Система обучения персонала в ТОО "Меломан"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении процесса обучения персонала, его развития, а также процесса обучения в компании «Меломан».
Задачи курсовой работы:
1 Изучить теоретические аспекты системы обучения персонала:
- система обучения персонала;
- виды и формы обучения персонала;
- цели и результаты процесса обучения;
2 Рассмотреть процесс развития персонала:
- Сущность, задачи и средства развития персонала
- Основные направления развития персонала
3 Изучить существующую систему обучения и развития персонала в ТОО «Меломан»

Содержание

Введение. 3
1 Теоретические аспекты процесса обучения персонала
1.1 Процесс обучения персонала 6
1.2 Виды и формы обучения персонала 9
1.3 Цели и результаты процесса обучения 14
2 Процесс развития персонала
2.1 Сущность, задачи и средства развития персонала 18
2.2 Основные направления развития персонала 20
3 Профессиональное обучение и развитие персонала в ТОО «Меломан»
3.1 Описание существующей системы обучения и развития персонала в ТОО «Меломан» 25
3.2Предложения по повышению эффективности системы обучения персонала вТОО «Меломан» 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 34

Работа содержит 1 файл

Шынар Курсовик.docx

— 111.82 Кб (Скачать)

     Говоря  об обучение необходимо отметить наличие  такого фактора как эффективность  обучения. Необходимо проанализировать какую пользу от обучения работников получает отдел и использовать эту информацию при подготовке и проведении учебных программ. Успешность обучения во многом зависит и от того, кто его проводит. Был проведен опрос, который показал, что самые лучшие преподаватели – это практики, т.е. те, кто сами участвуют в производственном процессе. Из диаграммы видно предпочтение отдаваемое персоналом по видам обучения.

     

 

     Рисунок 2 – Предпочтения по видам обучения 

     Кроме этого был проведен опрос сотрудников  «Время и место обучения»

     

     Рисунок 3 –Время и место обучения 

     Из  рисунка 2 и 3 видно, что по оценкам респондентов, обучение в рабочее время эффективно и дешево. Занятия вне рабочее время менее популярны и гораздо менее эффективны. Это можно объяснить тем, что компании, организовывающие обучение сотрудников после рабочего дня, наталкиваются на их молчаливое сопротивление, персонал устал и хочет спать, затраченные часы не оплачиваются и т.п. причины). Обучение с отрывом от производства хотя и дорого, но с точки зрения «эффективно – дешево» целесообразней, чем обучение после работы (в нерабочее время).

     Процесс обучения необходимо контролировать. Составной частью управленческого  контроля организации системы обучения отдела продаж является оценка. Оценка работы персонала – это процесс сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Процесс обучения людей волновал человечество со времен древних греков, оставаясь  актуальным до наших дней. В первой главе данной курсовой работы мы рассмотрели наиболее значимые теории, которые повлияли на подходы к обучению и которые мы используем для обучения и развития персонала сегодня. Также были рассмотрены основные понятия, концепции и цели обучающей деятельности.

     Проанализировав теоретический материал по обучению персонала можно сделать вывод  о том, что в современных условиях руководству любой организации  следует признать - существование  экономически эффективной компании попросту невозможно без эффективной  системы обучения персонала причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая  система должна быть прекрасно организована, и являться частью стратегии компании.

     Во  второй главе данной курсовой работы были рассмотрены основные задачи, средства и направления развития персонала. Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности.

     Третья глава посвящена к определению существующей системы обучения персонала на примере компании «Меломан». Где были предложены мероприятия по повышению эффективности обучения и развития персонала.

     Развитие  персонала является одним из важнейших  направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую  роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование  психологических характеристик  работников. Это охватывает прежде всего:

     —        обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;

     —        повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;

     —        переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность.

     Для эффективного решения задач организации  требуются пригодные для этого  люди, которые должны развиваться  и как работники, и как личности.

     Развитие  кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимы:

     —        поддержка способных к обучению работников

     —        распространение знаний и передового опыта;

     —        обучение молодых квалифицированных сотрудников;

     —        осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников; снижение текучести кадров.

