Системный анализ проблем функционирования поликлиники

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о качестве медицинской помощи для современной науки и практики не нов. Врач, имея дело непосредственно с жизнью и здоровьем пациента, давая клятву Гиппократа, в своей повседневной профессиональной деятельности должен постоянно осмысливать свои действия при оказании медицинской помощи. Неверный шаг, неправильное решение медика может привести к негативному результату для пациента. От того, насколько качественно врач выполнил свои профессиональные функции, зависит будущее индивида, его здоровье и полноценное бытие в социальном мире.

Содержание

Введение 3
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования 5
2. Объект исследования как система 9
2.1 Цель, задачи и функции системы 9
2.2 Структура системы 13
2.3 Особенности окружающей среды 18
2.4 Определение места системы в классификации 21
3. Общесистемные принципы функционирования системы 22
4. Проблемы управления в исследуемой системе 26
5. Рекомендации по решению системной проблемы 30
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Системный анализ проблем функц-я поликлиники.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Для более наглядного представления  цели системы изобразим ее в виде «дерева целей» - это граф (схема), показывающая деление общих целей на подцели до необходимого уровня декомпозиции и выражающая соподчинение и взаимосвязи элементов.

     «Дерево целей» представляет собой структурированную  по иерархическому принципу совокупность генеральной цели (Рисунок 1) и ее подчиненных подцелей 1-го, 2-го и последующих уровней («вершины» цели),  соединенных между собой связями (ребрами, ветвями «дерева» целей) [5]. 

     

Рисунок 1. «Дерево» целей простое (нециклическое)

     Количество  подцелей необязательно должно быть одинаковым для каждой цели верхнего уровня. Все зависит от исследуемой предметной области. Таким образом, «дерево» целей поликлиники будет выглядеть следующим образом:

       

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                 

Рисунок 2. «Дерево» целей поликлиники

     В результате применения этого метода к данному учреждению, сформировались цели, реализация которых необходима для достижения желаемого результата, то есть повышения качества предоставляемых услуг. Определилась зависимостей и роль каждой цели в процессе достижения генеральной цели, произошло разграничение подцелей по степени важности в данных условиях осуществления медицинской деятельности. Так, для реализации цели «Повышение качества медицинского обслуживания» необходимо реализовать как минимум три цели:

  • Улучшение условий и оплаты труда;
  • Совершенствование форм диагностики;
  • Увеличение числа квалифицированных специалистов.

     В системном анализе исследования строятся на использовании категории  системы, под которой понимается единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели [11]. Система должна удовлетворять двум требованиям:

  1. Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом; существенные свойства системы теряются, когда она расчленяется.

  2. Поведение элементов системы и их воздействие на целое взаимозависимы; существенные свойства элементов системы при их отделении от системы также теряются. Гегель писал о том, что рука, отделенная от организма, перестает быть рукой, потому что она не живая.

     Совокупность  свойств элементов системы не представляет собой общего свойства системы, а дает некоторое новое  свойство. «Внезапное» появление ранее не известных качеств у системы называется эмерджентностью. К примеру, исследования, проводимые с помощью рентген аппарата невозможны за пределами поликлиники. Таким образом, изучая свойства каждого элемента системы в отдельности, нельзя познать всех свойств системы в целом.

     Сложные системы обладают рядом особенностей. Первая – это целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. В данном случае надсистемой является система здравоохранения, цель которой сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Система здравоохранения, в свою очередь является подсистемой для государства, которое также заинтересовано в физическом социальном и психологическом благополучии, возможности трудовой деятельности граждан.

     Вторая  особенность – иерархичность  строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных  на основе подчинения элементов низшего  уровня – элементам высшего уровня. В данном случае простейшим примером проявления иерархии в системе поликлиники является главный врач, как управляющий элемент и терапевт, как управляемая структурная единица. 

     К третьей особенности можно отнести  структуризацию, позволяющую анализировать  элементы системы и их взаимосвязи  в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

     И последнее, компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована еще более простыми подсистемами и так далее до тех пор, пока не будет получен элемент [9]. В качестве подсистемы поликлиники можно представить население страны, следовательно, каждый индивид будет выступать в роли элемента системы. 

     Итак, система поликлиники состоит  из множества взаимодействующих  и взаимозависящих составляющих (подсистем), и является подсистемой  для вышестоящих уровней (надсистем). Имеет локальные цели подчиненные глобальной цели.

2.2 Структура системы

     В качестве объекта системных исследований рассматривается поликлиника, как  система, содержащая в себе проблемы, касающиеся ее непосредственной деятельности, т.е. проблемы функционирования поликлиники.

     Способ  декомпозиции – способ деления системы  на подсистемы. Для этого необходимо выбрать базовый элемент, определить тип связи (по направлению; по природе). Различают декомпозицию по вертикали и по горизонтали. В случае поликлиники, декомпозиция происходит по вертикали, так как образуется иерархическая (многоуровневая) система с двумя, тремя уровнями. Поскольку проблема функционирования данного учреждения затрагивает все ее уровни, следовательно, за базовый элемент системы следует принять сотрудника поликлиники. Структура поликлиники представлена в Приложении 1.

