Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:27, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть систему социального управления на предприятии и пути её совершенствования (на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат"). Исходя из данной цели, нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социального управления.
2. Рассмотреть систему социального управления на предприятии.
3. Провести анализ существующей системы социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат".
Введение…………………………………………………………………………..
I. Теоретический аспект социального управления
1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного
знания……………………………………………………………………………
1.2. Принципы социального управления.........................................................
1.3. Методы социального управления.............................................................
1.3.1. Социальные и социально-психологические методы……………..
1.3.2. Экономические методы…………………………………………….
1.3.3. Организационно-административные методы……………………..
1.3.4. Самоуправление……………………………………………………..
II. Система социального управления на предприятии
2.1. Социальная политика предприятия……………………………………….
2.2. Пути совершенствования системы социального управления……………
2.2.1. Факторы, требующие совершенствования системы
социального управления……………………………………………………
2.2.2. Совершенствование структуры системы социального
управления..................................................................................................
III. Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат"
3.1. Общие сведения о предприятии...............................................................
3.2. Социальная политика на СП ОАО "Брестгазоаппарат"………………...
3.2.1. Социальная инфраструктура..........................................................
3.2.2. Проводимые мероприятия..............................................................
3.2.3. Информационно-пропагандистская работа……………………….
3.2.4. Поощрение работников...................................................................
3.2.5. Финансовый аспект социальной политики……………………….
3.2.6. Профорганы предприятия...............................................................
Заключение............................................................................................................
Список используемой литературы………………………………………………..
Содержание
Реферат……………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
I. Теоретический аспект социального управления
1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного
знания………………………………………………………………
1.2. Принципы социального управления....................
1.3. Методы социального управления....................
1.3.1. Социальные и социально-психологические методы……………..
1.3.2. Экономические методы…………………………………………….
1.3.3. Организационно-
1.3.4. Самоуправление…………………………………………
II. Система социального управления на предприятии
2.1. Социальная политика предприятия……………………………………….
2.2. Пути совершенствования системы социального управления……………
2.2.1. Факторы, требующие совершенствования системы
социального управления……………………………………………………
2.2.2. Совершенствование структуры системы социального
управления....................
III. Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат"
3.1. Общие сведения о предприятии...................
3.2. Социальная политика на СП ОАО "Брестгазоаппарат"………………...
3.2.1. Социальная инфраструктура................
3.2.2. Проводимые мероприятия...................
3.2.3. Информационно-пропагандистская работа……………………….
3.2.4. Поощрение работников....................
3.2.5. Финансовый аспект социальной политики……………………….
3.2.6. Профорганы предприятия...................
Заключение....................
Список используемой литературы………………………………………………..
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Известным является тот факт, что управление производством осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Повышение интереса к человеческому фактору было отмечено ещё в 60-80-е годы и обусловило разработку теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом.
Сущность управления трудовым коллективом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых
отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат
принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий, отдыха и т.д.
Цель данной работы - рассмотреть систему социального управления на предприятии и пути её совершенствования (на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат"). Исходя из данной цели, нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социального управления.
2. Рассмотреть систему социального управления на предприятии.
3. Провести анализ существующей системы социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат".
I. Теоретический аспект социального управления
1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания
Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.), призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.
Существует множество позиций и подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и т.п.
Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.
Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предметом изучения является теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния.
Поэтому задача социального управления — обеспечение целостного представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значе-
нии слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих. В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят также научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Следует также отметить, что система социального управления реализует различные функции управления:
включает разных специалистов, объединенных в органах управления;
использует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техники;
объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая позволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.
Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.
Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризиса постоянно нарастает
вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от многих взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все труднее.
Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. Состояние, когда процессы развиваются в одном направлении, а действия субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном, характеризуется как кризисное состояние системы управления.
Хотелось бы отметить, что существует определённая теория искусства социального управления, основанная на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат, коим является – принятие и реализация грамотного управленческого решения.
Но, к сожалению, просто принять грамотное управленческое решение и добиться его реализации недостаточно, необходим социальный контроль над его выполнением, оценка его эффективности и внесение необходимых коррективов, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления — последние стадии управленческого труда, необходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.
В широком смысле слова социальный контроль — это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов,
отдельных субъектов управления, социальных групп будет соответствовать установленным общественным нормам и ценностям.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управленческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления способствуют деградации частных видов управления, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, но и своими некомпетентными действиями только умножает число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.
Система социального управления, как и любая другая система, имеет свою методологию, которая включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.
1.2. Принципы социального управления
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.
К основным принципам социального управления относят:
принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
приоритетности в достижении стратегических целей;