Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении процесса обучения персонала, его развития, а также процесса обучения в компании «Меломан».
Задачи курсовой работы:
1 Изучить теоретические аспекты системы обучения персонала:
- система обучения персонала;
- виды и формы обучения персонала;
- цели и результаты процесса обучения;
2 Рассмотреть процесс развития персонала:
- Сущность, задачи и средства развития персонала
- Основные направления развития персонала
3 Изучить существующую систему обучения и развития персонала в ТОО «Меломан»
Введение. 3
1 Теоретические аспекты процесса обучения персонала
1.1 Процесс обучения персонала 6
1.2 Виды и формы обучения персонала 9
1.3 Цели и результаты процесса обучения 14
2 Процесс развития персонала
2.1 Сущность, задачи и средства развития персонала 18
2.2 Основные направления развития персонала 20
3 Профессиональное обучение и развитие персонала в ТОО «Меломан»
3.1 Описание существующей системы обучения и развития персонала в ТОО «Меломан» 25
3.2Предложения по повышению эффективности системы обучения персонала вТОО «Меломан» 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 34
Развития программ обучения затрагивает три этапа [15]:
На первом этапе определяются потребности в обучении, которые связаны с организационными целями. На этапе разработки и предоставления обучения устанавливаются цели обучения, определяются содержание обучения и принципы, которые максимизируют результаты изучения, и осуществляется передача навыков. Во время оценивания результатов обучения устанавливаются критерии и разрабатывается метод оценивания, чтобы гарантировать, что обучение выполнило поставленные перед ним цели, а также чтобы внести необходимые изменения в целях улучшения эффективности программы.
Таким
образом, деятельность по развитию сотрудников
– это самые разнообразные
финансируемые организацией мероприятия,
направленные на то, чтобы помочь отдельным
сотрудникам идентифицировать свои
профессиональные цели и достичь
их.
3 Профессиональное
обучение и развитие персонала в ТОО «Меломан»
3.1
Описание существующей системы обучения
и развития персонала в ТОО «Меломан»
ТОО «Меломан» – крупнейшая компания на рынке Казахстана, занимающаяся торговлей аудио-, видео-, электронной и бытовой техники. В компании существует служба по работе с персоналом, в обязанности которой входит найм, отбор, адаптация, оценка и аттестация персонала, продвижение, обучение и развитие персонала, а также решение вопросов увольнения персонала.
Под
обучением и развитием
Руководством компании ТОО «Меломан», службами, непосредственно курирующими кадровую структуру, созданы программы, обеспечивающие целостную систему развития потенциала компании, разработаны основные направления деятельности отдела персонала, равно как и структурирована работа иных подразделений компании ТОО «Меломан».
Развитие компании ТОО «Меломан» проходит достаточно интенсивно, динамично и плодотворно. Используются в работе высокотехнологичные методы передовых компаний, основанных на суммарном мировом опыте, обеспечивая своим сотрудникам гарантии, партнерам – надежность и стабильность, и пользуется широким спросом и узнаванием среди публики потребителей продукции.
В ТОО «Меломан» наиболее распространенным является обучение на рабочем месте, когда опытного работника просят «принять под крыло» новичка и на реальных примерах продемонстрировать ему, как следует выполнять рабочие задания. Данная форма обучения имеет много преимуществ, среди которых – небольшие затраты на обучение и материалы, простота передачи знаний о процессе труда.
Место обучения – это место работы.
К другим часто используемым методам обучения относятся:
• обучение ориентации, когда новичка компании посвящают в ее «культуру», нормы, знакомят с целями организации;
• обучение в классе, включая лекции, фильмы, моделирование ситуаций;
• программированное обучение с использованием компьютера, когда работник самостоятельно изучает материал, решает учебные задачи и выполняет упражнения;
•
конференции и семинары, на которых
их участники с помощью
Продвижение по служебной лестнице в ТОО «Меломан» собственных работников позволяет компании готовить и удерживать необходимых ей специалистов. Сотрудники организации знают, что у них есть перспектива профессионального роста, что стимулирует повышение квалификации.
Один
из подходов к выдвижению изнутри
в данной организации – объявление
о замещении вакантной
Еще один подход, используемый в ТОО «Меломан», так называемая «схема замещения вакансий сотрудниками», предполагает предварительное определение вероятных будущих претендентов на каждую из руководящих должностей. Имеется в виду организационная схема; в которой рядом с ключевыми должностями указаны фамилии кандидатов, которые в случае необходимости могут заместить ее. Кандидатам присваиваются номера от 1 до 5 в зависимости от того, готовы ли они немедленно занять должность или должны приобрести дополнительный опыт. Такие схемы отражают вероятное продвижение сотрудников по служебной лестнице и поддерживают их мотивацию.
Аттестация по результатам деятельности – еще один метод развития эффективной рабочей силы в ТОО «Меломан», заключающийся в рассмотрении показателей выполнения рабочих заданий с целью оценки производительности труда. Оценивая достигнутые сотрудниками результаты, опытные менеджеры осуществляют обратную связь с подчиненными и поощряют лучших из них, определяют направления совершенствования процесса труда. Сотрудники в свою очередь получают возможность воспользоваться полученной в ходе аттестации информацией для повышения результатов выполнения рабочих заданий.
