Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении процесса обучения персонала, его развития, а также процесса обучения в компании «Меломан».
Задачи курсовой работы:
1 Изучить теоретические аспекты системы обучения персонала:
- система обучения персонала;
- виды и формы обучения персонала;
- цели и результаты процесса обучения;
2 Рассмотреть процесс развития персонала:
- Сущность, задачи и средства развития персонала
- Основные направления развития персонала
3 Изучить существующую систему обучения и развития персонала в ТОО «Меломан»
Введение. 3
1 Теоретические аспекты процесса обучения персонала
1.1 Процесс обучения персонала 6
1.2 Виды и формы обучения персонала 9
1.3 Цели и результаты процесса обучения 14
2 Процесс развития персонала
2.1 Сущность, задачи и средства развития персонала 18
2.2 Основные направления развития персонала 20
3 Профессиональное обучение и развитие персонала в ТОО «Меломан»
3.1 Описание существующей системы обучения и развития персонала в ТОО «Меломан» 25
3.2Предложения по повышению эффективности системы обучения персонала вТОО «Меломан» 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 34
В
зарубежных странах укрепляется
единая точка зрения, согласно которой
расходы на формирование и подготовку
кадрового потенциала управления, как
и других категорий работников предприятия,
следует рассматривать в
Организация обучения в компаниях преследует несколько целей: подготовку вновь принятых к выполнению определенных функций, повышение квалификации уже работающих кадров и подготовку к их продвижению по служебной лестнице, закрепление в компании высококвалифицированных работников, так называемого «ядра» кадрового потенциала.
Расходы компаний на повышение квалификации и переподготовку связаны с ускорением морального износа человеческого капитала в инновационной экономике. В ряде сфер профессиональные знания без дополнительных инвестиций на обновление человеческого капитала полностью устаревают за 5-10 лет. Расходы на внутрифирменное обучение работников в крупных компаниях достигают значительных размеров.
Лидерами в организации внутрифирменной подготовки являются крупные фирмы. Финансовые и технические возможности крупных компаний дают им большие преимущества при организации обучения. Наличие специалистов и необходимого оборудования позволяет значительно дополнить образование, полученное в рамках традиционной системы и адаптировать работника к конкретному рабочему месту.
Среди основных моделей инновационного обучения можно назвать следующие:
обучение
как организация
обучение
как организация учебно-
обучение
как организация
При реализации этих моделей слушатель занимает инициативную (субъектную) позицию, а преподаватель играет роль партнера-помощника в расширении и освоении учащимися непосредственно переживаемого опыта, обучение проходит через стимулирование решения инновационных задач. Это обеспечивается на базе инновационных образовательных технологий, таких как, метод обучения действием, технологию модульного обучения, метод конкретных ситуаций, корпоративный тренинг, информационные технологии, дистанционное образование. На основе проанализированных образовательных технологий была составлена их сравнительная характеристика (табл.2 (см. в прилож. ))[13].
Анализ многочисленных образовательных технологий показал, что каждая из них обладает достоинствами и недостатками, которые имеют решающее значение в выборе формы обучения персонала организации. Вынесение процесса обучения за рамки традиционной системы образования – объективное явление, обусловленное развитием производительных сил, и личным совершенствованием индивидуума.
Наиболее
дальновидные представители современного
бизнеса все активнее включаются
в процессы обучения и рассматривают
внутрифирменную подготовку как
ключ к обеспечению роста
1.3 Цели и результаты
процесса обучения
Главной целью любого обучения, в том числе обучения персонала, является получение знаний.
Цели профессионального обучения должны быть:
- конкретными и специфическими;
- ориентирующими на получение практических навыков;
- поддающимися оценке (измеримыми) [1].
Обучение может быть направлено на бизнес-результаты и на сотрудников. Высокая эффективность обучения, нацеленного прежде всего на результат работы, достигается в основном за счет передачи сотруднику знаний и навыков, необходимых непосредственно для работы. Обучение, нацеленное на развитие и мотивацию сотрудников, обычно не дает быстрых бизнес-результатов. Такое обучение представляет собой, скорее, инвестиции в сотрудников.
