Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - системный анализ организации и определение направлений совершенствования управления, а также разработка рекомендаций по развитию мотиваций сотрудников организации. В соответствии с поставленной целью намечены следующие задачи: дать краткую характеристику объекта исследования, провести анализ внутренней и внешней среды организации, определить основные направления совершенствования управления организацией, дать понятие и значение мотиваций в управлении, описать подразделение организации, выбранного для проведения анкетирования, и, впоследствии, провести и обработать результаты анкетирования. Конечным результатом работы является разработка рекомендаций по развитию мотивации сотрудников организации.
Введение..............................................................................................................3
1 Системный анализ организации и определение направлений совершенствования управления........................................................................4
1.1 Краткая характеристика объекта исследования .............................4
1.2 Анализ внутренней среды организации ..........................................6
1.3 Анализ внешней среды организации ...............................................10
1.4 Основные направления совершенствования управления организацией…………………………………………………………………13
2 Исследование и разработка рекомендаций по развитию мотиваций сотрудников организации ................................................................................14
2.1 Понятие и значение мотиваций в управлении ...............................14
2.2 Краткая характеристика подразделения организации, выбранного для проведения анкетирования .......................................................................15
2.3 Проведение и обработка результатов анкетирования……………16
2.4 Анализ результатов анкетирования ................................................18
2.4.1 Анализ результатов анкетирования на оценку мотивов трудовой деятельности ...............................................................................................18
2.4.2 Анализ результатов анкетирования на оценку степени удовлетворенности работой ......................................................................22
2.5 Рекомендации по развитию мотивации сотрудников организации........................................................................................................27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы ...............................................................30
Помимо
всего экономический кризис сказывается
на данном предприятии, так как рост цен
не позволяет своевременно приобретать
новую технику для замены старой.
2
Исследование и разработка
рекомендаций по развитию
мотивации сотрудников
организации
2.1.
Понятие и значение
мотивации в управлении
Мотивацию называют волшебным словом менеджмента. В практике современного управления ей принадлежит особая роль. Мотивацию называют источником энергии всей человеческой деятельности.
Чтобы эффективно управлять, надо знать мотивы трудовой деятельности подчиненных. Под мотивами понимают внутренние побуждения человека к деятельности, движущие силы, определяющие его поведение.
Теория "мотивационной гигиены" Ф.Херцберга для объяснения мотивации использует две группы факторов: внутренние факторы, т.е. собственно мотивы деятельности, присущие самому человеку, и внешние факторы, связанные с окружающей средой, условиями организации и привлекательностью самого процесса труда.
Мотивационная теория ожидания Врума - согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Необходимо выяснить насколько важно в рамках единой системы мотивации такие понятия, как потребности, удовлетворение, ожидания, справедливость вознаграждения, способности и др.
Используя
рекомендации различных теорий, руководители
могут делать многое для того, чтобы усилить
мотивацию к действию путем создания условий
и применения стимулов, способствующих
определенному поведению работников.
2.2
Краткая характеристика
подразделения организации,
выбранного для проведения
анкетирования
Рассматриваемое подразделение – это поликлинический медицинский отдел.
Численность работников подразделения , в том числе численность опрашиваемых – 15 человек.
Задачи, решаемые работниками подразделения, его место и роль в организации: задачей отдела стоматологии является оказание качественной стоматологической помощи прикрепленному контингенту, поскольку конкурентное преимущество, как высокое качество лечения пациентов позволит в сложных современных условиях не только выживать, но и развиваться.
Договорно-правовой
отдел – юридическое
Отдел
по работе с клиентами – работа
с потребителями услуг
Планово
– экономический –
Характер труда преимущественно физический и строго регламентированный.
Условия труда включают в себя безопасность труда, удобство и комфортность рабочих мест.
Организация труда индивидуальная или групповая, в зависимости от решаемой задачи;
Используемые
в подразделении формы вознаграждения
труда – это премия, благодарность (записывается
в трудовую книжку).
2.3.
Проведение и обработка
результатов анкетирования
Для проведения анкетирования нами было разработано 2 вида анкет. И опрошено 15 человек поликлинического медицинского отдела.
Итоговые результаты анкетирования отражены в сводной таблице.
Таблица 1 Сводная таблица результатов оценки мотивов трудовой деятельности
Мотивы трудового поведения | Количество соответствующих ответов, чел | Общее количество опрашиваемых | ||||
Большое влияние | Среднее влияние | Незначительное влияние | Не имеет значения | Затрудняюсь ответить | ||
1.
