Система методов управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности,
который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы
управления персоналом предприятия. Укрупнённо можно выделить три фактора,
оказывающих воздействие на людей на предприятии.

Работа содержит 1 файл

Система методов управления персоналом.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 сексуальные  - интимные  взаимоотношения  людей.  В  партнерстве  отношения

 строятся на  основе взаимоприемлемых  психологических   способов  убеждения:

 подражании, просьбах, советах, похвалах. Когда на работе  деловые отношения

 поддерживаются  в форме  дружеского  партнерства   и  общих  увлечений,  это

 всегда  способствует  созданию   хорошего   психологического   климата   в

 коллективе. Однако  когда  они  принимают   форму  сексуального  партнерства

 отдельных сотрудников  - это  часто  вредит  делу,  т.к.  влечет  за  собой

 семейные  конфликты,  ревность,  а  кроме  того,   возможно,   разглашение

 служебной тайны,  нарушение  трудового  распорядка,  разрушение  формальных

 связей руководителя  и подчиненного. Например,  когда   Вы  наблюдаете,  как

 красивая девушка-секретарь  молодого директора вызывающе  поднимает брови  в

 ответ на его поручение,  топает  каблучком,  говорит:  "Я  не  буду  этого

 делать!" или  резко хлопает дверью его кабинета  в сердцах, то это не делает

 ему чести  - сам виноват.  Лучший  совет   в  этом  случае:  сменить   своего

 красивого,  но ненадежного секретаря  на  опытную  сотрудницу,  которая  не

 будет его  "подставлять" при клиентах.

           Таким  образом,  партнерство   составляет   один   из   ключевых

 компонентов  корпоративной культуры предприятия  и социологических методов в

 работе с  персоналом. [1]

          Соревнование является специфической  формой общественных отношений

 и характеризуется  стремлением людей к успеху,  первенству,  достижениям  и

 самоутверждению.  История соревновательности идет  из  глубины  веков.  Оно

 являлось формой  выживания лучших представителей  рода  -  сильных,  умных,

 мужественных, здоровых и в итоге стало  движущей силой  развития  общества.

 Результаты  соревнования  -  новые  открытия,  изобретения,   произведения

 искусства,  рекорды в спорте, достижения  в производстве.

          Идея соревнования и лидерства  была активно поддержана  классиками

 марксизма-ленинизма   и   материализована   в   форме    социалистического

 соревнования:   стахановское   движение,   ударничество   и   новаторство,

 коммунистические  субботники, движение за коммунистический труд. Дальнейшее

 развитие  соревнования  было  заформализовано  при   попытке  охвата   всех

 трудящихся  в 70-х гг. и  окончательно  похоронено  после  развала   КПСС  и

 кризиса экономики  бывшего СССР. [1]

          Интересно,  что  западные,  и  прежде  всего  японские  компании,

 тщательно изучив  опыт социалистического  соревнования,  успешно  применили

 его к национальному  менталитету своих рабочих   и  корпоративному  интересу

 фирмы в виде  кружков качества, рабочих советов и др.

          Общение — это специфическая  форма взаимодействия людей на  основе

 непрерывного  обмена информацией.  Межличностное   общение  возникает  между

 различными  людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг  и

 других более сложных формах общения нескольких людей.  Личностное  общение

 имеет место  в простых формах взаимоотношений  руководителя  с  подчиненным,

 сотрудников  между  собой,  когда  существуют  два  субъекта  коммуникаций.

 Вербальное, или   словесное,  общение  возникает  в  процессе  устного  или

 письменного  обмена информацией. Невербальное  общение  имеет  место,  когда

 используются  другие знаковые формы передачи  информации,  например  жесты,

 мимика, звуки,  поза и т.д. Управленческое  общение  включает  в  себя  три

 основных этапа:  выдача  распорядительной  информации,  получение  обратной

 информации, выдача  оценочной информации.

          Следует иметь в виду, что даже  когда человек Вас понял, то  это не

 означает, что  он с Вами безусловно согласен; при  прочих  равных  условиях

 люди легче  принимают позицию человека,  к  которому  испытывают  симпатию;

 общий  тон   при  общении  должен  быть  доброжелательный,   доверительный,

 располагающий  собеседников друг к другу.

          Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда

 две или более  сторон, имеющие различные цели  и  задачи,  пытаются  увязать

 между собой  различные  интересы  на  основе  продуманной  схемы  разговора

(диалога) и,  как правило, избегают прямого  конфликта.

