Системный анализ проблем функционирования поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о качестве медицинской помощи для современной науки и практики не нов. Врач, имея дело непосредственно с жизнью и здоровьем пациента, давая клятву Гиппократа, в своей повседневной профессиональной деятельности должен постоянно осмысливать свои действия при оказании медицинской помощи. Неверный шаг, неправильное решение медика может привести к негативному результату для пациента. От того, насколько качественно врач выполнил свои профессиональные функции, зависит будущее индивида, его здоровье и полноценное бытие в социальном мире.

Содержание

Введение 3
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования 5
2. Объект исследования как система 9
2.1 Цель, задачи и функции системы 9
2.2 Структура системы 13
2.3 Особенности окружающей среды 18
2.4 Определение места системы в классификации 21
3. Общесистемные принципы функционирования системы 22
4. Проблемы управления в исследуемой системе 26
5. Рекомендации по решению системной проблемы 30
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Системный анализ проблем функц-я поликлиники.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     6. Принцип совместимости (достижимости) согласно этому принципу заданные множества базовых элементов (персонал поликлиники, пациенты) и связи между ними, образующие систему поликлиники, при своем совместном функционировании (взаимодействии) обеспечивают достижение цели или требуемых свойств и характеристик системы поликлиники. 

     7. Принцип реализуемости (осуществимости) – проектируемая сложная система не должна содержать в своей структуре ни одного элемента, который нельзя было бы реализовать располагаемыми средствами, техникой, технологией, т.е. система должна быть обеспечена всеми видами ресурсов для достижения цели.  
 

     Этот  принцип нарушен в данной системе  и также отражает проблему функционирования поликлиники, как и принцип адекватности.                                       Целью системы является повышение  качества предоставляемых услуг, для чего необходимы такие ресурсы как финансы, кадры и оборудование. Однако по причине указанной в принципе сбалансированности, денежные средства не поступают в бюджет поликлинического учреждения или поступают, но в малых количества. Система испытывает нехватку кадров, а оборудование не соответствует современным стандартам. Вследствие чего, цель не может быть достигнута.

     Таким образом, существование выше рассмотренных общесистемных принципов, является обязательным к рассмотрению. Применение этих принципов помогает полноценно рассмотреть систему поликлиники, выявить связи между исследуемой системой и принципами, которые выполняются, либо не выполняются в ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы управления  в исследуемой  системе

     Первостепенное  место в повышении качества поликлинической помощи занимает система управления. Управление всегда должно начинаться со сбора информации и составления текущих и перспективных планов, которые должны быть в основе всего управления.

     Управление  – такая организация изучаемого процесса на основе имеющейся информации, которая направлена на достижение определенных целей, т.е. целенаправленное воздействие на объект или процесс [10]. Основными элементами являются:

     1) устройство управления (УУ) – сравнивает  выход управляемого объекта с желаемым и в зависимости от результата вырабатывает управляющий сигнал на объект;

     2) объект управления (ОУ) – характеризуется  входными (управляющими) и выходные (управляемыми) координатами. Управляемые  координаты – выходные координаты  объекта управления, значения которых должны изменяться в желаемом направлении в соответствии с целью управления. Управляющие – это  входные координаты объекта управления, путем изменения которых достигается изменение значения управляемых координат в желаемом направлении.

     Сам процесс управления строится из пяти этапов:

     1 – планирование, т.е. получению  информации о целях и задачах  управления Х0(t) – плановые значения управляемых координат;

     2 – получение информации о результатах  управления, т.е. о состоянии объекта  управления на данный момент времени;

     3 – анализ – сопоставление  плановых X0(t) и фактических X(t) значений управляемых координат с целью проанализировать и выявить причины отклонения от плана отклонений от плана;

     4 – процесс формирования управляющих  воздействий U(t) на основе выявленных причин формирования согласования (уменьшение возмущение в системе). Процесс принятия решений.

