Системный анализ проблем функционирования поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о качестве медицинской помощи для современной науки и практики не нов. Врач, имея дело непосредственно с жизнью и здоровьем пациента, давая клятву Гиппократа, в своей повседневной профессиональной деятельности должен постоянно осмысливать свои действия при оказании медицинской помощи. Неверный шаг, неправильное решение медика может привести к негативному результату для пациента. От того, насколько качественно врач выполнил свои профессиональные функции, зависит будущее индивида, его здоровье и полноценное бытие в социальном мире.

Содержание

Введение 3
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования 5
2. Объект исследования как система 9
2.1 Цель, задачи и функции системы 9
2.2 Структура системы 13
2.3 Особенности окружающей среды 18
2.4 Определение места системы в классификации 21
3. Общесистемные принципы функционирования системы 22
4. Проблемы управления в исследуемой системе 26
5. Рекомендации по решению системной проблемы 30
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Системный анализ проблем функц-я поликлиники.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа

     по  дисциплине

     «Исследование социально-экономических  и политических процессов»

     Тема

     «Системный анализ проблем функционирования поликлиники»

Уфа - 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

     Здравоохранение, образование, жилье.

       Именно эти сферы определяют

       качество жизни людей и

     социальное  самочувствие общества. 

Президент РФ 
Д.А.Медведев 
 

     Вопросы медицинского обслуживания и формирования здорового образа жизни широко обсуждаются  и решаются не только в нашей стране.  Эти проблемы стоят перед любым государством, стремящимся к самосохранению.

     Вопрос  о качестве медицинской помощи для  современной науки и практики не нов. Врач, имея дело непосредственно  с жизнью и здоровьем пациента, давая клятву Гиппократа, в своей  повседневной профессиональной деятельности должен постоянно осмысливать свои действия при оказании медицинской помощи. Неверный шаг, неправильное решение медика может привести к негативному результату для пациента. От того, насколько качественно врач выполнил свои профессиональные функции, зависит будущее индивида, его здоровье и полноценное бытие в социальном мире.

     Модернизация  российского здравоохранения актуализировала  вопросы качества медицинского обслуживания и необходимость нового осмысления проблемы. Так как системный анализ носит комплексный характер и базируется на совокупности подходов, применение которых позволит наилучшим образом провести исследование и получить желаемые результаты, целесообразно применить его для решения этой проблемы.

     Системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами [4].

     Таким образом, системный анализ необходим  для выявления специфики работы системы и выработки мероприятий  по улучшению ее деятельности. В  качестве объекта системных исследований рассматривается поликлиника, исследуются проблемы качества медицинского обслуживания, возникающие в процессе ее функционирования.

     В первом разделе формируется проблематика, то есть комплекс проблем, которые существуют в системе экологических проблем, цели и задачи исследования. Определяется необходимость проведения системного анализа, что будет проделано в работе и для чего. 

    Во  втором разделе поликлиника рассматривается  как система, определяется ее цель, задачи, структура системы, а также  особенности влияния окружающей среды и ее место в системе классификации.

    Третий  раздел содержит в себе общесистемные  принципы функционирования систем и  их выполнения или невыполнения на примере поликлиники.

     В четвертом разделе описываются  проблемы управления в исследуемой  системе, и далее в пятом разделе  приводятся рекомендации по решению системной проблемы.  
 

1. Формулировка проблемы, цели и задач  исследования

     Здоровье, по определению Всемирной Организации  Здравоохранения (ВОЗ), является «состоянием  полного физического, духовного  и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». С точки зрения социальной медицины выделяют три уровня для оценки здоровья: здоровье отдельного человека; здоровье малых социальных или этнических групп; здоровье всего населения. А это значит, что в работу по сохранению здоровья населения необходимо включаться не только государственным структурам, но и структурам каждого отдельного муниципального образования.

     Поликлиника – это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для  проведения профилактической работы среди населения, оказания медицинской помощи больному на дому, лечебно-диагностического обслуживания населения, экспертизы временной нетрудоспособности. От амбулатории отличается более значительным объемом деятельности и возможностью оказания специализированной помощи по многим врачебным специальностям [7].

     Система поликлинических учреждений дает сбой: неверные диагнозы, возмущающиеся пациенты, неквалифицированный персонал. Заболевая, люди предпочитают не обращаться в  подобные заведения (поликлиники по месту жительства, больницы), а пытаются бороться с болезнью своими силами, что в большинстве случаев приводит к беде. Либо идут за помощью в платные клиники, где также встречаются некомпетентные специалисты, но всё же реже, зато вероятность установления верного диагноза с последующим лечением – возрастает. Такое удовольствие не всем по карману, это скорее вынужденная мера.

     Проблемосодержащая  система - система, в деятельности которой появилась данная проблема как некоторое отрицательное нежелательное явление. Она связана с другими системами и входит как часть в некоторую надсистему и состоит в свою очередь из частей, подсистем, в различной степени причастных к данной проблеме. Таким образом, к любой реальной проблеме необходимо относится не как к отдельно взятой, а как к «клубку» взаимосвязанных проблем. Используя для обозначения этой совокупности термин «проблематика», можно сказать, что этап формулирования проблемы состоит  в определении проблематики.

     В поликлинике, как в системе, имеются такие недостатки как:

     1) Низкий уровень заработной платы медицинских работников, особенно среднего звена и прочего персонала, порождает не укомплектованность кадрами, что в свою очередь влечет за собой снижение доступности медицинской помощи.

