Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:46, реферат
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности,
который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы
управления персоналом предприятия. Укрупнённо можно выделить три фактора,
оказывающих воздействие на людей на предприятии.
товарищ и брат». Очень мало людей в обществе могут быть отнесены к
данной форме поведения;
. высокоморальное, провозглашающее человеческую добродетель, соблюдение
только высоких принципов поведения (честность, порядочность,
бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и др.). Во всех
государствах носителями высокой морали считаются аристократия,
священнослужители и интеллигенция;
. нормальное, построенное на выполнении принципов общественной морали,
допускающее отклонения и недостатки, признающее диалектическое единство
добра и зла, власти и денег. В зоне нормального поведения находится
большая часть общества и трудового коллектива;
. аморальное поведение свойственно людям, постоянно нарушающим моральный
кодекс общества. Личные интересы, мотивы и потребности люди данного
типа ставят выше сложившихся норм в социальной группе, они не чувствуют
угрызений совести при нарушении закона и религиозных заповедей.
Аморальное
поведение свойственно
(пьяницам, бездельникам, прогульщикам, бракоделам), которые со временем
переходят в преступную среду или пополняют ряды изгоев общества
(«бомжей»)
. «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и
противоречащее закону, исключающее соблюдение общественной морали,
противостоящее
«ангельскому» поведению. В
дьявола (сатаны и черта). Такое поведение демонстрируют некоторые
представители преступного мира (убийцы, насильники).
Классификация людей по
правильно подобрать способы психологического воздействия (табл. 1).
Поведение и способы
|Поведение
|Способы воздействия
|«Ангельское» |Подражание, совет, просьба, похвала, комплимент |
|Высокоморальное |Подражание, побуждение, совет, просьба, похвала, |
|
|намек
|Нормальное |Внушение, вовлечение, убеждение, побуждение, похвала,|
| |просьба, порицание, плацебо, метод Сократа |
|Аморальное
|Принуждение, осуждение,
|
|внушение, «взрыв»
|«Дьявольское»
|Принуждение, осуждение,
|
|запрещение
Итак, социально-психологические
тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность
человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и
дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые
трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительное простои,
конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического
климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не
человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно
производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям. [6]
Примером социально-психологических методов управления может
служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших
работников следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться
их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь,
принесёт пользу компании.
Владелец малого бизнеса может сохранить своих работников и сделать
их довольными, например, создав благоприятную рабочую обстановку. Следует
продумать, достаточны ли отопление, вентиляция, освещение? Работники будут
недовольны, если они должны работать в жарком, душном помещении. Также
необходимо подумать о планировке помещения: имеет ли каждый работник своё
собственное рабочее место, является ли оборудование офиса современным и
лёгким в эксплуатации, могут ли работники удобно сидеть за своими столами
на стульях, которые не будут вызывать болей в спине и т.д. Особенно надо
подумать о рабочей обстановке, если на предприятии работают инвалиды. Для
слепых и слабовидящих работников необходимо, чтобы коридоры и проходы не
имели препятствий. Для работников с ослабленным зрением письменные
документы должны быть увеличены с помощью ксерокса, любые знаки и
объявления написаны ясно и четко.
Глухие или слабослышащие
оборудования, как мигающие лампочки, наушники или усилители. Для
работников, которые ходят с трудом или прикованы к креслам-каталкам, нужно
предусмотреть пандусы с перилами на определенной высоте, широкие дверные
проемы; чистые нескользкие полы; обозначения, инструкции, палки,
выключатели и ручки на удобной высоте, а также приспособленные туалеты и
ванные комнаты. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим.
Наилучший способ решить, как удовлетворить потребности инвалида, — это
поставить себя на его место. Например, почему бы не провести рабочий день
в кресле-каталке, чтобы обеспечить хорошую рабочую обстановку для инвалида.
Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом
предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление
уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма,
незначительной дифференциации продвижения по службе, а также
систематического обучения и вовлечения персонала в управление . Система
пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в
одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей
продвижения на верх и повышения заработной платы. Но дифференциация
работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу
выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей
участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы
приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и в
конечном счёте
к высокой
Исходя из проведённых мною исследований данной темы, я пришёл к
следующим теоретическим выводам:
Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет
сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение
кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и
социального развития. В соответствии с этим формируется система управления
персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются
методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Различают три метода
. Административный
метод (организационно-
. Экономический метод;
. Социально-психологический метод.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и
взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы
основываются на правильном использовании экономических законов производства
и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально-
психологические методы базируются на способах мотивации и морального
воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
В реальной жизни на практике
не применяется только какой-
из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с
персоналом “смешивают” все три метода, для того чтобы добиться оптимальной
отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей
деятельности.
-----------------------
Штатное расписание
Положения о подразделениях
Должностные инструкции
Организация рабочего места
Устав предприятия
Коллективный договор
Правила трудово-
Оргструктура управления
Распоряжения
Инструкти-рование
Настав-ления
Целевое планирование
Нормирование труда
Координация работ
Контроль исполнения
Материальная ответственность
Ответственность за задержку
трудовой книжки
Добровольное возмещение