     5 – исполнение принятого решения.  Это есть реализация управляющих  воздействий в виде последовательности  каких-либо операций.

Каждый  блок испытывает влияние возмущения со стороны внешней среды.

     Главная цель управления состоит в том, чтобы  в каждый момент времени вектор выходных координат должен быть равен вектору  входных координат, т.е. X(t) = X0(t).

     Главная проблема управления, как своевременно и с высокой точностью достичь цели управления при действии возмущений, т.е. в условиях помех, противодействия, недостатка ресурсов.

     Достижение  целей управления возможны различными способами, т.е. построением различных  структуру управляемых систем с использованием принципов управления [6].

     Так как поликлиника, система сложная, то проблемы управления рассмотрим с  помощью ситуационного принципа. Он является двухконтурным и включает контур обратной связи и контур ситуационного  управления.

     Суть  этого принципа заключается в том, что в каждый момент времени по располагаемый информации о поведении сложной динамической системы, ее целях, состоянии и интересах отдельных подсистем (элементов), о характере поведения окружающей среды и т.д., проводится идентификация и анализ текущей ситуации; в зависимости от результатов этого анализа принимается управленческое решение по корректировке программы, состояния, алгоритмов, структуры управляющей подсистемы с целью проведения состояния (поведения) всей системы в соответствии с данной ситуацией.

     Структура системы управления поликлиникой, в  которой имеются проблемы, касающиеся ее непосредственной деятельности, т.е. проблемы ее функционирования, будет выглядеть следующим образом:  

Рисунок 3. Структура системы управления 

     Рассмотрим  действие этой системы на конкретном примере городской районной поликлиники, которая выступает объектом управления (ОУ). Всем известно, что город разделен на участки, каждый из которых закреплен  за определенным медицинским учреждением.  Итак, планирующая система в лице руководителя поликлиники, ставит целью обслужить всех желающих, проживающих на данной территории (что вводится плановыми значениями управляемых координат X0(t)). Далее, в кабинете медицинской статистики (Анализатор), который занимается изучением потребности населения в медицинской помощи за счет основного показателя – посещаемости (количество посещений в расчете на одного жителя в год), выдаются необходимые данные (цифры) – сколько в среднем в месяц необходимо обслужить количество человек. Полученные результаты поступают в отдел кадров (УУ или в данном случае блок принятия решения 1).                          Там составляются графики приема врачей, списки необходимых специалистов, т.е. непосредственно осуществляется формирование управляющего воздействия. В следующем блоке происходит исполнение управленческого решения и доставляется управляющее воздействие до объекта управления. 

     Но  в системе могут произойти  изменения, вызванные влиянием окружающей среды – внешние возмущающие  воздействия (f(t)).  В этом качестве могут выступить такие явления как грипп, массовое отравление, гололед. В таком случае поток пациентов увеличится, а значит, станет необходим пересмотр существующих правил и ввод нового распорядка.  Данные вновь попадают в кабинет медицинской статистки, происходит повторная оценка количества посетителей, и действие системы направляется на корректировку первоначального плана в отдел кадров (блок принятия решений 2).  В качестве блока обратной связи выступает Регистратура.

     Анализ текущей ситуации можно представить как совокупность следующих переменных: Sitтек={ X(t), X0(t), Ɛ(t), U(t), f(t)}. Управляющие координаты будут иметь следующий вид: U1(t)=f(Ɛ(t)); U2(t)=f(Sitтек(t)).

     Нарушения принципа управления в построенной  системе управления возможно, например, при неточной информации  о количестве посетителей, это может происходить в результате несоответствия числа записавшихся в регистратуре, числу пришедших на прием.

     Таким образом, планирующей подсистемой  является руководство поликлиники, оно ставит цели и намечает дальнейшие пути функционирования учреждения (сбор информации, составление текущих и перспективных планов). А постоянное изучение потребности населения во внебольничном обслуживании является важным моментом в деятельности поликлиники.

