Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат". Пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть систему социального управления на предприятии и пути её совершенствования (на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат"). Исходя из данной цели, нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социального управления.
2. Рассмотреть систему социального управления на предприятии.
3. Провести анализ существующей системы социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
I. Теоретический аспект социального управления
1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного
знания……………………………………………………………………………
1.2. Принципы социального управления.........................................................
1.3. Методы социального управления.............................................................
1.3.1. Социальные и социально-психологические методы……………..
1.3.2. Экономические методы…………………………………………….
1.3.3. Организационно-административные методы……………………..
1.3.4. Самоуправление……………………………………………………..
II. Система социального управления на предприятии
2.1. Социальная политика предприятия……………………………………….
2.2. Пути совершенствования системы социального управления……………
2.2.1. Факторы, требующие совершенствования системы
социального управления……………………………………………………
2.2.2. Совершенствование структуры системы социального
управления..................................................................................................
III. Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат"
3.1. Общие сведения о предприятии...............................................................
3.2. Социальная политика на СП ОАО "Брестгазоаппарат"………………...
3.2.1. Социальная инфраструктура..........................................................
3.2.2. Проводимые мероприятия..............................................................
3.2.3. Информационно-пропагандистская работа……………………….
3.2.4. Поощрение работников...................................................................
3.2.5. Финансовый аспект социальной политики……………………….
3.2.6. Профорганы предприятия...............................................................
Заключение............................................................................................................
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

        научности и прогнозирования социального управления;

        мотивации труда и ответственности за его результаты;

        рационального подбора, подготовки, расстановки и исполь­зования кадров;

        экономичности и эффективности управления;

        иерархичности;

        необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управ­ляемая система);

        обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным) и гласности в принятии решений;

        делегирования полномочий;

        гуманизма и нравственности в управлении;

Принцип позволяет формировать систему методов и выби­рать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

        основываться на законах развития общества, на законах управления;

        соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

        учитывать временные и территориальные аспекты процес­сов социального управления;

        в необходимых случаях иметь правовое оформление.

  Системы принципов управления изменяются в процессе раз­вития социального управления. Тем не менее, основные прин­ципы управления полностью исчезнуть

 

не могут, так как выра­жают требования к системе социального управления. Формы

и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

 

1.3. Методы социального управления

Во-первых, следует отметить, что метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ных целей.

В практике управления, как правило, одновременно приме­няют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии ди­намического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

        социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

        экономические, обусловленные экономическими стимулами;

        организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

        самоуправление как разновидность саморегулирования соци­альной системы.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального разви­тия: экономических, организационно-технических, демографи­ческих, социологических, психологических и т.д.

 

1.3.1. Социальные и социально-психологические методы

Социальные методы управления связаны со способами до­стижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных ор­ганизаций, повышение социальной зрелости общества, его от­дельных структур, и в первую очередь управленцев.

Социальные методы включают широкий спектр методов со­циального

 

нормирования, социального регулирования, мораль­ного стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социаль­ными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутрен­него трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального ре­гулирования применяются для упорядочения социальных отно­шений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные методы управления включают социально-психо­логические способы и приемы воздействия на процесс формиро­вания и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Со­циально-психологические методы управления, прежде всего, от­личаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, принуждение и понуждение, побуждение и др.

Психологические методы управления направлены на регули­рование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектова­ния малых групп, гуманизации труда, профессионального отбо­ра и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качест­венные отношения между работниками с учетом психологичес­кой совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета,

 

музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих про­цессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объектив­ные законы социального развития и законы психологии. Объек­том воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне населения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

 

1.3.2. Экономические методы

Экономические методы управления представляют собой спо­собы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на со­знательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника и получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование опирается на следую­щие основные принципы:

        взаимосвязь и согласованность целей экономического стиму­лирования с целями развития организации;

        дифференциация экономического стимулирования, направ­ленная на реализацию необходимых изменений в структуре

        сочетание экономического стимулирования с другими метода­ми мотивации;

        сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответствен­ность организаций и отдельных работников.

 

1.3.3. Организационно-административные методы

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-админи­стративное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

        прямое административное указание, которое имеет обязатель­ный характер,

адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует

на конкретно сложившуюся ситуацию;

        установление правил, регулирующих деятельность подчинен­ных (нормативное регулирование), выработка стандартных про­цедур административного воздействия;

        разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию процессов, подвергаемых ор­ганизационно-административному воздействию;

        контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Следует отметить, что объективной основой использования организацион­но-административных методов управления выступают организа­ционные отношения, составляющие часть механизма управле­ния. Поскольку посредством их реализуется одна из важ­нейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в коор­динации действий подчиненных. Сколько бы справедливо не критиковали рычаги административного управления, следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздейст­вия, обеспечивающего четкость, дисциплинированность и поря­док работы. Важно определить оптимальное сочетание, рацио­нальное соотношение организационно-административных, эко­номических и социальных методов.

 

1.3.4. Самоуправление

Самоуправление предстает как процесс превращения челове­ка, трудового коллектива из объекта управленческой деятель­ности в ее субъект. Это особый вариант организации управле­ния, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, осуществляющих

 

ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управ­ление, иными словами, складывается новый тип социально-эко­номических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управ­ления. Такие отношения условно можно назвать подходом "снизу". Именно на этом уровне самоуправления вырабатывают­ся те направления и способы его дальнейшего развития и углуб­ления, которые могут быть распространены и на более "высокие" ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объ­ективно предполагает демократизацию управления. Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творчес­кую деятельность всех работников, осознавших себя полноправ­ными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами.

Самоуправление предусматривает не только выбор и самосто­ятельное принятие субъектом управления тех или иных реше­ний, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение реше­ний. С одной стороны, самоуправление предполагает определен­ную самостоятельность организационно-хозяйственных звеньев учреждения по отношению к высшим органам управления, т.е. наделение правом принимать самостоятельные решения по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой — полную самостоятельность. За термином самостоятель­ность скрываются неоднозначные, разнородные явления. Так, в преобладающем большинстве случаев расширение самостоятель­ности в определенных ее формах означало усиление экономичес­кой власти администрации на разных уровнях, а не развитие самоуправления. Это и является одним из основных противоречий самоуп­равления в организации.

 

Важно отметить, что использование сложной техники управ­ления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, воз­можно только с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных,

 

политических, духовно-культурных). Однако   социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом ныне явно должны преобладать над административными. Руководство направляется на осуществление сотрудничества персонала и  администрации в целях достижения поставленных перед фирмой целей. Все чаще на предприятиях применяется принцип коллегиальности в управлении, когда менеджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи.


II. Система социального управления на предприятии

2.1. Социальная политика предприятия

Следует отметить, что особое место в формировании мотивации работников, их самоотдачи в производственной деятельности отводится социальной политике предприятия. На предприятиях реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом (или советом трудового коллектива) как защитником интересов работников предприятия.

Информация о работе Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат". Пути её совершенствования