     Согласно  первому системному закону, любая  система с одной стороны может  быть системой среди себе подобных, а с другой стороны – подсистемой  некоторой более сложной системы. Надсистемой в данном случае выступает  система здравоохранения, которая  осуществляет совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [7]. Подсистемой выступает коллектив работников учреждения, в функциях которого предоставление качественного квалифицированного медицинского обслуживания, они непосредственно занимаются решением проблем функционирования поликлиники.  
 

     Как было сказано выше, структура поликлиники, как системы, является иерархической, в общем случае имеет три уровня. Уровни подчинены друг другу по вертикали, а также имеют свои собственные цели и функции, выполнение которых направлено на достижение глобальной цели системы. Структура системы определена в соответствии с ее задачами и функциями, в ней предусматриваются следующие подразделения:

  • регистратура;
  • отделение профилактики (кабинеты доврачебного приема, организации контроля над диспансеризацией населения и ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете, кабинет для выявления лиц с повышенным риском заболевания — анамнестический, прививочный кабинет, кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения, кабинет профилактических осмотров отдельных контингентов);
  • лечебно-профилактические подразделения (терапевтическое, травматологическое, стоматологическое отделения и др.);
  • вспомогательно-диагностические подразделения (рентгеновское отделение, лаборатории, отделение функциональной диагностики и др.);
  • административно-хозяйственная часть (бухгалтерия, отдел кадров и др.);
  • женская консультация;
  • отделение медицинской реабилитации.

     В регистратуре на каждого больного заводится «Медицинская карта амбулаторного больного», производятся учет, хранение и оформление всех остальных медицинских документов и регулируется нагрузка на врачей посредством талонной системы или самозаписи.

     Отделение профилактики создается в городских поликлиниках, обслуживающих более 30 тыс. человек, в целях раннего выявления больных и лиц с повышенным риском заболевания, организации и проведения профилактических медицинских осмотров, прививок населению, организации и контроля над проведением диспансеризации. В его задачу входят также разработка плана мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний на территории обслуживания поликлиники, пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди населения и борьба с вредными привычками (курение, пристрастие к алкоголю) и малоподвижным образом жизни [8].

     Кабинет доврачебного приема, являющийся составной  частью отделения профилактики поликлиники, организуется для регулирования  потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. В нем ведется прием больных для решения вопроса о срочности направления к врачу, проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, измерение температуры тела, заполнение некоторых документов (паспортной части посыльного листа по ВТЭК, санаторно-курортной карты и т. д.). Работники кабинета направляют больных на лабораторные и другие исследования в тех случаях, когда последние в день обращения не нуждаются во врачебном приеме; участвуют в организации и проведении профилактических медицинских осмотров.

     В лечебно-профилактическом подразделении  оказывается медицинская помощь, как правило, по основным врачебным  специальностям. Особенностью данного подразделения является терапевтическое отделение. Участковый врач (терапевт) являющийся специалистом широкого профиля, работает по скользящему графику, ведет прием больных в поликлинике и оказывает помощь на дому: обслуживает первичные вызовы на дом и планирует активные посещения в зависимости от состояния здоровья больного. Основные функции, которые возлагаются на данное подразделение это -  оказание первой медицинской помощи при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях и своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении, а также экспертиза временной нетрудоспособности, освобождение больных от работы, направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности.

     Вспомогательно–диагностическое подразделение предназначено для проведения различных медицинских исследований. Его задача – помочь врачам в проведении диагностики и в оценке качества принятых мер для выздоровления. Правильно поставленный диагноз – залог успешного лечения.

     Женская консультация – это лечебно-профилактическое подразделение поликлиники амбулаторного типа. Она обслуживается врачами, акушерками и медицинскими сёстрами. В женской консультации ведутся специализированные приёмы: есть кабинет по планированию семьи, есть гинеколог-эндокринолог, который занимается лечением женщин с нарушением менструального цикла, также есть кабинет по невынашиванию беременности. В женской консультации есть кабинет УЗИ и лаборатория. В большинстве женских консультаций работают дневные стационары, где проводится наблюдение и лечение беременных с акушерской патологией.

     Отделение медицинской реабилитации направлено на восстановление утраченных или снижение функциональных возможностей организма  вследствие заболевания. Методы физиотерапии способствуют более быстрому выздоровлению. Задача данного отделения – сохранить и восстановить уровень здоровья пациентов.  В современных условиях нашего общества объективно повышается роль восстановительной медицины.

     Административно-хозяйственная  часть осуществляет экономическую, юридическую, организационную, социальную деятельность в соответствующих сферах и еще раз доказывает, что система является сложной, а также, что она взаимодействует с внешним миром, а значит, классифицируется как открытая.

Информация о работе Системный анализ проблем функционирования поликлиники