     2)  «Небесплатность» бесплатного медицинского обслуживания. На сложные дорогостоящие исследования часто бывает очередь пациентов. В результате некоторые из них, не желая ожидать в очереди проведения бесплатного исследования, оплачивают его из собственных средств. Также на часть исследований, финансирование которых предусмотрено за счет средств бюджета, поликлиническим учреждениям выделяются квоты, которые быстро заканчиваются, а потребность в этих видах дорогостоящих исследований сохраняется.

     Однако  есть еще один взгляд на проблему бесплатности медицинского обслуживания: «Бесплатный уровень – это всегда какие-то рамки. Больному всегда хочется получить больше. Материальных ресурсов лечебного учреждения не всегда хватает на то, чтобы полностью удовлетворить пациентов».

     3) Доступность медицинского обслуживания. Лидирующими проблемами при получении  медицинского обслуживания являются  трудности с получением талона  на прием и очереди на прием  к врачу, на получение процедуры,  обследования. Причиной каждого  десятого случая отказа в медицинском обслуживании является - отсутствие в поликлинике необходимого специалиста.

     Итак, две ключевые проблемы доступности: не укомплектованность медучреждений  кадрами и трудности с получением высокотехнологичных видов лечения. Руководители поликлинических учреждений также отмечают кадровую проблему: «Не всегда можно попасть на прием, потому что либо какого-то доктора нет, либо он так занят, что принять всех не может. Укомплектованность участковыми врачами составляет 50%. Обязать работать их на две и более ставки мы просто не в состоянии».

     4) Взаимодействие с медицинским  персоналом. Это уже больше вопрос  культуры, этики. Большинство пациентов  сталкиваются с такой проблемой  как невнимательность, грубость  со стороны медперсонала.

     5) Устаревшее оборудование. Для оказания бесплатной медицинской помощи редко используются передовые технологии, чаще всего это «доисторические» методы получения результатов. У медучреждений нет возможности на покупку и содержание медтехники нового уровня.

     6) Неквалифицированный персонал. Нехватка грамотных специалистов, которые действительно знают свое дело,  не говоря уже о специалистах узкого профиля, порождает собой, пожалуй, самую актуальную главную проблему, так как влечет за собой серьезные последствия.

     Например, со «стреляющей» болью в ухе вы обращаетесь к отоларингологу, он сообщает вам, что увидел в нем воспаление и ставит диагноз: «острый отит» с последующим соответствующим лечением антибиотиками. На самом же деле у вас –  воспаление лимфатического узла, а с ушами всё в порядке.  Но вам это не известно, вы послушно выполняете все предписания. Варианты исхода этой ситуации разнообразны, в большинстве случаев – плачевны.

     К тому же, без решения данного вопроса, нет смысла, к примеру, снабжать медицинские  учреждения высокотехнологическим оборудованием. 

     Полученное  множество проблем, названное проблематикой, и является исходным пунктом для системного анализа.

     Проблема  качества медицинского обслуживания, заключающаяся в неграмотности медицинских работников, имеет ключевое значение для дальнейшего функционирования и развития системы здравоохранения в целом.

     В данном случае государство, представленное системой здравоохранения, является надсистемой. Оно заинтересовано в физическом здоровье нации и поддержании  ее стабильного состояния. К подсистеме относится население страны. Пациент (больной) в сфере медицинской деятельности является центральной фигурой, с которой взаимодействуют все иные субъекты, так или иначе принимающие участие в организации, обеспечении или непосредственном оказании медицинской помощи. Каждый индивид является элементом рассматриваемой системы.

     Цель  системного анализа состоит в  том, чтобы выявить факторы, влияющие на систему и получить оптимальные  решения проблем системы. Оптимальные  – значит лучшие или, по крайней мере, хорошие для всей системы в целом, а не для какой-либо отдельной ее части.

     Целью исследования является анализ проблем функционирования поликлиники. Цель иерархична, так как она отражает потребности сложной многоуровневой системы. Иерархия целей образуется в результате ее декомпозиции на задачи. Для достижения конечной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть систему поликлиник с позиции ее основных компонентов, целей и задач, стоящих перед ней, т.е. необходим комплексный анализ системы;

     - установить проблемы управления  функционированием системы;

     - выявить механизм функционирования системы, ее общие закономерности;

     - разработать рекомендации по  решению проблем, существующих  в данной системе.

2. Объект исследования  как система

2.1 Цель, задачи и  функции системы

     Поликлиника, в функциях которой предоставление медицинского обслуживания населению, является сложной системой и относится  к сфере здравоохранения. Её цель – улучшение качества предоставляемых услуг. К основным задачам системы относят:

     1. Оказание квалифицированной первичной  и специализированной медицинской  помощи населению обслуживаемого  района непосредственно в медицинском учреждении и на дому.

     2. Организация и проведение комплекса  профилактических мероприятий среди населения обслуживаемого района и работников прикрепленных предприятий и учреждений, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

     3. Организация и осуществление  диспансеризации населения (здоровых  и больных) и, прежде всего,  лиц с повещенным риском заболевания сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями.

     4. Организация и проведение мероприятий  по санитарно-гигиеническому воспитанию  населения, пропаганде здорового  образа жизни, в том числе  рационального питания, усиление двигательной активности, борьбы с курением и другими вредными привычками.

Информация о работе Системный анализ проблем функционирования поликлиники