Система менеджмента качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:17, лекция

Описание работы

Качество продукции или услуг – основная, проверенная жизнью стратегия выживания и процветания и всякой организации, выпускающей продукцию или оказывающей услуги.

Работа содержит 1 файл

Экзамен качество.docx

— 666.35 Кб (Скачать)
 
 
 

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

  • Качество среды обитания
  • Качество организации и управления обществом:
    • Политическое устройство
    • Организация экономики

Социальное устройство

  • Качество населения:
    • Здравоохранение:
      • Здоровье (физическое, психическое, духовное, социальное)
    • Культура
    • Образование

Качество человека

Тема 2 Современный системный  подход и модель менеджмента качества в рамках семейства международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года

Семейство стандартов ИСО 9000

  • Набор общих международных стандартов,  описывающих системы менеджмента качества, применяемые организациями любого типа и размера, которые:
    • производят продукцию или детали (оборудование);
    • разрабатывают программное обеспечение;
    • обрабатывают материалы;
    • предоставляют услуги;

обеспечивают  функции общественного  администрирования 

Применение  ИСО серии 9000

  1. Заключение контрактов между поставщиком и покупателем
  2. Регистрация/одобрение покупателем
  3. Сертификация/регистрация  третьей стороной
  4. Руководство по улучшению качества

    1979  - был опубликован BS 5750 и учрежден             ISO/TC 176     

    1987 - были опубликованы стандарты ISO 9000

    1990 - видение 2000 – Генеральный план по    пересмотру ISO 9000

    1994 - I стадия пересмотра

    2000 - II стадия пересмотра

О пересмотре

  • Процесс пересмотра стандартов ИСО обязателен каждые 5 лет. 
        Возможные результаты: 
       
    n Подтверждение          n Изъятие   n  Пересмотр
  •   Версия ИСO 9000:1994 повлекла за собой незначительные изменения
  •   Пересмотр 2000 года повлек за собой более глубокие изменения, касающиеся, в особенности, ответственности руководства, мониторинга, измерения и постоянного улучшения

    ОСНОВНЫЕ  СТАНДАРТЫ  ИСО  СЕРИИ 9000 ВЕРСИИ 1994

    Основополагающие  стандарты:

      • ИСО 9000-1 Стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению;
      •   ИСО 9001 Модель при проектировании, разработке, производстве, монтажеи обслуживании;
      •   ИСО 9002 Модель при производстве, монтаже и обслуживании;
      •   ИСО 9003 Модель при окончательном контроле и испытаниях;
      •   ИСО 9004-1 Элементы системы качества. Руководящие указания.

    Принципы, терминология:

  • ИСО 8402 Управление качеством и обеспечение

    качества. Словарь  

    Стандарты по проверке систем качества

      • ИСО 10011-1 Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка;
      •   ИСО 10011-2 Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества;
      •   ИСО 10011-3 Руководство программой проверок

    15 декабря 2000 года  ИСО официально  опубликовало новую  версию международных  стандартов на  системы менеджмента  качества ИСО серии  9000 версии 2000.

    Пересмотренные  международные стандарты  были одобрены подавляющим  большинством комитетов-членов ИСО

    Голосование продемонстрировало мощную поддержку  многолетней огромной работы по пересмотру стандартов ИСО серии 9000 версии 1994 и переходу на новый уровень  работ в области  менеджмента качества.

    Основополагающие  стандарты (совместимая  пара стандартов):

      • ИСО 9001: Системы менеджмента качества - требования;
      • ИСО 9004: Системы менеджмента качества – Рекомендации по улучшению деятельности

    Принципы, терминология

    ИСО 9000: Системы менеджмента  качества – Основные 
         положения и словарь

    Стандарты по проверке систем

  • ИСО 19011-1 Руководящие указания по проверке     системы качества и системы управления окружающей средой

    В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ИСО ДО ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА ОБЕ ВЕРСИИ ДЕЙСТВОВАЛИ  ОДНОВРЕМЕННО

    В ДЕКАБРЕ 2003 НОВАЯ  ВЕРСИЯ 2000 ГОДА ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНИЛА ВЕРСИЮ 1994 ГОДА

    В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОССТАНДАРТА  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И  ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СТБ ИСО 9001:2001 НОВАЯ  ВЕРСИЯ ПОЛНОСТЬЮ  ДОЛЖНА БЫЛА ЗАМЕНИТЬ ВЕРСИЮ 1996 ГОДА С ИЮЛЯ 2004 ГОДА 

    Основные  причины пересмотра стандартов версии 1994 года

      • Эволюция потребностей пользователей и потребителей;
      • Потребность в переходе на управление, ориентированное на процесс;
      • Проблемы, связанные с применением и результативностью модели, которая строится на элементном подходе (20 элементов);
      • Наличие многочисленных систем управления;
      • Трудности внедрения стандартов для предприятий малого и среднего бизнеса;
      • Недостаточность ориентирования управления на производство;
      • Быстрое увеличение стандартов на руководящие требования;

          Требования к пересмотру  стандартов каждые 5 лет

        ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

    Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.

    Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Она может включать различные системы менеджмента, такие как СМК,  система менеджмента финансовой деятельности, система менеджмента охраны окружающей среды).

    Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

    Поставщик (ранее - субподрядчик) – организация или лицо, предоставляющее продукцию (пример: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли, продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации). Поставщик может быть внутренним  или внешним по отношению к организации

  • Организация (ранее – поставщик) – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений (пример: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них).  Организация может быть государственной или частной.
  • Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию (пример.: клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, покупатель).  Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.
  • Продукция – результат процесса. Имеются 4 общие категории продукции:
      1. Услуги (например, перевозки).
      1. Программные средства (например, компьютерная программа, словарь).
      2. Технические средства(например, узел двигателя).
      3. Перерабатываемые материалы (например, смазка
 

        ПРИНЦИПЫ  МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

        ПРИНЦИП 1    ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

        ПРИНЦИП 2    ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ

        ПРИНЦИП 3    ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

        ПРИНЦИП 4    ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

        ПРИНЦИП 5    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ

        ПРИНЦИП 6    ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ

        ПРИНЦИП 7    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА    ФАКТАХ

                            ПРИНЦИП 8    ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С 
                            ПОСТАВЩИКАМИ
 
 

ПРИНЦИП 1 — Ориентация на потребителя 

Организации зависят  от своих потребителей и, поэтому  должны понимать их настоящие и будущие  потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

      Применение  принципа – это  осуществление деятельности, направленной на:

  • изучение и понимание всех потребностей и ожиданий потребителей,  включая требования к качеству, упаковке, срокам поставки, цене, сервисным услугам и т.д.;
  • изучение потребностей других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, персонала, поставщиков, государства, региона и общества в целом);
  • обеспечение осознания и оптимизации соотношения всех требований, потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон и их документальное оформление;
  • обеспечение соответствия целей и задач организации потребностям и ожиданиям потребителей
  • отражение принципа ориентация на потребителя в руководстве по качеству, политике, целях организации;
  •   доведение этих требований до сведения всего персонала организации;
  •   введение механизмов взаимодействия с потребителем;
  •   организацию измерения и оценки степени удовлетворенности потребителей;
  •   разработку корректирующих действий для повышения удовлетворенности потребителей.
 

    ПЯТЬ  ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

    Собственник

    Общество 

    Поставщик

    Персонал 

    Потребитель  

    ОБЩЕСТВО  ОЖИДАЕТ

    - применение  ресурсо - и энергосберегающих технологий;

    - повышение  экологической безопасности;

    - повышение  культуры производства, сопровождающегося  снижением доли тяжелого физического  труда; 

    - создания  физической безопасности участников  производственного процесса;

    - прозрачности  финансовой и организационной  деятельности и т.д.  

    ПОТРЕБИТЕЛЬ ОЖИДАЕТ

    Удовлетворения  всего диапазона 
    требований, определяющих для него ценность продукта, а следовательно и целесообразность его приобретения.

    Это: 
    - функциональная пригодность продукта

    - надежность 

    - сроки 
    - цена

    ПЕРСОНАЛ  ОЖИДАЕТ

    Персонал, выступая Потребителем по отношению к фирме, на которой он работает, ожидает, что  фирма будет в состоянии удовлетворить  его потребности:

    - физиологические;

    - потребность в  признании;

    - самовыражение и  др.;

    Не учитывать  ожиданий Персонала как Потребителя – недопустимая ошибка, т.к. только удовлетворенный в своих ожиданиях персонал готов платить за это качественным, эффективным трудом, создавая продукт, соответствующий требованиям конечного потребителя 

    ПОСТАВЩИК ОЖИДАЕТ

    Поставщик  как участник процесса в не меньшей степени заинтересован в удовлетворении требований Потребителя, т.к. его благополучие зависит от благополучия фирмы-потребителя его продукта.

    Он также  в какой-то степени выступает  Потребителем по отношению к своему Потребителю, ожидая от него информации, позволяющей не только правильно  организовать собственный производственный процесс, но и работать на перспективу  

    СОБСТВЕННИК ОЖИДАЕТ

Информация о работе Система менеджмента качества