Системный анализ организации и разработка рекомендаций по совершенствованию управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - системный анализ организации и определение направлений совершенствования управления, а также разработка рекомендаций по развитию мотиваций сотрудников организации. В соответствии с поставленной целью намечены следующие задачи: дать краткую характеристику объекта исследования, провести анализ внутренней и внешней среды организации, определить основные направления совершенствования управления организацией, дать понятие и значение мотиваций в управлении, описать подразделение организации, выбранного для проведения анкетирования, и, впоследствии, провести и обработать результаты анкетирования. Конечным результатом работы является разработка рекомендаций по развитию мотивации сотрудников организации.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1 Системный анализ организации и определение направлений совершенствования управления........................................................................4
1.1 Краткая характеристика объекта исследования .............................4
1.2 Анализ внутренней среды организации ..........................................6
1.3 Анализ внешней среды организации ...............................................10
1.4 Основные направления совершенствования управления организацией…………………………………………………………………13
2 Исследование и разработка рекомендаций по развитию мотиваций сотрудников организации ................................................................................14
2.1 Понятие и значение мотиваций в управлении ...............................14
2.2 Краткая характеристика подразделения организации, выбранного для проведения анкетирования .......................................................................15
2.3 Проведение и обработка результатов анкетирования……………16
2.4 Анализ результатов анкетирования ................................................18
2.4.1 Анализ результатов анкетирования на оценку мотивов трудовой деятельности ...............................................................................................18
2.4.2 Анализ результатов анкетирования на оценку степени удовлетворенности работой ......................................................................22
2.5 Рекомендации по развитию мотивации сотрудников организации........................................................................................................27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ...............................................................30

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

     Помимо  всего экономический кризис сказывается  на данном предприятии, так как рост цен не позволяет своевременно приобретать новую технику для замены старой.  

     2 Исследование и разработка рекомендаций по развитию                  мотивации сотрудников организации 

      2.1. Понятие и значение мотивации в управлении 

     Мотивацию называют волшебным словом менеджмента. В практике современного управления ей принадлежит особая роль. Мотивацию называют источником энергии всей человеческой деятельности.

     Чтобы эффективно управлять, надо знать мотивы трудовой деятельности подчиненных. Под  мотивами понимают внутренние побуждения человека к деятельности, движущие силы, определяющие его поведение.

     Теория "мотивационной  гигиены" Ф.Херцберга для объяснения мотивации использует две группы факторов: внутренние факторы, т.е. собственно мотивы деятельности, присущие самому человеку, и внешние факторы, связанные с окружающей средой, условиями организации и привлекательностью самого процесса труда.

     Мотивационная теория ожидания Врума  - согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:

    1. руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
    2. сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
    3. сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
    4. сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

     Необходимо  выяснить насколько важно в рамках единой системы мотивации такие понятия, как потребности, удовлетворение, ожидания, справедливость вознаграждения, способности и др.

     Используя рекомендации различных теорий, руководители могут делать многое для того, чтобы усилить мотивацию к действию путем создания условий и применения стимулов, способствующих определенному поведению работников. 
 

     2.2 Краткая характеристика подразделения организации, выбранного для проведения анкетирования 

     Рассматриваемое подразделение – это поликлинический медицинский отдел.

     Численность работников подразделения , в том числе численность опрашиваемых – 15 человек.

     Задачи, решаемые работниками подразделения, его место и роль в организации: задачей отдела стоматологии является оказание качественной стоматологической помощи прикрепленному контингенту, поскольку конкурентное преимущество, как высокое качество лечения пациентов позволит в сложных современных условиях не только выживать, но и развиваться.

      Договорно-правовой отдел – юридическое сопровождение  действий компании.

     Отдел по работе с клиентами – работа с потребителями услуг компании.

     Планово – экономический – хозяйственный  учет и планирование.

     Характер  труда преимущественно физический и строго регламентированный.

     Условия труда включают в себя безопасность труда, удобство и комфортность рабочих мест.

     Организация труда индивидуальная или групповая, в зависимости от решаемой задачи;

     Используемые в подразделении формы вознаграждения труда – это премия, благодарность (записывается в трудовую книжку). 
 

    2.3. Проведение и обработка результатов анкетирования 

    Для проведения анкетирования нами было разработано 2 вида анкет. И опрошено 15 человек поликлинического медицинского отдела.

    Итоговые  результаты анкетирования отражены в сводной таблице.

Таблица 1 Сводная таблица результатов оценки мотивов трудовой деятельности

Мотивы  трудового поведения Количество  соответствующих ответов, чел Общее количество опрашиваемых
Большое влияние Среднее влияние Незначительное  влияние Не имеет  значения Затрудняюсь ответить
1. Стремление к получению большего  материального вознаграждения

2. Стремление  избежать наказаний, взысканий

3. Боязнь потерять  работу

4. Стремление  к хорошим отношениям с коллегами

5. Стремление  к признанию, уважению

6. Чувство ответственности  за выполняемую работу

7. Понимание  значимости и необходимости выполняемой  работы

8. Стремление  к продвижению по службе

9Удовлетворение  от хорошо выполненной работы

10. Стремление к самовыражению в труде, желание проявить творчество в работе

11 
 
 

8 

4

9 

7 

11 
 

8 
 

11 

9 
 

7

4 
 
 

5 

5

4 

6 

4 
 

5 
 

3 

4 
 

6

0 
 
 

1 

4

2 

1 

0 
 

2 
 

1 

2 
 

2

0 
 
 