     Процесс управления происходит не в изолированной  системе, а во взаимодействии с внешней  средой. Система управления вместе с объектом управления испытывает постоянное влияние среды и сама оказывает  воздействие на окружение [1].

5. Рекомендации по решению системной проблемы

     Одним из наиболее важных направлений совершенствования  системы здравоохранения является решение вопросов мотивации медицинских  работников к повышению качества, доступности, порядка и условий  оказания бесплатной медицинской помощи.

     Возможные пути решения проблемы качества медицинского обслуживания заключаются:

  • в наращивании (развитии) новых методик и технологий;
  • в повышении квалификации, профессионального мастерства медицинских работников, включая среднее звено;
  • в материальном стимулировании медицинского персонала;
  • в повышении престижности профессии в обществе;
  • в улучшении материально-технической базы медицинских учреждений;
  • в изучении, использовании, обмене опытом с другими странами, особенно теми, которые имеют внушительные достижения;
  • в формировании здорового образа жизни населения, что представляет собой не краткосрочный проект, а серьезную работу, без которой нет будущего;

     В конечном счете, для выхода из сложившейся  ситуации, необходима переоценка ценностей, пересмотр приоритетов - реформа в сфере здравоохранения, учитывающая менталитет, традиции и обычая нашей страны.  
 
 
 
 
 

Заключение

     Поликлиника, являясь элементом системы здравоохранения, оказывает существенное влияние на поведение государства. От реализации в ней потребности в получении качественной медицинской помощи зависит социальная стабильность и сохранение порядка в обществе. Таким образом, качество медицинского обслуживания выступает неотъемлемым условием эффективного функционирования и развития здравоохранения в России.

     Системный анализ очень важен для полного  понимания и анализа процессов, наиболее точного определения и  решения главных проблем, существующих в системе.

     В первом разделе данной курсовой работы была выявлена главная проблема деятельности поликлиники – качество медицинского обслуживания, заключающаяся в нехватке грамотных медицинских работников. Установлена цель системного исследования и выполнена декомпозиции ее на задачи.

     Во  втором разделе было разработано  «дерево целей» системы, позволяющее  достичь главной, глобальной цели – повышения качества медицинского обслуживания. Рассмотрена структура системы.  Определены особенности поликлиники, как системы сложной и открытой, её взаимодействие с внешней средой и место в классификации систем.

     В третьем разделе анализировались общесистемные принципы функционирования системы, их выполнение или невыполнение.

     В четвертом разделе была спроектирована ситуационная структура управления для поликлиники, для выявления  в ней проблем управления.

     В пятом разделе были разработаны рекомендации по решению проблемы качества медицинского обслуживания. 
 

Список  литературы

  1. Галимзянов  И.В. Теория управления: конспект лекций/ УГАТУ. – Уфа  2006
  2. Зайнашев Н. К. Производственный менеджмент. Экономико-математические модели. — М.: Машиностроение, 2006г.
  3. Зайцев А.К. Исследование систем управления: Учебное пособие. - Н.Новгород: НИМБ 2006.-123 с.
  4. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 248 с. – («Вопрос – ответ»).
  5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. – М.: Финансы и Статистика, 2006. – 848 с.
  6. Хасанова Н.В. Исследование социально-экономический и политических процессов: конспект лекций/ УГАТУ. – Уфа
  7. Юсков В.Н. Хирургия в вопросах и ответах: электронная книга (ebook) – 2007. – 500 с. 
  8. http://medvuz.info/load/ozz_obshhestvennoe_zdorove_i_zdravookhranenie/obshhie_principy_organizacii_raboty_polikliniki.html
  9. http://victor-safronov.narod.ru/systems-analysis/books.html
  10. http://slovari.yandex.ru
  11. http://www.ru.wikipedia.org

Информация о работе Системный анализ проблем функционирования поликлиники