     Помимо  внутрипроизводственного значения в развитии кадров,

     играют  важную роль:

     —        осуществление профессионального обучения;

     —        снятие финансового бремени с других образовательных учреждений;

     —        активизаций потенциальных возможностей работника;

     —        поднятие общеобразовательного уровня;

     —        воздействие на социальные структуры;

     —        укрепление духа творчества и соревновательности в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2007.
  2. Беляцкий Н.П. Менеджмент: Деловая карьера. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 432с.
  3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для ВУЗов. –СПб.: Питер, 2001г. –720с.
  4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В. Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 1998. – 645с.
  5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник – М.: ИНФРА-М, 2007. - 656с.
  6. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. – 589с.
  7. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие – М.: Кнорус, 2007.- 549с.
  8. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий /учебно-практическое пособие – М.: «Дашков и К», 2008. - 478с.
  9. Организационно-экономическая психология: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. –Мн.: Харвест, 2004г. – 432с.
  10. Сербинский Б.Ю. Управление персоналом: учебник – М.: «Дашков и К», 2008. – 623с.
  11. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.
  12. Управление персоналом/ Под. ред. Т.Ю. Базарова., Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 578с.
  13. Управление персоналом: учебное пособие /Под ред. проф. О.И. Марченко – М.: Ось – 89, 2004. – 565с.
  14. Управление человеческими ресурсами / Под. Ред. М. Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. –1200с.
  15. Якимов В.Н. Непрерывное образование – всеобщий закон развития современной цивилизации // Электронный ресурс, доступ в Интернете: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Jakimov/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

     Таблица 2 – Сравнительная характеристика инновационных образовательных  технологий

Технология Концепция и  суть метода Характерные черты  и принципы построения Достоинства и  недостатки
Метод обучения действием Обучающаяся организация: объект обучения не отдельные люди и группы, а компания в целом. Решение  конкретных деловых проблем, освоение приемов и идей, способствующих решению  именно данного типа проблем. Построение  учебных планов на основе работы над  серией проектов, стажировок на предприятиях в разные периоды обучения.

1. Строится вокруг  решения реальной сложной, но  разрешимой задачи.

2. Имеет комплексный  характер: развитие личности и  совершенствование проф. мастерства  участника.

3. Длительность, обеспечивающая изменение системы  ценностей человека.

Формирование  способностей к изменениям путем  осознания внешних и внутренних проблем и обучения тому, как справляться  с этими проблемами в реальных условиях.

Обязательность  выполнения всех принципов в комплексе, иначе теряется эффективность. Дорогостоящая  программа, требующая тщательной проработки и привлечения высококвалифицированных  специалистов

Технология  модульного обучения Модуль трудовых навыков - структурированное содержание профессиональной деятельности. Трудовые навыки формируются из модульных блоков различных профессиональных областей, легко меняются и обновляются в зависимости от потребностей в обучении. Основными областями  применения МТД являются:

- система профессионального образования всех уровней;

- подготовка  и повышение квалификации персонала  на производстве;

- профессиональная  реабилитация инвалидов.

Основные принципы: ориентация на деятельность, фокусирование  на учащемся и гарантия результата в виде регулярной оценки текущих  результатов и оперативной корректировки  хода обучения.

Основные преимущества:

- достижение  более высокого уровня профессиональной  компетентности;

- повышение мотивации  слушателей и их самостоятельности  в процессе обучения;

- возможность  индивидуализации занятий;

- сокращение  сроков обучения и рост его  экономической эффективности;

- достижение  слушателями более высокой производительности  труда после окончания цикла  обучения;

- повышение степени  адаптации к условиям труда;

- возможность  не только получать обязательный  минимум знаний и навыков, необходимых  для устройства на работу, но  и пополнять их в последствии.

Метод конкретных ситуаций (case method) Концепция практикующего  научения в условиях аудиторных занятий.

Суть метода:

- практическая  ситуация (кейс) создается специально  для учебных целей и содержит  одну или несколько управленческих проблем;

- слушатели самостоятельно  изучают ситуацию, отрабатывая собственное  видение проблем, заложенных в  кейсе;

- в ходе группового  обсуждения кейса осуществляется  его окончательный разбор, и учащиеся  совместно принимают решения  по существующим проблемам;

- с учетом  разбираемой ситуации возможны  разные решения одной и той  же проблемы (вариативность анализа);

-презентация  решений слушателей, формирование  навыков убеждения и публичного  выступления.