1 

1

0 

1 

0 
 

0 
 

0 

0 
 

0

0 
 
 

0 

0

0 

0 

0 
 

0 
 

0 

0 
 

0

15 
 
 

15 

15

15 

15 

15 
 

15 
 

15 

15 
 

15

 
 

Таблица 2 Сводная таблица результатов оценки степени удовлетворенности работой 

Факторы удовлетворенности Количество  соответствующих ответов Общее количество опрашиваемых
Совершенно  удовлетворен Пожалуй, удовлетворен Совершенно неудовлетворен Затрудняюсь ответить Улучшение состояния Ухудшение состояния
1. Выбранная профессия

2. Содержание  труда

3. Организация  труда

4. Оплата труда

5. Отношения  в коллективе

6. Стиль и  методы работы

7. Отношение  администрации к нуждам работников

8. Перспективы  профессионального роста

9. Объективность  оценки работы руководителем

10. Уровень информированности о делах предприятия

11. Возможность  влиять на дела в коллективе

12. Социально-бытовые  условия на производстве

10 

7 

4 

4

9 

6 

4 
 
 

8 
 

4 
 

6 
 

8 
 

6

5 

6 

9 

10

6 

8 

10 
 
 

5 
 

10 
 

9 
 

7 
 

9

0 

1 

1 

0

0 

0 

0 
 
 

1 
 

0 
 

0 
 

0 
 

0

0 

1 

1 

1

0 

1 

1 
 
 

1 
 

1 
 

0 
 

0 
 

0

14 

11 

10 

9

14 

14 

12 
 
 

13 
 

14 
 

12 
 

13 
 

13

1 

4 

5 

6

1 

1 

3 
 
 

2 
 

1 
 

3 
 

2 
 

2

15 

15 

15 

15

15 

15 

15 
 
 

15 
 

15 
 

15 
 

15 
 

15

 
 
 
 

     2.4. Анализ результатов анкетирования

     2.4.1. Анализ результатов анкетирования по оценке мотивов трудовой деятельности

   Степень выраженности мотива трудового поведения  определяется по следующей формуле:

      Ч11223344

                                        В =

      Чобщ – Ч5

где Ч12 , Ч3 , Ч4 - численность работников, оценивших влияние мотива на трудовую деятельность соответственно как большое, среднее, незначительное и не имеет значения; К1, К2, К3, К4 - коэффициенты, принимаемые равными 3, 2, 1 и 0 для вариантов ответов: большое, среднее, незначительное влияние и не имеет значения; Чобщ - общая численность опрашиваемых; Ч5 - численность работников, затруднившихся ответить на предложенный вопрос.

   Показатель  степени выраженности рассчитывается для каждого из 10 представленных в анкете мотивов трудового поведения.

   Далее определяется ранг каждого мотива по следующей схеме. Мотиву, имеющему наибольшую степень выраженности, присваивается первый ранг и так далее по мере снижения показателя В. Результаты расчетов сводятся в таблицу (см. табл. 3), в которой последовательность мотивов определяется в соответствии с их рангом.

Таблица 3 Обобщающая оценка степени выраженности мотивов трудового поведения

Ранг Мотивы трудового  поведения Степень выражаемости мотивов (В)
1 

1

2 

3

3

4

5

6

7

8

Стремление  к получению большего материального  вознаграждения

Чувство ответственности  за выполняемую работу

Понимание значимости и необходимости выполняемой  работы

Стремление к  хорошим отношениям с коллегами

Удовлетворение  от хорошо выполненной работы

Стремление к  продвижению по службе

Стремление избежать наказаний, взысканий

Стремление к  признанию, уважению

Боязнь потерять работу

Стремление к  самовыражению в труде, желание  проявить творчество в работе

2,73 

2,73

2,67 

2,47

2,47

2,4

2,3

2,27

1,73

1,6

 

      Максимально возможное значение показателя В  соответствует 3. Такой результат  может быть получен в том случае, если все без исключения респонденты  отметили большое влияние рассматриваемого мотива на их трудовую активность. При значении показателя В, равном 2 можно говорить о средней выраженности мотива в рассматриваемом коллективе. Соответственно, значение В < 2 свидетельствует о слабой выраженности мотива у сотрудников.

 

        

 

Рис. 1 Оценка степени влияния мотивов поведения на трудовую активность персонала 

 

     Рис. 2 Анализ результатов анкетирования по  оценке мотивов трудового поведения персонала

     Рисунок 2 показывает, что только два последних  пункта находятся ниже среднего показателя. Это говорит о низком влиянии данных факторов на трудовое поведение персонала.

      В завершении анализа была осуществлена типологизация работников отдела  в зависимости от характера их мотивации к труду и представлена в виде таблицы. 

Таблица 4 Схема типологизации персонала в зависимости от характера мотивации 

Материальная  заинтересованность Интерес к процессу труда Ответственность за выполняемую работу Условное название человеческого типа
1 2 3 4 5
1 + + + «Оптимальный»
2 + + + «Оптимальный»
3 + + + «Оптимальный»
4 + + + «Оптимальный»
5 + + + «Оптимальный»
6 + + + «Оптимальный»
7 + + + «Оптимальный»
8 + + + «Оптимальный»
9 + + + «Оптимальный»
10 + + + «Оптимальный»
11 + + + «Оптимальный»
12 + + + «Оптимальный»
13 + + + «Оптимальный»
14 + - + «Неустойчивый»
15 + - + «Неустойчивый»

Информация о работе Системный анализ организации и разработка рекомендаций по совершенствованию управления