др., в том числе и путем использования руководителями служебного положения. В обществе возросла прослойка людей, в том числе и среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, наживе любыми способами. Их циничная позиция приобрела все более воинственные формы, отравляя сознание окружающих, породила волну потребительства;

Информация о работе Социальная справедливость и экономическая эффективность