Система оплаты и стимулирования персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ данной курсовой работы – проанализировать и рассмотреть особенности усовершенствования системы оплаты труда и системы стимулирования, мотивацию персонала в современных российских условиях на примере акционерного общества (ОАО) «Объединенные Машиностроительные Технологии», специализирующегося на производстве и ремонте горношахтного оборудования, а также строительных и нестандартных металлоконструкций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретичекое представление о системе оплаты труда персонала, характеристика видов оплаты труда………………………………………………………...6
2. Теоретическое представление о стимулировании трудовой деятельности на предприятии……………………………………………………………………...10
2.1 Понятие стимулирования……………………………………………………10
2.2 Виды стимулирования………………………………………………………16
2.3. Стимулирование труда, как инструмент повышения эффективности деятельности организации………………………………………………………….20
3.Анализ системы стимулирования труда на предприятии ОАО "ОМТ"……29
3.1 Характеристика ОАО «Объединенные Машиностроительные Технологии»…………………………………………………………………………….29
3.2Описание фактической системы стимулирования ОАО «ОМТ»…………31
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по управлению персоналом другая.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

-при выборе  той или иной формы и системы  оплаты труда необходимо учитывать объективные условия: характер применяемого оборудования, особенности технологических процессов и организации производства, формы организации труда, требования к качеству продукции, использование  трудовых и материальных ресурсов;

-применение  сдельной формы оплаты труда  целесообразно в следующих условиях:

-наличие реальных  возможностей увеличения выработки продукции  при сокращении затрат времени на единицу продукции;

-возможность  рабочих (бригад) увеличивать выпуск  продукции при стабильной технологии  и соответствующем качестве продукции;

-при потребности  производства в увеличении выпуска продукции на данном участке (рабочем месте), даже при незначительных  возможностях.

-применение  сдельной оплаты эффективно при  следующих условиях:

-строго pегламентиpованные аппаратурные автоматизированные и гибкоавтоматизированные производства, где рабочий (группа рабочих) не может влиять на технологическое (машинное)  время;

-высокие требования к качеству продукции (работ), которые  непосредственно зависит от рабочих;

-на рабочем месте можно реально увеличить выработку продукции, а производству столько продукции не потребуется.

2) Регулирует рынок труда;

3) Регулирует прибыльность фирмы.

Рассмотрим эти два пункта вместе, т.к. в общем, они, можно сказать, имеют много общего.  Естественно, что пpи прочих равных условиях, работник наймется на работу в ту фирму,  где больше платят. Но, существует и обратная ситуация, что фирме невыгодно платить слишком много, иначе ее рентабельность снижается.

Материальное стимулирование как фактор повышения производительности труда.

В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов.  Заработная плата рабочих и служащих предприятий и организаций   представляет собой их долю в фонде индивидуального потребления национального дохода в денежном выражении. Как основная форма  необходимого продукта она распределяется в соответствии с    количеством и качеством затраченного труда и его индивидуальными и    коллективными результатами.

Основным направлением совершенствования всей системы организации заработной платы является обеспечение прямой и жесткой зависимости оплаты труда от конечных результатов   хозяйственной деятельности трудовых коллективов. В решении этой задачи важную pоль игpает правильный выбоp и рациональное  применение форм и систем заpаботной платы.

Формы и системы заpаботной платы пpедставляют собой способы установления зависимости величины заpаботной платы рабочих от  количества и качества затраченного ими тpуда с помощью   совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты тpуда.

Основным назначением форм и систем оплаты тpуда является обеспечение правильного  соотношения между мерой труда и мерой оплаты. 
Стимул, стимуляция, стимулирование есть нечто внешнее по отношению к человеку. Стимул может стать или не стать мотивом. Мотивом он станет тогда, когда встретится с “внутренним” - потребностью, системой потребностей или  уже сложившейся системой мотивов. Мотив есть продукт встречи «внешнего» (стимул) и «внутреннего» (системы потребностей или сложившихся в прошлом мотивов), или, как говорят психологи, мотив есть опредмеченная потребность. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже если она родилась от встречи с очень весомым материальным стимулом. Сказанное можно выразить простой формулой:

                                    стимул + потребность = мотив

Также о стимуле  можно сказать, что они являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на разные стимулы неодинакова у различных  людей. Отсюда стимулы не имеют абсолютного  значения, если люди не способны реагировать на них. Так, в условиях сильной инфляции заработная плата, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже ограниченно используются в рамках управления людьми.

Использование многообразных стимулов для мотивирования  людей и предоставляет процесс  стимулирования, который имеет самые  различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль последнего в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.

 Стимулирование  в принципе отличается от мотивирования.  Разница заключается в том,  что стимулирование выступает  средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Воспитание, обучение как методы мотивирования людей обусловливают положение, когда члены организации проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или даже не получая никакого стимулирующего воздействия.

Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу, предложив иерархическую классификацию потребностей человека (от базисных физиологических до высших духовных), сформулировал психологический закон, согласно которому человека только тогда можно побудить к деятельности, аппелируя к потребностям высшего порядка, когда у него «обеспечены тылы» - удовлетворены потребности более низкого порядка.

Из этого положения  следует, что, если фрустрируются базисные потребности или существует угроза фрустрации, то деятельность вряд ли возможно побудить и направить, воздействуя на потребности более высокого уровня. Простейшим, но убедительным примером может служить такая ситуация. Тонущему человеку бросают слева спасательный круг, а справа - миллион долларов в непромокаемом пакете. С большой вероятностью можно утверждать, что человек сначала предпочтет схватиться за круг, а уж потом, почувствовав себя в безопасности, займется вылавливанием миллиона (если вспомнит о нем). Противоположное поведение большинством людей будет оцениваться как психическая аномалия. Теперь имея представление о стимулировании можно рассмотреть виды стимулирования трудовой деятельности на предприятии.

 

2.2 Виды стимулирования

 

В свою очередь стимулы могут быть материальными  и нематериальными.

Материальные  стимулы:

Денежные: заработная плата, премии;

Неденежные: путевки, лечение, транспорт.

Нематериальные:

Социальные: престижность труда, возможность роста;

Моральные: уважение со стороны друзей, родственников, награды;

Творческие: возможность самосовершенствования, самореализации.

Стимулирование  труда - довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.

Комплексность подразумевает единство моральных  и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.

Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам.

Гибкость  и оперативность проявляются  в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

Принципы  стимулирования

В целях максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.

Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.

Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в один доллар, для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.

Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.

Минимизация разрыва между результатом труда  и его оплатой. Переход большинства зарубежных фирм на ежедневную оплату труда обоснован, прежде всего, необходимостью соблюдения этого принципа. Одномоментность действия стимула (вознаграждения) замечена давно. Соблюдение этого принципа позволяет в большинстве случаев даже снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей предпочитают принцип «лучше меньше, но сразу». Кроме того, учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - сильный мотиватор. Повышение уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение.

Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково сильны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, традиции того или иного государства, а также материальное положение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.

Вывод: мотивация трудовой деятельности - основной рычаг стимулирования роста производительности труда. Существует много способов и методов стимулирования как материальных, так и нематериальных. Наиболее эффективно сочетание материальных и моральных стимулов.

Системы морального и материального стимулирования

Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие повышение эффективности труда, его качества. Человечество накопило немало форм, систем, методов стимулирования работников. Все стимулы, как отмечалось ранее, условно подразделяются на материальные и нематериальные. Соотношение их на различных фирмах значительно отличается. На большинстве фирм Западной Европы постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов, в то время как для значительного числа российских предприятий и фирм характерны потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения.

Заработная  плата - важнейшая часть системы  оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника.

Основные  формы стимулирования персонала  компании:

Материальное  вознаграждение:

Заработная  плата;

Бонусы;

Участие в прибылях;

Дополнительные  выплаты;

Оплата  транспортных расходов;

Дополнительные  стимулы:

Субсидии  на питание;

Скидки  на покупку товаров фирмы;

Помощь  в оплате расходов на образование;

Помощь  в обучении;

Членство  в клубах;

Загородные  поездки и пикники;

Страхование жизни;

Страхование жизни иждивенцев;

Страхование от несчастных случаев;

Медицинское и стоматологическое обслуживание.

Всевозрастающее значение нематериальных стимулов можно  объяснить не только стремлением к социальной гармонии, но и возможностью ухода от налогов, которые приобретают в рыночной экономике все более возрастающее значение и толкают работодателей на поиски возможностей их неуплаты.

Вывод: практика стимулирования мотивов к  труду позволила сформулировать ряд правил таких, как:

Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.

Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением)

Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют больше, чем ожидаемые и прогнозируемые и др.

Следуя  этим правилам можно достигать высоких  результатов.

 

2.3 Стимулирование труда, как инструмент повышения эффективности деятельности организации

 

В разных странах существуют различные модели мотивации и стимулирования труда. Например, в Японии, в ее основе лежит иерархия рангов. В США система стимулирования трудовой деятельности предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделения и каждого сотрудника, выбор средств для достижения целей, согласование общих, частных и индивидуальных целей.

В качестве базиса чаще всего используются поведенческие  модели Маслоу, Альдерфера и Мак-Грегора, которые призваны объяснить некоторые существующие “странности” в поведении людей. Почему голодные и практически бездомные сограждане не будут эффективно трудиться на благо общества - об этом теории Маслоу и Альдерфера. Почему трудящиеся иногда ломают “умные” машины вместо того, чтобы ударно на них трудиться, поможет объяснить теория Мак-Грегора.

Информация о работе Система оплаты и стимулирования персонала