Система стратегического планирования. Сущность, условия применения, недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Содержание

Стр.
Введение
1. Система стратегического планирования. Сущность, условия применения, недостатки. 3
2. Стратегический план Республиканского унитарного предприятия Белорусский металлургический завод
2.1. Миссия и цели предприятия
2.2. Анализ внешней среды
2.3. Анализ внутренней среды
2.4. СВОТ – таблица
2.5. Анализ конкуренции
2.6. Стратегические зоны хозяйствования
2.7. Корпоративная стратегия предприятия
2.8. Деловая стратегия предприятия
5
5
7
9
14
15
18
24
25
Литература

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
 
 

Анализ  рабочей среды 

Элементы  рабочей среды Характеристика элементов рабочей среды
ПОСТАВЩИКИ 
Хорошее отношение  с предприятием; основу рынка поставщиков составляют предприятия ближнего и дальнего зарубежья
КОНКУРЕНТЫ Конкуренция наиболее активна со стороны России. Основное направление конкурентной борьбы – снижение себестоимости и повышения качества. Сильные стороны конкурентов: опыт работы; своя сырьевая база. Слабые стороны конкурентов: ослабление позиций в области прогресса производства, технологии и качества
ПОТРЕБИТЕЛИ Существуют объективные  предпосылки к освоению новых рынков, неплатежеспособность некоторых предприятий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. АНАЛИЗ  ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
 

ПОДСИСТЕМА  МАРКЕТИНГ:

Разнообразие  и качество ассортимента

  Республиканское  унитарное предприятие «БМЗ»  - современное предприятие черной металлургии европейского типа, которая выпускает большой ассортимент продукции (Приложение 1). На заводе внедрена система качества на базе международного стандарта ИСО-9002. Продукция соответствует международным требованиям. Заводом получено 18 сертификатов качества.

Рыночная демография

   Основными потребителями продукции РУП «БМЗ» являются ведущие производители шин Австрии, Германии, Швеции, Венгрии, Македонии, Словении, Польши, Люксембурга и США. Благодаря высокому качеству и более низкой себестоимости уже сейчас нашим металлокордом укрепляют колеса грузовых и легковых автомобилей, сходящих с конвейеров компаний «Мерседес-Бенц», «Вольво», «Икарус», «Шкода», «Матадор», «Континенталь» (Германия), «Гудиер» (Люксенбург) и др.

    Потребителями металлокорда и проволоки РМЛ являются всемирно известные концерны и фирмы: Goodyear (США - Люксембург), Michelin (Франция), Continental (Германия), Cooper (США), Pirelli (Италия), Sumitomo (Япония), Aeroquip (США), Hiflex (Великобритания), Parker (США-Нидерланды), Manuli Rubber (Италия), Alfa Gomma (Италия), Semperit (Австрия) и др. Степень воздействия потребителя на производителя очень велика, т.к. наша продукция должна соответствовать требованиям заказчиков.

Рыночные  исследования и разработки

  На  предприятии постоянно ведутся научные исследования по разработке и освоению новых видов продукции. Кроме этого предприятие периодически проводит исследование динамики показателей рыночной коньюктуры с целью максимального удовлетворения меняющегося спроса на потребительском рынке.

Сбыт, реклама, продвижение  товара

   Успех  работы на рынках сбыта во  многом зависит от скоординированной работы всех звеньев предприятия, профессионализма управленческого персонала, хорошего знания рынка и тенденций его развития, правильно выбранной маркетинговой стратегии. Учитывая качество и уровень цен (табл.1) на металлопродукцию, можно утверждать, что на внутреннем рынке продукция РУП «Белорусский металлургический завод» будет иметь гарантированный сбыт. Вместе с тем, при реализации на территории республики предприятие зачастую несет значительные убытки, поскольку цены сдерживаются директивными указаниями. Поэтому для поддержания положительной рентабельности производства реализуемая предприятием стратегия маркетинга направлена на приоритетное продвижение своей продукции на рынки стран СНГ и увеличение экспортных поставок в дальнее зарубежье.

  Предприятие  ежегодно принимает участие во  всех специализированных международных выставках и конференциях, проходящих в Республике Беларусь и за рубежом. Участие в таких выставках предоставляет уникальную возможность укрепить рыночные позиции, придать бизнесу стабильность, позволяет оперативно и эффективно корректировать маркетинговую и сбытовую политику в соответствии с динамично меняющейся конъюнктурой рынка. Предприятие регулярно размещает свою рекламу в периодических изданиях и на страницах Internet.

Табл.1

Цены  внутреннего рынка  СНГ в январе 2001 года по данным выборочных наблюдений 

    Страна Цена, $/т
    Арматура  Катанка Стальные  трубы

    Украина

    190-210 190-210 280-320
    Россия  205-225 190-205 280-305
    Прибалтика  190-210 200-215 300-335
    Беларусь  215-235 210-230 300-320
    Молдова 230-250 245-255 320-345
 

Табл.2

Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности БМЗ на конец 2001 года, тыс.руб.