При проведении аттестации специалисты ТОО «Меломан» особое внимание уделяют: (1) точной оценке результатов труда с помощью специальных оценочных шкал и (2) обучению менеджеров эффективным методам проведения аттестации, позволяющим укрепить обратную связь с работниками, мотивировать их к профессиональному росту.
Также нужно отметить, что в ТОО «Меломан» правильная оценка результатов выполнения сотрудниками рабочих заданий предполагает осознание менеджерами многомерности труда и показателей производительности. Точную оценку работы может дать специалист в данной области. Многомерность труда повышает значимость его оценки с точки зрения определения вознаграждения, содействует развитию и профессиональному росту работника.
В ТОО «Меломан» используется один из новейших методов оценки выполнения рабочих заданий, который называется «круговой обратной связью» и предполагает многоплановую оценку труда (включая самооценку) с целью содействия осознанию работниками своих сильных и слабых сторон. В аттестационную комиссию могут входить мастера, рядовые сотрудники организации, представители заказчика, что позволяет оценивать результаты труда с разных точек зрения.
Специалисты по менеджменту выделяют несколько связанных с оценкой труда, проблем. Например, нередко в процессе аттестации возникает так называемая нимбовая ошибка, когда работник получает одинаковые оценки по всем показателям, даже если в действительности его работа по некоторым аспектам не так хороша (или плоха), как по другим. В тех же случаях, когда все сотрудники получают от проверяющего одну и ту же оценку, даже если показатели труда существенно различаются, принято говорить об ошибке гомогенности.
Минимизировать возможные ошибки позволяет использование специальных, связанных с поведением шкал оценок. Каждая из них относится к конкретным поведенческим установкам, описывающим различные виды трудовой деятельности. Соотнесение оценок работы сотрудника со спецификой возникающих ситуаций позволяет проверяющим более точно оценить его результаты.
В ТОО «Меломан» формальная обратная связь менеджмента и сотрудников осуществляется в форме ежегодных аттестационных собеседований. Но весьма часто такого рода встречи начальника и подчиненных никак не способствуют повышению результатов выполнения рабочих заданий. Менеджеры далеко не всегда имеют представление об истинных причинах связанных с работой рядовых сотрудников проблем. Нередко предложения менеджеров (возможно, в высшей степени полезные) преподносятся как единственно верные, что вынуждает работников занимать оборонительную позицию и отвергать их. В исследованиях, посвященных оценочным собеседованиям, содержатся некоторые рекомендации по повышению их эффективности.
1
Проверяющий должен
2.
Оценивая работу подчиненного, начальнику
следует пригласить его к
3
Оценка проверяющего должна
4. Проверяющим необходимо постоянно совершенствовать (например, с помощью ролевых игр) навыки аттестационных собеседований в различных ситуациях.
Итак, можно сделать вывод, что система обучения и развития персонала в ТОО «Меломан» является определяющей для принятия многих ключевых управленческих решений в кадровом менеджменте – в частности, решений, касающихся перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещения работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов. Существует огромное разнообразие систем, методов и форм обучения. Выбор того или иного метода в каждом конкретном случае определяется множеством факторов, в том числе целями и задачами обучения, уровнем квалификации и профессиональной подготовки обучаемых, их мотивационными установками.
Обучение и развитие персонала организации – одна из важнейших функций кадровой политики ТОО «Меломан», позволяющая не только повысить квалификацию сотрудников и их личностный потенциал, но и при правильной ее реализации выступить в качестве одного из мощных методов поддержания работоспособности персонала.
Руководство компании и подразделений осознает необходимость обучения персонала. Для обеспечения необходимого уровня компетентности и квалификации персонала отдела продаж необходимо разработать и внедрить Положение о непрерывном обучении работников ТОО «Меломан», которое устанавливает единый порядок организации и проведения непрерывного обучения на предприятии.
Целью непрерывного обучения является последовательное расширение и углубление знаний, повышение профессионального мастерства и компетентности персонала. Кроме того, необходимо поставить задачи непрерывного обучения: обеспечение соответствия уровня профессиональной и экономической подготовки персонала потребностям предприятия; развитие способностей в области планирования и организации производства; уметь определять, понимать и решать производственные проблемы и др. Обучение включает следующие формы: систематическое самостоятельное обучение и организованное обучение на производстве.
Непрерывное профессиональное обучение ведется по следующим направлениям:
- самостоятельное обучение (самоподготовка);
- обучение новых работников (учеников);
- курсы целевого назначения (проводится при изменении технологических процессов, организационных изменениях и нововведениях на предприятии);
- обучение руководителей, специалистов и служащих.
Обучение новых работников отдела продаж должно осуществляться в соответствии с ученическим договором. Обучение проводится преподавателем по теоретическому обучению или инструктором по производственному обучению в течение 3–6 месяцев. На предприятии ТОО «Меломан» действует Система Менеджмента Качества (СМК) и каждый вновь принятый руководитель должен в течение 2-х месяцев изучить положения СМК и сдать экзамен перед комиссией.
В
отделе продаж можно организовать обучение
высшего руководства и
Информация о работе Система обучения персонала в ТОО "Меломан"