Стремление к получению 2. Стремление избежать наказаний, взысканий 3. Боязнь потерять работу 4. Стремление к хорошим отношениям с коллегами 5. Стремление к признанию, уважению 6. Чувство ответственности за выполняемую работу 7. Понимание
значимости и необходимости 8. Стремление к продвижению по службе 9Удовлетворение от хорошо выполненной работы 10. Стремление к самовыражению в труде, желание проявить творчество в работе |
11 8 4 9 7 11 8 11 9 7 |
4 5 5 4 6 4 5 3 4 6 |
0 1 4 2 1 0 2 1 2 2 |
0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 |
15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 |
Таблица
2 Сводная таблица результатов оценки
степени удовлетворенности работой
Факторы удовлетворенности | Количество соответствующих ответов | Общее количество опрашиваемых | |||||
Совершенно удовлетворен | Пожалуй, удовлетворен | Совершенно неудовлетворен | Затрудняюсь ответить | Улучшение состояния | Ухудшение состояния | ||
1.
Выбранная профессия
2. Содержание труда 3. Организация труда 4. Оплата труда 5. Отношения в коллективе 6. Стиль и методы работы 7. Отношение
администрации к нуждам 8. Перспективы профессионального роста 9. Объективность оценки работы руководителем 10. Уровень информированности о делах предприятия 11. Возможность влиять на дела в коллективе 12. Социально-бытовые условия на производстве |
10 7 4 4 9 6 4 8 4 6 8 6 |
5 6 9 10 6 8 10 5 10 9 7 9 |
0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 |
0 1 1 1 0 1 1 1 1 0 0 0 |
14 11 10 9 14 14 12 13 14 12 13 13 |
1 4 5 6 1 1 3 2 1 3 2 2 |
15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 |
2.4. Анализ результатов анкетирования
2.4.1. Анализ результатов анкетирования по оценке мотивов трудовой деятельности
Степень выраженности мотива трудового поведения определяется по следующей формуле:
Ч1*К1+Ч2*К2+Ч3*К3+Ч4*К4
Чобщ – Ч5
где Ч1 ,Ч2 , Ч3 , Ч4 - численность работников, оценивших влияние мотива на трудовую деятельность соответственно как большое, среднее, незначительное и не имеет значения; К1, К2, К3, К4 - коэффициенты, принимаемые равными 3, 2, 1 и 0 для вариантов ответов: большое, среднее, незначительное влияние и не имеет значения; Чобщ - общая численность опрашиваемых; Ч5 - численность работников, затруднившихся ответить на предложенный вопрос.
Показатель степени выраженности рассчитывается для каждого из 10 представленных в анкете мотивов трудового поведения.
Далее определяется ранг каждого мотива по следующей схеме. Мотиву, имеющему наибольшую степень выраженности, присваивается первый ранг и так далее по мере снижения показателя В. Результаты расчетов сводятся в таблицу (см. табл. 3), в которой последовательность мотивов определяется в соответствии с их рангом.
Таблица 3 Обобщающая оценка степени выраженности мотивов трудового поведения
Ранг | Мотивы трудового поведения | Степень выражаемости мотивов (В) |
1 1 2 3 3 4 5 6 7 8 |
Стремление
к получению большего материального
вознаграждения
Чувство ответственности за выполняемую работу Понимание значимости и необходимости выполняемой работы Стремление к хорошим отношениям с коллегами Удовлетворение от хорошо выполненной работы Стремление к продвижению по службе Стремление избежать наказаний, взысканий Стремление к признанию, уважению Боязнь потерять работу Стремление к самовыражению в труде, желание проявить творчество в работе |
2,73 2,73 2,67 2,47 2,47 2,4 2,3 2,27 1,73 1,6 |
Максимально
возможное значение показателя В
соответствует 3. Такой результат
может быть получен в том случае,
если все без исключения респонденты
отметили большое влияние
Рис.
1 Оценка степени влияния
мотивов поведения на
трудовую активность
персонала
Рис. 2 Анализ результатов анкетирования по оценке мотивов трудового поведения персонала
Рисунок 2 показывает, что только два последних пункта находятся ниже среднего показателя. Это говорит о низком влиянии данных факторов на трудовое поведение персонала.
В
завершении анализа была осуществлена
типологизация работников отдела
в зависимости от характера их
мотивации к труду и
Таблица
4 Схема типологизации персонала в зависимости
от характера мотивации
№ | Материальная заинтересованность | Интерес к процессу труда | Ответственность за выполняемую работу | Условное название человеческого типа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | + | + | + | «Оптимальный» |
2 | + | + | + | «Оптимальный» |
3 | + | + | + | «Оптимальный» |
4 | + | + | + | «Оптимальный» |
5 | + | + | + | «Оптимальный» |
6 | + | + | + | «Оптимальный» |
7 | + | + | + | «Оптимальный» |
8 | + | + | + | «Оптимальный» |
9 | + | + | + | «Оптимальный» |
10 | + | + | + | «Оптимальный» |
11 | + | + | + | «Оптимальный» |
12 | + | + | + | «Оптимальный» |
13 | + | + | + | «Оптимальный» |
14 | + | - | + | «Неустойчивый» |
15 | + | - | + | «Неустойчивый» |