         Конфликт - форма столкновения противоборствующих  сторон,  имеющая

 свой сюжет,  композицию, энергию, которые по  ходу действия трансформируются

 в кульминацию  и развязку и заканчиваются  положительным  или  отрицательным

 решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный  конфликт

 между  внешней   средой  и  внутренней   моралью,   конфликты   по   поводу

 распределения   ролей  на  работе,  деловые   конфликты  из-за  столкновения

 интересов   различных  подразделений,  семейные  конфликты   по   различным

 проблемам и  др.

          Сигналами конфликта  являются  социальный  кризис,  напряжение  в

 группе, недоразумения  из-за поступков, отклонений от  норм, психологические

 и этические  инциденты на работе  и  в   быту,  дискомфорт  или  интуитивное

 ощущение неловкости  в компании или на работе

           Итак,  знание  социологических  методов   управления   позволяет

 руководителю  коллектива объективно осуществлять  социальное  планирование,

 регулировать  социально-психологический  климат,  обеспечивать  эффективные

 коммуникации  и поддерживать на хорошем  уровне корпоративную культуру.  Для

 этого целесообразно  систематически (не реже одного  раза в  год)  проводить

 социологические  исследования в коллективе; особенно  полезно  знать  мнение

 членов коллектива  о руководителе. 
 
 

                   3.2. Психологические методы управления 
 

         Психологические  методы  играют  очень  важную  роль  в   работе  с

персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или  служащего

и, как  правило,  строго  персонифицированы  и  индивидуальны.  Главной  их

особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его  личности,

интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний

потенциал  человека  на   решение   конкретных   задач   предприятия   [2].

Классификация элементов, регулируемых с  помощью  психологических  методов,

показана на рис. 4. Дадим их характеристику.

         Психологическое планирование составляет  новое направление в  работе

с  персоналом  по  формированию  эффективного   психологического   состояния

коллектива   предприятия.   Оно   исходит   из    необходимости    концепции

всестороннего развития личности человека,  устранения  негативных  тенденций

деградации   отсталой   части    трудового    коллектива.    Психологическое

планирование   предполагает   постановку   целей   развития,   и   критериев

эффективности, разработку психологических нормативов,  методов  планирования

психологического  климата  и  достижения  конечных  результатов.  К  наиболее

важным результатам  психологического планирования мы относим: [1]

-  формирование  подразделений   ("команд")   на   основе   психологического

соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

- формирование  личной мотивации людей исходя  из философии предприятия;

-  минимизацию   психологических  конфликтов  (скандалов,  обид,    стрессов,

раздражений);

- разработку служебной  карьеры на основе психологической  ориентации

работников;

-  рост  интеллектуальных  способностей  членов  коллектива  и   уровня   их

образования

- формирование  корпоративной культуры на основе  норм  поведения  и  образов

идеальных сотрудников.

          Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование

 выполняла профессиональная  психологическая служба  предприятия,  состоящая

 из социальных  психологов.

         Отрасли психологии  и знание  их  методов исследования  позволяют

сделать  правильный  анализ  душевного   состояния   людей,   построить   их

психологические портреты, разработать  способы  устранения  психологического

дискомфорта и  формировать хороший  климат  коллектива.  Психология  является

экспериментальной  наукой,  изучающей  отношения  психических  процессов   в

жизни. 
 
 

          Рис. 4.  Элементы, регулируемые психологическими  методами

человека. В центре внимания психоанализа психические  процессы  и  мотивации

влечений человека, прежде всего душевных  и  сексуальных.  Психология  труда

изучает психологические  аспекты  профессионального  отбора,  профориентации,

профессионального   утомления,   напряженности   и   интенсивности    труда,

несчастных  случаев  и  др.  Психология   управления   анализирует   аспекты

поведения  людей   в   трудовом   коллективе,   отношения   руководителя   и

подчиненного, проблемы мотивации и  психологического  климата.  Психотерапия

изучает способы  психического воздействия словом, поступками, обстановкой на

человека с определенными  расстройствами  психики  с  целью  лечения.  Такие

способы,  как  самовнушение  (аутогенная  тренировка),  внушение   (гипноз),

медитация постепенно входят в практику управления.

         Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека  и его

общую  направленность  к  выполнению  определенных  видов  работ  и   сферам

деятельности. Известно несколько подходов к типизации  личности человека: 16-

факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория  сновидений  и

влечений 3. Фрейда, на основе классификации ролей поведения  и др.

          Темперамент является очень важной  психологической характеристикой

 личности для  определения назначения и места  каждого работника в коллективе,

Информация о работе Система методов управления персоналом