Показатели  Дебиторская задолженность Кредиторская  задолженность Превышение  задолженности 
Дебиторской Кредиторской
С покупателями и заказчиками за товары и услуги  
 
19 113 619
 
 
15 602 400
 
 
3 511 219
 
 
-
По векселям - 4 941 903 - 4 941 903
По авансам 906 213 24 648 533 - 23 742 320
По внебюджетным платежам  
-
 
19 750
 
-
 
19 750
С бюджетом - 3 037 423 - 3 037 423
По отчислениям  на соц.нужды  
-
 
365 275
 
-
 
365 275
По оплате труда  
-
 
854 739
 
-
 
854 739
Прочие  1 444 355 281 294 1 163 061 -
С дочерними  предприятиями  
-
 
-
 
-
 
-
Итого 21 464 187 49 751 317 - 28 287 130
 

 Как  видно из таблицы дебиторская  задолженность по расчетам с  покупателями и заказчиками превышает кредиторскую, это говорит о низкой платежеспособности некоторых предприятий-заказчиков. Хотя в общем кредиторская задолженность превышает дебиторскую. 

• сильные стороны: разнообразие и качество ассортимента; проведение маркетинговых исследований и быстрое приспособление к изменяющимся условиям; активная реклама.

• слабые стороны: низкая платежеспособность некоторых предприятий- заказчиков.

ВЫВОД: умение вести конкурентную борьбу дает возможность предприятию занимать значительную долю на рынке. 

ПОДСИСТЕМА  ФИНАНСОВ:

  Важнейшей  характеристикой текущего финансового  положения предприятия является способность своевременно оплачивать свои разнообразные обязательства. Одним из признаков устойчивости финансового положения предприятия является уровень платежеспособности. По предоставленным данным общий коэффициент платежеспособности на начало 2001 года равен 0,89, на конец 2001 – 1,13.

   Данный  коэффициент показывает, что в  случае крайней необходимости предприятию придется превращать в реальные платежные средства (в деньги) помимо дебиторской задолженности и текущие запасы и затраты.

   Оптимальный  уровень общего коэффициента  ликвидности от 1 до 2. На конец  отчетного периода платежеспособность  предприятия значительно увеличилась (на 27%) и коэффициент общей ликвидности стал 1,13. Это говорит о том, что оборотных средств предприятия достаточно для погашения краткосрочных обязательств.

    Экономическая (чистая рентабельность  к собственному капиталу) рентабельность  составляет 7%.

     Важными показателями, характеризующими  финансовую устойчивость предприятия: коэффициент финансовой автономии (независимости), коэффициент финансовой зависимости. По предоставленным  данным коэффициент автономии в течении отчетного периода снизился примерно на 15% (или 0,15). В мировой практике он равен 0,5. Это означает, что до достижения коэффициента автономии равного 0,5 предприятие может пользоваться заемным капиталом. Коэффициент финансовой зависимости характеризует долю долга в общей сумме капитала и он примерно равен 25% (за год зависимость предприятия от внешних источников финансирования увеличилась на 12%.  

   Из  результатов проведенного анализа  можно сделать вывод, что РУП  «БМЗ» имеет устойчивое финансовое  положение,  несмотря на то, что  увеличилась финансовая зависимость от внешних инвесторов.

   Отрицательным  фактором, влияющим на производство, является дебиторская задолженность с покупателями и заказчиками (табл.2).

   Финансовая  зависимость от внешних инвесторов  связана с тем, что на предприятии  ведется поэтапная реконструкция, что позволяет нам обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции, снижать себестоимость и внедрять новые технологии. Для сохранения и расширения присутствия продукции РУП «БМЗ» на рынках заводу требуется поддерживать существенное положение лидера, поставляющего продукцию более высокого качества.  
 
 
 
 

ПОДСИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВА: 

• сильные стороны:

  • Постоянное повышение качества продукции (На заводе внедрена система качества на базе международного стандарта ИСО-9002. Продукция соответствует международным требованиям. Заводом получено 18 сертификатов качества (см. Приложение 4);
  • независимость предприятия от одного поставщика (РУП «БМЗ» имеет значительное число поставщиков («Beresford Investments» Вильмингстон, «Templegate serviges» Бирмингем, «KARD TRADER S.A.» Вильнюс, «Уолд Ентерпрайсис» Москва, «Resorta Steel Corpora-tion»  Рига, «Suntrade» Виктория, «Worl Enterprises» Тортола, «Besorta Steel Corporation» Женева, АО «Роффикс Ру» Москва, «Eurosteel Products» Лондон, «Bel-Kar-Steel UC» Майами, «Vidachim» Видин, «<Белаштиль» Кельн, ОАО «Михалей» Кишинев, ЗАО «Аркон» Клайпеда и многие другие) с которыми заключает договора на поставку сырья, материалов и оборудования. Деятельность предприятия в значительной степени зависит от  заключенных договоров с поставщиками (поставщики дальнего зарубежья – 65%, поставщики ближнего зарубежья – 35%), т.к. нехватка сырья приводит к срыву производства продукции и, соответственно, к уменьшению прибыли предприятия.);
  • по уровню автоматизации технологических процессов, по совокупности сталеплавильного, прокатного и метизного переделов производства металлокорда Республиканское унитарное предприятие «Белорусский металлургический завод» является уникальным предприятием черной металлургии, не имеющим аналогов в мировой практике.

• слабые стороны:

  • использование на технологические нужды привозного сырья.
 

ПОДСИСТЕМА  ПЕРСОНАЛ:

• сильные стороны:

- высокая квалификация;

Информация о работе Система стратегического планирования. Сущность, условия применения, недостатки