Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:12, курс лекций
Цели и функции системы управления персоналом. Организационная структура системы управления персоналом. Методы формирования кадрового состава. Методы поддержания работоспособности персонала. Аттестация персонала. Обучение персонала. Содержательная теория мотивации.
Стили зависят от факторов:
а) Значение качества решения.
б) Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.
в) Степень структурированности проблемы.
г) значение согласия подчинённых
с целью организации
д) Вероятность того, что
автократическое решение
е) Степень мотивации подчиненных на достижение цели в организации, при исполнении задачи, при формулировании и изложении проблемы.
ж) Степень вероятности конфликта между подчинёнными при выборе альтернатив.
Концепция атрибутивного (причины) руководства.
Функциональный подход в управлении людьми.
Модель Адаира. Развивает умение руководить и базируется на предположении, что задача менеджера состоит в том, чтобы совместить потребности от отдельного работника, группы и задания в одно продуктивное целое.
8 основных прикладных функций управления:
1) Определения задания.
2) Планирование.
3) Инструктаж.
4) Контроль.
5) Оценка работы.
6) Мотивация.
7) Организация.
8) Собственный пример.
(15.10.2012)
Социально-психологическая диагностика персонала.
Факторы, определяющие личность:
- природные свойства
индивида, его индивидуально-
- система потребностей, мотивов, интересов;
- система управления личностью.
Классификация Карла Юнга:
1) Экстраверт (внешний мир).
2) Интроверт (внутренний мир).
Темперамент – совокупность
врождённых динамических характеристик,
определяющих скорость реагирования,
степень эмоциональной
Типы темперамента:
1) Холерики (активные, целеустремлённые, сильные, эмоционально страстные, работоспособные, характерны перепады настроения).
2) Флегматики (медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны).
3) Сангвиники (быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, гибки, лидеры).
4) Меланхолики (переживают, размышляют, чувствительны, умны, творческие).
Характер – это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретённых качеств, выражающих отношение человека к себе, к другим людям, вещам, обществу и проявляющих устойчивых, привычных формах поведения.
Типы поведения человека в организации:
1) Первый тип – преданный
и дисциплинированный член
2) Второй тип – «приспособленец»
(не приемлет ценности
3) Третий тип – «оригинал» (ценности приемлет, нормы поведения – нет).
4) Четвёртый тип –
«бунтарь» (не приемлет ни
Психологические характеристики:
1) Целенаправленность – бесцельность.
2) Мотивированность – незаинтересованность.
3) Самостоятельность – зависимость.
4) Организованность – стихийность.
5) Ответственность – безответственность.
6) Компетентность – некомпетентность.
7) Творчество – рутинность.
Категории работников:
1) Генераторы идей (3%).
2) Активные эрудиты (10%).
3) Ремесленники (87%).
Формирование команд.
Командный менеджмент, т.е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий.
Типы команд:
1) Занимающиеся подготовкой рекомендаций.
2) Занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо.
3) Управляющие процессом.
Тип лидера – характерные особенности, определяющие всю систему взаимоотношений лидера с подчинёнными.
Людьми могут руководить:
1) Сильный лидер.
2) Транзактор (создаёт
особые способы
3) Герой-визионер (сила убеждения).
4) Пассионарные личности (ведут за собой).
Типы команд:
1) «Номинальная», или псевдокоманда.
2) «Клика». Люди абсолютно доверяют лидеру.
3) «Комбинат».
4) «Кружок».
5) «Команда лидеров».
Этапы командообразования:
1) Адаптация.
2) Группирование.
3) Кооперация.
4) Нормирование деятельности.
5) Функционирование.
Любая группа проходит ряд стадий:
1) «Клика»: адаптация, группирование, кооперация, нормирование деятельности, функционирование.
2) «Комбинат»: адаптация, нормирование деятельности, функционирование, группирование, кооперация.
3) «Кружок»: адаптация, функционирование, нормирование, кооперация.
4) «Команда»: адаптация, группирование, нормирование, кооперация, функционирование.
Уровни проведения процессов формирования команд:
1) Индивидуальное
2) Непосредственное формирование команды.
3) Построение межкомандных взаимоотношений.
Подходы к формированию команд:
1) Целеполагающий.
2) Межличностный.
3) Ролевой.
4) Проблемно-ориентированный.
Модели коллегиального выбора решений.
1) Модель на основе теории управления. Эффективна, когда направлена на решение задач, поддающихся анализу.
2) Модель Карнеги.
3) Модель инкрементального процесса выбора.
4) Модель «мусорного ящика».
Конфликты в организации.
Конфликт – это
наиболее острый способ разрешения противоречий
в интересах, целях, взглядах, возникающий
в процессе социального взаимодействия,
заключающийся в противодействи
Типы конфликтов:
1) Внутриличностный.
2)Межличностный.
3) Межгрупповой.
4) Между личностью и группой.
5) Социальный.
Структура конфликта:
1) Объект конфликта.
2) Участники конфликта.
3) Социальная среда, условия конфликта.
4) Субъективное восприятие и его личностные элементы.
Виды конфликтов:
1) По способу решения:
антагонистические,
2) По природе возникновения: социальные, организационные, личностные.
3) По отношению к отдельному субъекту: внутренние, внешние.
4) В зависимости от организационного уровня: горизонтальные, вертикальные.
5) По сфере возникновения и развития: деловые, личные.
6) По распределению между сторонами потерь и выигрышей: симметричные, асимметричные.
7) По характеру своего проявления во внешней среде: открытые, скрытые.
8) По степени управляемости:
прогнозируемые, запланированные (
9) По характеру: объективные, субъективные.
10) По последствиям: конструктивные, деструктивные.
Функции конфликта:
1) Позитивные:
- разрядка напряжённости между сторонами;
- получение новой информации об оппоненте;
- сплочение коллектива при
- стимулирование к изменениям и развитию;
- снятие синдрома покорности у подчинённых;
- диагностика возможностей
2) Негативные:
- большие эмоциональные,
- увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение отношений в
коллективе;
- представление о побеждённых группах как о врагах;
- увлечение процессом
- сложное восстановление