Сновы и коммерциализации инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из трех глав: первая глава содержит основные понятия инноваций и состоит из трех пунктов, вторая глава рассматривает маркетинг инноваций и состоит из четырех пунктов, в третье главе речь идёт о коммерциализации инноваций и рассматривается пример инновационной компании, глава состоит из трех пунктов.

При написании курсовой работы был использован материал журнальных статей, учебная литература, федеральный закон, Интернет ресурсы.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2

1. Инновации: основные понятия……………………………………...3

1.1. Основы инноваций…………………………………………………3

1.2. Понятие и признаки инновационной деятельности…………......6

1.3. Субъекты и объекты инновационной деятельности…………....11

2. Маркетинг инноваций……………………………………………...15

2.1. Инновационный потенциал организации…………………….....15

2.2. Рынок инновационной продукции………………………………21

2.3. Стратегический и оперативный инновационный маркетинг…24

2.4. Маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара……………………………………………………………………...32

3. Коммерциализация инноваций…………………………………....46

3.1. Основные положения……………………………………………46

3.2. Оценка коммерческого потенциала (“коммерциализуемости”) технологий………………………………………………………………..52

3.3. Пример инновационной компании «Фисоник»………………..54

Вывод………………………………………………………………….60

Список использованной литературы………………………………..61

Работа содержит 1 файл

Основы и коммерциализации инноваций.doc

— 697.00 Кб (Скачать)

     Возвращаясь к первому из сформулированных нами признаков, характеризующих инновационную  деятельность, подчеркнем, что термины  «создание» и «использование интеллектуального продукта», образующие содержание инновационной деятельности, несут в себе множество законодательно установленных особенностей, определяемых сущностью создаваемых и используемых интеллектуальных продуктов.

     Обращаясь ко второму признаку инновационной  деятельности, обратим внимание на то, что его основным содержанием являются действия по доведению новых и оригинальных идей до готовой товарной формы. Очевидно, что последняя может выражаться во множестве разнообразных изделий, работ, услуг, технологий, научно-технической документации, произведений науки, ноу-хау, коммерческой информации и т.д. 

     Данный  признак характеризует начальный  и конечный этапы инновационного процесса, обозначая, так сказать, путь от абстрактного решения к реальному  продукту, а от него к прибыли. Именно в этой краткой формуле заключается сущность инновационной деятельности и направление ее осуществления.

     В экономических исследованиях называются две разновидности такого направления.

     К первой из них относят так называемую «линейную» модель инновационного цикла, в соответствии с которой идея проходит ряд стадий, трансформируясь в объект техники, технологии либо иной продукт по следующей схеме: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, технологические разработки, производство, торговля, потребление.

     Второе  направление определяется как «цепная» модель инновационной деятельности. Согласно этой модели инновационный  процесс совершается не по линейной цепочке передачи знаний от стадии к стадии, а по цепочке с обратными связями между всеми составляющими ее звеньями. Определяющим моментом работоспособности такой модели будет критерий эффективности связи между различными стадиями, которые проходит идея с начала до конца инновационного процесса. 

     Приведенные модели представляют картину, отчасти идеализированную, поскольку степень их реализации на практике зависит от целого ряда факторов, решающим из которых будет инновационная политика государства, призванного в данном случае правовыми и экономическими средствами оптимизировать взаимодействие между звеньями инновационного процесса.

     Для полного цикла инновационной  деятельности требуется наличие  «материальных» стадий, а именно, производства, торговли и потребления. 

     Завершая  краткую характеристику признаков  инновационной деятельности, следует обратить внимание на еще один ее аспект, а именно, ответить на вопрос; является ли инновационная деятельность предпринимательской в чистом виде либо только содержит элементы предпринимательства. Ответ на него носит дискуссионный характер и должен быть, очевидно, сформулирован в пользу второго утверждения, хотя уже имеются специальные работы, в которых инновационная деятельность понимается в целом как предпринимательство.

     Не  отвергая, безусловно, наличия таких  элементов предпринимательства, как риск, самостоятельность, возможность получения прибыли при реализации конечного результата (инноваций), инновационную деятельность все же в большей степени необходимо рассматривать как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства.

     Это объясняется тем, что создание новых  и оригинальных продуктов и их внедрение как элементы первых стадий инновационного процесса не относятся  к предпринимательской деятельности в точном значении этого понятия, ибо решающим критерием, определяющим коммерческий успех, является качество новой конечной продукции, технологии и машин. Именно они будут выступать в облике имущества, товаров, работ или услуг как средств, из которых и с помощью которых предприниматель извлекает прибыль. На первых же стадиях инновационного цикла деятельность, как правило, бесприбыльна[12 c. 8]. 

