Система управления маркетинговой деятельностью фирмы

Автор: i******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследовать аспекты системы управления маркетинговой деятельностью фирмы. Исходя из данной цели, в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть сущность и основные концепции маркетинговой деятельности;
- изучить процесс управления маркетингом на предприятии;
- рассмотреть процесс планирования и контроля за осуществлением маркетинговых мероприятий;

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Сущность и концепция маркетинговой деятельности 5
2 Процесс управления маркетинговой деятельностью 19
3 Планирование и контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий 26
Заключение 34
Глоссарий 36
Список использованных источников 38
Приложения 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Управление маркетингом.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     - издержки производства могут  быть снижены при увеличении  объемов производства.

     Товарная  концепция. Основное содержание товарной концепции маркетинга представлено в таблице 2.

     Согласно  таблице 2 товарная концепция предполагает, что потребитель предпочтет более качественный товар, обладающий более высокими качественными характеристиками. Данная концепция исходит из тезиса о том, что человек, желая подчеркнуть свою индивидуальность, будет покупать уникальный товар.

     Для товарной концепции свойственно  следующее:

     - производство более качественных  товаров, «перетягивание» покупателей  за счет лучшего предложения;

     - в тех случаях, когда цена  товара не является определяющей, внимание акцентируется на особенностях товара, его качестве, инновационности.

     Товарная  концепция действенна в следующих  условиях:

     - качество является решающим фактором  выбора товара;

     - достаточно высока эластичность  спроса по качеству;

     - товары-конкуренты дифференцируются  по качеству;

     - товары технологически сложные.

     И не подходит в следующих случаях:

     - отсутствие общепризнанного обозначения  «премиум качество»;

     - некоторые покупатели делают  выбор в пользу менее технологичных  и более дешевых товаров;

     - на рынке существуют товары-субституты. 

     Таблица 2. Основное содержание товарной концепции  маркетинга 

Категория Содержание
Условия формирования Насыщение рынка  сопровождается усилением конкуренции. При этом методы конкурентной борьбы теряли свою эффективность.
Суть  концепции Любой товар  может быть продан на рынке, если он хорошего качества.
Особенности концепции Усилия компании направлены на товарную дифференциацию (совершенствование характеристик  товара), для чего фирмы уже аккумулировали достаточно ресурсов.
Цели  производителя Повышение качества товара, характеристик товара, ценных для потребителя.
Способ  достижения цели Достигается путем  технических разработок, позволяющих  выделить товар среди конкурентов  по его качественным характеристикам.
Современные условия применения Может быть применена на любых типах рынка.
Недостатки Высокая цена товара на рынке (производитель возмещает  расходы на разработку товара). Кроме  того, производитель не способен адекватно  оценивать угрозу со стороны товаров-субститутов.
 

     Не  стоит забывать, что нельзя акцентировать внимание фирмы только лишь на модернизации своих продуктов. Следует проводить мониторинг действий конкурентов, в частности, в сфере инноваций. Особое внимание необходимо уделить появлению альтернативных товаров, т.к. они способны серьезно повлиять на положение фирмы в перспективе.

     Концепция стимулирования сбыта. Основное содержание концепции стимулирования сбыта, представлено в таблице 3. 

     Таблица 3. Основное содержание концепции стимулирования сбыта  

Категория Содержание
Условия формирования В условиях кризиса  компании столкнулись с отсутствием  спроса на свои товары. При этом даже крупные фирмы не имели ресурсов на изменение ассортимента.
Суть  концепции Любой товар  может быть продан, если для этого  приложить усилия.
Особенности концепции Фокусирование внимания на интенсификации сбытовых усилий.
Цели  производителя Производство  товара с последующим изощренным сбытом.
Способ  достижения цели Агрессивные методы принуждения к разовой покупке (психологическое давление, материальная заинтересованность), методы ориентации покупателей на долговременные покупки (скидки постоянным покупателям).
Современные условия применения Товары пассивного спроса, (покупатель не испытывает потребность  в товаре, пока не узнает о его  достоинствах, избыток товаров при отсутствии естественного спроса).
Недостатки Появление «иммунитета» покупателей к различным методам  интенсивного сбыта, насыщение рынка  узким товарным ассортиментом, замедление или прекращение роста компаний.
 

     Сбытовая концепция  полагает, что объем продаж компании в большей степени зависит от прилагаемых компанией усилий по продвижению своих товаров. Сбытовая концепция – первая, которая предложила путь решения проблем за пределами организации.

     Основные  положения сбытовой концепции:

     - основное внимание уделяется  созданию желания купить продвигаемый товар;

     - деятельность компании направлена  на сбыт продукции, при этом  реальные потребности покупателей  в политике компании не отражены;

     - основные инструменты маркетинговой  деятельности компании - цены и  стимулирование.

     Концепция интенсификации коммерческих усилий планомерно стала использоваться менеджерами, давая им ответы на вопросы разработки и продвижения продукции. В развитых странах была введена более совершенная  система управления производственно-сбытовыми задачами, появившаяся в результате пресыщения рынка товарами. Для управления спросом начали применять специальные методы.

     Как правило, сбытовая концепция применима  в следующих ситуациях:

     - товар не вызывает высокого  спроса, но обладает потребительской ценностью (страховые услуги);

     - компания вынуждена в короткие  сроки сбыть запасы своей продукции,  в связи с реорганизацией или  ликвидацией;

     - слабодифференцированный товар  на высококонкурентном рынке. 