На практике цели обучения
основаны на комбинации двух
указанных базовых факторов. Основные
цели и их характеристики
Таблица
3 – Цели обучения
Цель | Характеристика цели |
Обеспечивать сотрудников знаниями и умениями, необходимыми для эффективной работы. | Сотруднику
необходимо иметь для выполнения
своей работы, как минимум, необходимые
навыки. Для осмысленного, гибкого,
а при необходимости и Большинство
людей, работающих в организациях, имеют
базовое образование, чаще — связанное
с профилем деятельности, а нередко
и не связанное. Но наличие даже очень
хорошего профильного образования
не гарантирует пожизненной Старение знаний и навыков - процесс естественный и довольно быстрый. Принято считать, что высшее профессиональное образование сохраняет свою актуальность для работы в течение 5 лет. В любом случае даже квалифицированный и опытный работник, принятый в новую организацию, нуждается в обучении, чтобы ознакомиться с особенностями продукции или услуг, предлагаемых компанией, и со своим местом в бизнес-процессах. |
Поддерживать
профессиональный уровень персонала
и знакомить его с современными
достижениями технологии, изменениями
социально-экономической |
Это наиболее понятная,
прагматичная и относительно легко
достижимая цель обучения. Традиционно
для ее обозначения используется
термин "повышение квалификации".
С реализации мероприятий по достижению
этой цели обычно начинают построение
системы обучения персонала в
тех организациях, где эта система
отсутствует.
Однако и здесь есть свои "подводные камни". Цель обучения достигается лишь в том случае, когда обучение строго привязано к рабочему месту и реалиям деятельности конкретной организации. Для поддержания и повышения управленческой квалификации руководителей должно быть организовано их регулярное обучение менеджменту. Кстати, под развитием технологии в данном случае имеет смысл понимать как новые технологии управления, появляющиеся в других компаниях или описываемые в литературе, так и изменения в корпоративном управлении: реструктуризация, внедрение проектного управления и другие. Таким образом, сотрудник должен регулярно обновлять знания и умения в соответствии с профилем выполняемой работы и его изменениями. |
Готовить сотрудников к возможному замещению ими коллег на время отпуска, болезни, командировки и в случае увольнения. | Если сосчитать
время отсутствия каждого сотрудника
на работе по вполне уважительным причинам,
то оно составит в среднем от 8
до 10% годового объема рабочего времени.
Это означает, что каждый день на
работе отсутствует каждый десятый
— двенадцатый сотрудник. Работу
отсутствующих сотрудников Стоит
особо отметить ситуацию увольнения
или перемещения сотрудников. Здесь
также возникает необходимость
как минимум во временном замещении
выбывшего работника. Конечно, в
отличие от отпуска увольнение или
перемещение персонала Следовательно, для успешной работы организации определенная часть сотрудников должна быть обучена навыкам, позволяющим заменять отсутствующих коллег. |
.
Готовить работников к |
Среди массы
сотрудников любой фирмы есть
определенный процент людей с
высоким потенциалом роста. Эти
люди являются "золотым фондом"
организации и обеспечивают ее успешное
поступательное развитие.
Однако перспективные сотрудники обладают отрицательным с точки зрения организации свойством: они более активны, подвижны и в любой момент могут сменить работу, получив интересное предложение. Наиболее эффективно использовать потенциал таких сотрудников и предотвратить их уход возможно только в том случае, если своевременно продвигать их по служебной лестнице или хотя бы расширять их обязанности и полномочия, давая более интересную работу, повышая зарплату. Если всего этого не делать, перспективные сотрудники не задержатся в организации, да и эффективность их труда быстро снизится. Однако
прежде чем продвигать сотрудников,
их надо обучать. Ведь, просто выполняя
обязанности на своем месте, они
не могут освоить навыки, необходимые
для работы в новой должности.