        1. Субъекты  и объекты инновационной  деятельности

     Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности в качестве основной или как один из видов деятельности и включает:

  • научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций;
  • работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;
  • работы, связанные с подготовкой производства и проведением промышленных испытаний;
  • работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;
  • работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов; 
  • все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания и распространения инноваций.

     1. Субъектами инновационной деятельности  являются:

  • физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;
  • организации инфраструктуры инновационной деятельности;
  • государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
  • общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

     2. Объектами инновационной деятельности являются:

  • результаты интеллектуальной творческой деятельности;
  • инновационные проекты и программы;
  • технологии, оборудование и процессы, продукты.

     3. Субъекты инновационной деятельности  могут выполнять функции заказчиков  и/или исполнителей инновационных  проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

     4. Физические и юридические лица  являются субъектами инновационной  деятельности только на период осуществления ими инновационной деятельности на территории Российской Федерации[3 c. 15].

     Права субъектов инновационной  деятельности

     1. Осуществление не запрещенных  федеральным законодательством  видов инновационной деятельности  признается неотъемлемым правом субъектов инновационной деятельности.

     2. Субъекты инновационной деятельности  самостоятельно определяют направления,  виды и объекты инновационной  деятельности и по своему усмотрению  привлекают на договорной (контрактной)  основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

     3. Субъекты инновационной деятельности  могут выполнять функции заказчиков  и исполнителей инновационных  программ, проектов, мероприятий и  работ, инвесторов и поставщиков, необходимых материально - технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс, и потребителей инноваций.

     4. Субъекты инновационной деятельности  имеют право владеть, пользоваться  и распоряжаться результатами  инновационной деятельности, в том  числе осуществлять операции на территории РФ и за рубежом в соответствии с федеральным законодательством.

     5. Субъектам инновационной деятельности  предоставляется право участвовать  в конкурсах и аукционах, организуемых  в целях размещения централизованных  инвестиционных ресурсов и оказания государственной поддержки в реализации инновационных программ и инновационных проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники и технологий для государственных нужд и размещения государственных заказов на создание инноваций.

     Гарантии прав субъектов инновационной деятельности

     Органы  государственной власти РФ и органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности:

     - признание прав на обоснованный  риск, связанный с привлечением инвестиционных ресурсов и реализацией инновационных программ и проектов;

     - свободу доступа к информации  о приоритетах государственной  инновационной политики, завершенных  научно - исследовательских и опытно - конструкторских работах, подготовленных  к использованию в производстве, инновационных программах и проектах, подлежащих реализации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством в отношении государственной, служебной и коммерческой тайны;

     - финансирование в установленных  размерах инновационных программ и инновационных проектов, выполняемых по государственным заказам;

     - содействие подготовке, переподготовке  и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность.

     Договорные  отношения субъектов  инновационной деятельности

     1. Основным правовым документом, регулирующим  взаимоотношения субъектов инновационной  деятельности, является договор  (контракт), заключаемый между ними. Физические и юридические лица  являются субъектами инновационной  деятельности только на период осуществления ими практической реализации инновационного договора (контракта).

     2. Порядок заключения договоров  (контрактов), выборов партнеров,  определение обязательств и любых  других условий взаимоотношений  между субъектами инновационной  деятельности, возникающих в процессе их выполнения и не противоречащих федеральному законодательству, определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     3. Государственные контракты на  реализацию инновационных программ и проектов заключаются между органами государственной власти, органами местного самоуправления и субъектами - исполнителями в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством.

     Правовая  охрана результатов  инновационной деятельности

     На  все объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате инновационной  деятельности, распространяются требования по охране интеллектуальной собственности  и использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Патентным законом Российской Федерации и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности[10].

  1. Маркетинг инноваций
        1. Инновационный потенциал организации

     В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.

     В настоящий момент в российской экономике  наблюдается диспропорция между  наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В виду этих причин, исследование потенциала предприятия является актуальной задачей.

     Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и  отсутствием комплексных методических исследований в этой области[6 c. 32].

     Раскрытие сущности понятия "инновационный  потенциал" целесообразно осуществлять через определение его составных  категорий.  Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В физике понятие "потенциал" характеризует величину потенциальной энергии в определенной точке пространства. При этом потенциальная энергия – это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.

Информация о работе Сновы и коммерциализации инноваций