Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 12:46, реферат
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности,
который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации
индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы
управления персоналом предприятия. Укрупнённо можно выделить три фактора,
оказывающих воздействие на людей на предприятии.
сферами экономики (национальная оборона, образование, наука,
здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.). Распределение в свою
очередь активно воздействует на производство и обмен, ускоряя или замедляя
процессы внутри данных фаз воспроизводства.
Потребление направлено на
процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является
заключительной фазой воспроизводства. Потребление бывает материальное и
нематериальное, коллективное и индивидуальное. Потребление общественного
продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному
капиталу, а внутри предприятия — по труду. В потребительском обществе
главным является личное потребление граждан. Потребление активно
воздействует на все фазы воспроизводства, особенно на производство и обмен
товаров.
Итак, экономические методы
воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.
При позитивном использовании экономических методов конечный результат
проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при
неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или
пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
В качестве примера проявления экономических методов управления
персонала можно привести следующее: [6]
( Субсидирование
персонала. Многие компании
и рестораны для своего персонала. Это может быть невозможно для малого
бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки
автоматов для продажи горячих напитков и лёгкой закуски и предложить талоны
на завтрак.
( Товары со
скидкой. Большинство
работником товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует
предоставлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить
лояльность персонала.
( Ссуды. Некоторые
работодатели дают своим
или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).
( Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное
страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут
чувствовать себя спокойнее и увереннее, зная, что о них позаботятся, если
они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить
пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои
обязанности.
Также руководители через
у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда,
качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в
целом.
3. Социально-психологические
больше чем насилием.
Социально-психологические
управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании
закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов
являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам
воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:
социологические методы, которые направлены на группы людей и их
взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
психологические методы, которые направленно воздействуют на личность
конкретного человека (внутренний мир человека). [1]
Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном
общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире,
а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление
человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых
личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических
методов.
3.1. Социологические методы управления
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе,
выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с
конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и
разрешение конфликтов в коллективе [3]. Классификация элементов,
регулируемых с помощью социологических методов, показана на рис. 3.
Рассмотрим их более подробно.
Социальное планирование
критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда,
потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей,
достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение
продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня
образования и квалификации работников, сокращение производственного
травматизма, увеличение жилой площади на 1 работника и др. Конкретной
формой социального планирования является план социального развития
коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР
(ГАЗ, ВАЗ, "Электросила", ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема
социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских
компаний, которые
успешно используют передовой опыт
советского периода.
Рис. 3. Схема классификации элементов, регулируемых социологическими
Социологические методы исследования составляют научный
инструментарий
в работе с персоналом, они
предоставляют необходимые
для подбора» оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют
обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать
необходимую
информацию путем массового
анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария
(программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой
информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем,
политическим или 1-осу-дарственным деятелем - требует высокой квалификации
интервьюера и значительного времени.' Социометрический метод незаменим при
анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе
анкетирования
сотрудников строится матрица
предпочтительных контактов
людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод
наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас
обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных
ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является
распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу,
воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие
кадровые задачи. [1]
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника,
который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является
неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно
разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения
конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие
проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать
достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается
рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение.
Мораль является особой формой общественного сознания,
регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью
нравственных норм. В процессе исторического развития человечества
нравственные
нормы получили обыденное
идейное обоснование
в религиозных учениях на
чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др.
В период построения социалистического общества в СССР был
разработан "Моральный кодекс строителя коммунизма", в котором нашли
отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом
обществе, так и христианские нормы. Однако этот кодекс был значительно
выше реальных
моральных норм поведения
и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет
насмешек. [5]
В настоящее время лучшие западные компании ("Sоnу", "Nissan",
"Ford”, “IВМ”, "Mitsubishi") формирование корпоративной морали и культуры
ставят в
качестве первоочередной
Партнерство составляв важный
компонент любой социальной
заключается а налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе
которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как
равноправные
члены во взаимоотношениях
связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного
человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые,
дружеские, по увлечениям (хобби), семейные - между родственниками,