     Сбытовая  концепция, как правило, не используется в ситуациях, когда организация ставит акцент на покупателях. Если политикой компании предусмотрено создание клиентов-«патриотов», т.е. не увеличение количества клиентов в краткосрочном периоде, а создание отношений в перспективе, повышение лояльности покупателей.6

     Концепция традиционного маркетинга. Основное содержание концепции традиционного  маркетинга представлено в таблице 4. 

     Таблица 4.  Основное содержание концепции  традиционного маркетинга   

Категория Содержание
Условия формирования Частые неудачи  в использовании концепции совершенствования товара (новый товар не пользовался должным спросом, и его продажи не покрывали инвестиций, затраченных на разработку).
Суть  концепции Товар будет  продан на рынке, если его производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка.
Особенности концепции Внимание руководства  компаний направлено на удовлетворение реальных потребностей рынка.
Цели  производителя Стремление  следовать в своей деятельности за структурой потребительского спроса.
Способ  достижения цели Фирмы тратят значительные ресурсы на изучение спроса и потребительских  предпочтений и стремятся производить  востребованный рынком товар.
Современные условия применения Может быть применена  на любых типах рынка.
Недостатки Стремление  компаний ориентироваться на сиюминутные потребности индивидуума, что в конечном итоге приводит к конфликту с идеями долгосрочного благополучия общества.
 

     Согласно  концепции маркетинга, для выполнения поставленных задач, фирме необходимо выявлять потребности целевых сегментов и воссоздавать их в своих товарах или услугах лучше, чем это делают конкуренты.

     Концепция маркетинга зародилась на фундаменте предыдущих концепций и вобрала  в себя некоторые предшествующие постулаты:

     1. Предложение доступных по цене  товаров;

     2. Продукция должна быть высокого качества;

     3. Продукцию необходимо активно  продвигать до конечного покупателя. Теоретики и практики маркетинга  в скором времени убедились,  что, вследствие ограничений в  средствах производства и разнообразия  потребительских предпочтений в удовлетворении сходных нужд, невозможно универсальное предложение для всех сегментов рынка. Как следствие, одна компания не может производить товары для всех сегментов рынка, удовлетворяя одними и теми же товарами разнообразные нужды покупателя. На основе данных размышлений был введен термин «целевой рынок».

     Целевой рынок - это рынок, имеющий ряд  четких параметров, и используемый компанией для сбыта своей  продукции, и обеспечивающий компании существенный доход.7

     Центром внимания данного подхода является определенный покупатель, имеющий индивидуальные потребности и желания.

     Необходимо  заострить внимание на том, что в  эпоху сильной конкуренции выигрывают те компании, которые создают условия  для привлечения постоянных клиентов. Добиться данной цели можно, с высокой точностью определив предпочтения покупателей, проводя рекламные компании и стимулирующие мероприятия. Интегрированный маркетинг - деятельность в сфере маркетинга, подразумевающая кооперацию всех структурных звеньев компании, с целью изучения и удовлетворения нужд клиентов.

     Многие  эксперты полагают, что для современного рынка более эффективным будет  создание лояльных клиентов компании, т.к. привлечение новых клиентов обойдется компании в 5 раз дороже, чем удержание старых. В пользу лояльных клиентов говорит и тот факт, что фирме необходимо вложить примерно в 16 раз больше средств для того, чтобы новый клиент принес компании тот же доход, что и существующий.

     Итак, центром внимания данной концепции  является индивидуализированный потребитель, с конкретными нуждами и предпочтениями. Деятельность компании, использующей маркетинговый подход в ведении дел, основывается на непрерывном мониторинге состояния рынка, выявлении и оценке покупательских предпочтений, учете альтернатив развития в долгосрочной перспективе.

     При использовании данной концепции  компания получает выгоды следующими способами:

     - большее внимание уделяется выявлению  потребительских предпочтений;

     - предложение покупателям товаров,  соответствующих их предпочтениям;

     - концентрация сил на выявлении сегментов рынка и сосредоточение усилий на наиболее выгодных из них, тех, которые могут дать наибольший доход компании;

     - согласование производства и  реализации (например, разработку продукции,  рекламу, подбор торгового персонала,  стимулирование сбыта, исследование конъюнктуры рынка, ценовой политики и т.д.);

     - подкрепление сбытовой политики  фирмы путем изготовления товаров,  востребованных занимаемым рынком.8

     Компании  используют данный подход в кризисном  или предкризисном состоянии (замедление темпов роста, обострение конкуренции), что нельзя назвать положительным моментом. Согласно теории, цель компании, использующей данную концепцию, состоит в наилучшем удовлетворении спроса. Естественно, компании всегда направляют свою деятельность на получение доходов, но получить их можно, лишь лучшим образом  удовлетворяя нужды своих клиентов.

     Но  компаниям надо, во-первых, учитывать  существующий спрос, во-вторых, создавать  его и управлять им. А значит, краеугольным положением маркетинговой  концепции является исчерпывающее исполнение нужд покупателей, а также их создание и оптимизация взаимоотношений участников рынка.

     Маркетинговая концепция действенна в следующих  ситуациях:

     - на рынке много игроков и  он развивается;

     - покупатели достаточно информированы  и склонны к поискам наилучшей альтернативы;

     - на рынок часто выводят новинки;

     - аналогичная продукция конкурентов  пользуется спросом, т.е. спрос  на продукцию предприятия низок.

     Социально-этический  маркетинг. Основное содержание концепции  социально-этического маркетинга представлено в таблице 5. 

     Таблица 5. Основное содержание концепции социально-этического маркетинга 

Информация о работе Система управления маркетинговой деятельностью фирмы