Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат". Пути её совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть систему социального управления на предприятии и пути её совершенствования (на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат"). Исходя из данной цели, нами определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социального управления.
2. Рассмотреть систему социального управления на предприятии.
3. Провести анализ существующей системы социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
I. Теоретический аспект социального управления
1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного
знания……………………………………………………………………………
1.2. Принципы социального управления.........................................................
1.3. Методы социального управления.............................................................
1.3.1. Социальные и социально-психологические методы……………..
1.3.2. Экономические методы…………………………………………….
1.3.3. Организационно-административные методы……………………..
1.3.4. Самоуправление……………………………………………………..
II. Система социального управления на предприятии
2.1. Социальная политика предприятия……………………………………….
2.2. Пути совершенствования системы социального управления……………
2.2.1. Факторы, требующие совершенствования системы
социального управления……………………………………………………
2.2.2. Совершенствование структуры системы социального
управления..................................................................................................
III. Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат"
3.1. Общие сведения о предприятии...............................................................
3.2. Социальная политика на СП ОАО "Брестгазоаппарат"………………...
3.2.1. Социальная инфраструктура..........................................................
3.2.2. Проводимые мероприятия..............................................................
3.2.3. Информационно-пропагандистская работа……………………….
3.2.4. Поощрение работников...................................................................
3.2.5. Финансовый аспект социальной политики……………………….
3.2.6. Профорганы предприятия...............................................................
Заключение............................................................................................................
Список используемой литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 192.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Реферат……………………………………………………………………………

Введение…………………………………………………………………………..

I. Теоретический аспект социального управления

   1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного

   знания……………………………………………………………………………

   1.2. Принципы социального управления.........................................................

   1.3. Методы социального управления.............................................................

          1.3.1. Социальные и социально-психологические методы……………..

          1.3.2. Экономические методы…………………………………………….

          1.3.3. Организационно-административные методы……………………..

          1.3.4. Самоуправление……………………………………………………..

II. Система социального управления на предприятии

   2.1. Социальная политика предприятия……………………………………….

   2.2. Пути совершенствования системы социального управления……………

          2.2.1. Факторы, требующие совершенствования системы

          социального управления……………………………………………………

          2.2.2. Совершенствование структуры системы социального

          управления..................................................................................................

III. Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат"

     3.1. Общие сведения о предприятии...............................................................

     3.2. Социальная политика на СП ОАО "Брестгазоаппарат"………………...

            3.2.1. Социальная инфраструктура..........................................................

            3.2.2. Проводимые мероприятия..............................................................

            3.2.3. Информационно-пропагандистская работа……………………….

            3.2.4. Поощрение работников...................................................................

            3.2.5. Финансовый аспект социальной политики……………………….

            3.2.6. Профорганы предприятия...............................................................

Заключение............................................................................................................

Список используемой литературы………………………………………………..


Введение

Данная курсовая работа написана на тему "Система социального управления на предприятии. Пути её совершенствования". Этот вопрос актуален, так как время, в котором мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека – превращение его из “винтика” в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они  требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Известным является тот факт, что управление производством осуществляется через человека: через людей вносятся определенные коррективы в техническую, технологическую и организационную стороны процесса производства. Повышение интереса к человеческому фактору было отмечено ещё в 60-80-е годы и обусловило разработку теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом.

Сущность управления трудовым коллективом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых

 

отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат

принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий, отдыха и т.д.

 

Цель данной работы - рассмотреть систему социального управления на предприятии и пути её совершенствования (на примере СП ОАО "Брестгазоаппарат"). Исходя из данной цели, нами определены следующие задачи:

1.  Рассмотреть теоретические аспекты социального управления.

2.  Рассмотреть систему социального управления на предприятии.

3.  Провести анализ существующей системы социального управления на  СП ОАО "Брестгазоаппарат".


I. Теоретический аспект социального управления

1.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведе­ния, социологии, политологии и др.), призванных изучать об­щество и законы его развития. Менеджмент как одно из направ­лений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, кото­рое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Существует множество позиций и подходов, отража­ющих разнообразное отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия регулирование, руко­водство, администрирование, менеджмент, организация и т.п.

Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены руководствоваться соб­ственным прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и ущербным.

Социальное управление как наука специально не исследует экономические, юридические, политические и другие стороны управления, предметом изучения является теория и методология их взаимодействия, основанные на систем­ной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодей­ствия и взаимовлияния.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целост­ного представления о взаимодействии сложных социальных сис­тем, их структуре, внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значе-

 

нии слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей.

Объективная необходимость управленческого труда порожда­ет особую группу работников — управляющих. В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят также научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социаль­ного управления, а также преподаватели, осуществляющие под­готовку, переподготовку и повышение квалификации управлен­ческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также не­обходимостью его кооперации. Следовательно, как совмест­ный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элемен­том общего труда, существования и развития общества.

Следует также отметить, что система социального управления реализует различные функции управления:

                   включает разных специалистов, объединенных в органах управления;

                   исполь­зует целую совокупность методов управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной техни­ки;

                   объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и т.п.), которая по­зволяет установить надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные его общие законы и принципы.

Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления приводит к кризису управления. Угроза такого кризи­са постоянно нарастает

 

вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от многих взаимосвязанных факто­ров, учесть и предвидеть которые становится все труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия. Состояние, когда процессы развиваются в одном направле­нии, а действия субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном, характеризуется как кризисное состояние системы управления.

Хотелось бы отметить, что существует определённая теория искусства социального управления, основанная на эм­пирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управ­ленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономер­ностей и принципов, не предусматривает общих правил поведе­ния, но позволяет талантливым управленцам находить неорди­нарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и принципов управления теория искус­ства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет полу­чить оптимальный управленческий результат, коим является – принятие и реализация грамотного управ­ленческого решения.

Но, к сожалению, просто принять грамотное управленческое решение и добиться его реализации недостаточно, необходим социальный контроль над его выполнением, оценка его эффективности и внесение необхо­димых коррективов, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективным, чем предыдущий. Поэтому осуществление социального контроля и оценка эффективности управления — последние стадии управленческого труда, необ­ходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.

В широком смысле слова социальный контроль — это сово­купность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов,

 

отдельных субъектов управления, социальных групп будет соответствовать установ­ленным общественным нормам и ценностям.

Как свидетельст­вует мировой и отечественный опыт, низкий уровень управлен­ческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления способствуют деградации частных видов управле­ния, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состо­яний, но и своими некомпетентными действиями только умножа­ет число возникающих проблем, требующих своевременного и адекватного решения.

Система социального управления, как и любая другая система, имеет свою методологию, которая включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности.

 

1.2. Принципы социального управления

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к систе­ме, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следова­тельно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отно­шений управления. Взаимосвязь принципов, законов и законо­мерностей можно представить в такой последовательности: зако­ны социального развития - социальные законы соответствую­щего периода (этапа) социального развития - законы и законо­мерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального управления относят:

        принцип единоначалия в принятии решений и коллегиаль­ности при их обсуждении;

        единства воздействия всех методов управления для поддер­жания целостности социальной системы;

        приоритетности в достижении стратегических целей;

Информация о работе Система социального управления на СП ОАО "Брестгазоаппарат". Пути её совершенствования