Воссоздание реальной деловой ситуации с помощью использования  метафор и моделирования. Ключевая характеристика – связь с жизнью или отсутствие какой-либо гипотетичности.

Основные типы конкретных ситуаций: иллюстративная, нормативная, функциональная, стратегическая.

Основные технологии обучения: лекция-дискуссия, практические занятия с использованием персонального  компьютера, разбор конкретных ситуаций, имитация, деловая игра.

Ситуационное  обучение ни в коем случае не устраняет  потребности в других технологиях  обучения. Наиболее эффективным является их сочетание, например: проблемные лекции, разбор ситуации, разработка проекта  и тренинги. Не до конца ясным  представляется вопрос о влиянии  национальной ментальности и особенности психологии слушателей на конкретные масштабы и формы ситуационного обучения. Самой сложной организационной проблемой для России остается отсутствие признанных информационно-методических центров по написанию и, что очень важно, распространению учебных ситуаций.
Корпоративный тренинг Тренинг, с одной стороны, метод обучения, с другой – метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности. Основные типы тренингов: управленческий, инструментальный, подготовительный.

Формирование  устных навыков, направленных на достижение целей, разработку программ или завершение работ. Выработка способности вербализовать  идеи и демонстрировать понимание  связей между словами и действиями.

Учебно-экспериментальная обстановка обеспечивает понимание того, какие индивидуальные и групповые события происходят в процессе межличностного общения участников.

Ограничения обусловлены  невозможностью создания непрерывного тренингового процесса, непригодностью отдельных работников компании к  участию в тренинговых процедурах и, наконец, непригодностью обычных  учебных аудиторий для тренингового обучения.

Информационные  технологии Создание условий  для творческой самореализации слушателей путем предоставления информационных и вычислительных ресурсов на всех этапах обучения. Основные разновидности  обучающих компьютерных программ: тьюторские программы; деловые игры; моделирование  и имитационное моделирование; учебно-расчетные  программы; экспертные системы; лабораторные практикумы и практикумы-тренажеры; тесты; интегрированные обучающие программы и компьютерные учебники; компьютерные словари, справочники и базы данных. Позволяют провести опережающую модернизацию преподавания и расширяют аудиторию слушателей. Способствуют повышению качества и  эффективности процесса обучения посредством  использования различных способов хранения, их сочетания, передачи информационных ресурсов и доступа к ним.
Коучинг Обучение, диалог, побуждение работников к тому, чтобы  они расширяли свой кругозор и  проявляли инициативу. Цель – помочь членам команды пополнить знания и набраться опыта. Коучинг предполагает, что руководитель делегирует свои функции, т.е. наделяет ими членов команды. Это  способ побудить людей проявить все, на что они способны, и приобрести навыки и знания, которые позволят им изменить к лучшему свое поведение. Одновременно это процесс обучения: члены команды постоянно учатся, открывают самих себя, приобретают  опыт, узнают о реакции на работу команды и начинают эффективно использовать навыки и таланты всех ее членов. Причины, по которым  управляющие не любят предавать  свои функции: желание сохранить  свою власть и осуществлять контроль; желание командовать и неверие  в способности других; опасения, что другой выполнит работу лучше; считает  что работа слишком важна, чтобы  можно было рисковать.

Положительным результатом является более творческая и сплоченная работа команды, усиление мотивации служащих и рост производительности труда.

Дистанционное образование Приобретение  знаний и навыков на основе удаленного доступа к образовательным услугам  и информационным средствам. Основные технологии: кейсовая, сетевая, телевизионная. Методики обучения достаточно хорошо отработаны, учиться  можно по любой специальности, кроме  тех, которые не предполагают даже заочную  форму обучения (медицина).

Массовость процесса приводит к его обезличиванию, сводится к нулю общение учителя и ученика.

Информация о работе Система обучения персонала в ТОО "Меломан"