Особенность этой группы в том, что
обычно руководителями назначают В организации должна проводиться плановая работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки их к возможному продвижению. |
Создавать
и поддерживать у персонала чувство
причастности к деятельности организации,
знакомить сотрудников со
стратегией, структурой, услугами, технологией деятельности. |
Процесс коммуникаций,
который ограничен обеспечением
информации о непосредственно выполняемых
обязанностях и не дает никаких сведений
о качестве работы и общих направлениях
и целях компании, оказывает отрицательное
воздействие на эффективность деятельности
сотрудников предприятия. Правильно
построенная передача информации о
смысле выполняемой сотрудником
работы, ее идейной связи с общими
целями организации и качестве труда
работников принесет компании существенную
пользу.
Актуальные сообщения о жизни фирмы могут передаваться во время плановых семинаров для специалистов и руководителей. С этой целью в программы семинаров включают встречи, беседы с высшими руководителями компании. Итак, любому работнику необходимы не только соответствующие знания и умения, но и постоянное получение информации от руководства для лучшего понимания процессов, происходящих в компании. |
Поддерживать в сотрудниках позитивное отношение к работе | Сам факт обучения сотрудника, которое проводится в организации, как правило, способствует улучшению его настроения и повышению мотивации по отношению к работе. Такой подход означает, что компания заботится о своих кадрах и надеется на долгосрочное сотрудничество с ними. Если обучение сопровождается встречей с руководителями фирмы, а в ходе его устраиваются кофе-паузы, обеды, проявляются другие знаки внимания к обучаемым сотрудникам, т. е. появляется возможность неформального общения, этот положительный эффект оказывается еще более ощутимым, результативность обучения повышается. Таким образом, для успешной работы в организации обучение должно проводиться при активной заинтересованности руководства, в хороших условиях и в его проведении желательно прямое или косвенное участие руководителей фирмы. |
Цели обучения, определяемые действующим законодательством. | Действующий Трудовой
кодекс РФ и другие федеральные законы
предусматривают обязательное обучение
ряда категорий работников правилам
техники безопасности и охраны труда.
Выпущены и соответствующие подзаконные
ведомственные нормативные |
Оценка результатов обучения
На результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле рассмотренной выше систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей [5].
То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.
Оценка обучения возвращает нас назад, к началу цикла обучения. С помощью такой информации мы имеем возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.
Полная
оценка обучения должна помочь ответить
на вопросы, связанные с расчетом
эффективности затраченных
2 Процесс
развития персонала
2.1
Сущность, задачи и средства развития
персонала
Развитие является стратегической функцией кадрового менеджмента. В настоящее время в теории и практике вопрос о сущности понятия "развитие" исследован недостаточно. В практической деятельности в сфере управления кадрами организации под развитием понимают обучение персонала. Развитие является ведущим фактором системы образования человека, персонала организации наравне с обучением и воспитанием.
Развитие персонала можно определить через характеристику его показателей.
Таблица 4 – Характеристика
понятия "развитие"
Показатель | Характеристика |
Как объект исследования | Представляет совокупность функционально связанных между собой элементов, связей, зависимостей, изменяющихся с преобразованием во внутреннем строении, структуре. Развитие происходит процессуально в определенных условиях взаимодействия с "соседними системами" |
Структура (механизм) | Характеризуется количеством составляющих элементов, порядком их расположения и качественными изменениями в процессе развития |
Источник развития | Возникает в результате противоречий между старым и новым |
Форма развития | Эволюционная (медленное, постепенное, качественное изменение); революционная (внезапная, резкая, скачкообразная) смена качественных характеристик в структуре объекта |
Направленность | Прогрессивная; регрессивная |
Динамика | Времени; темпов роста |
Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне нее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Информация о работе Система обучения персонала в ТОО "Меломан"