Система менеджмента качества, интегрированные системы, стандарты ИСо

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:49, курсовая работа

Описание работы

Чтобы интегрироваться в мировой рынок необходимо работать по его правилам не только в части технологии производства, но и в области управления производством. Наряду с технологическими возможностями предприятия должны демонстрировать положительное влияние своей деятельности на общество, а также обеспечивать не только безопасность продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом, логистики и так далее.

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМК.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

Принцип 8: Непрерывное улучшение и инновации

Непрерывное улучшение  продукции, процессов и систем Компании является постоянной целью для каждого  сотрудника. Компания поощряет творческий инновационный подход к любой  задаче, умение мыслить нестандартно.

Внедрение процессного подхода в управление деятельностью и соответствующими ресурсами в АО «НК «КТЖ»требует решения таких задач, как формирование сети процессов АО «НК «КТЖ», выделение показателей результативности и эффективности процессов, определение взаимодействия и ответственности, полномочий и ресурсов, управляющих процедур в процессах.

В приложении В представлена обобщенная модель технологических и управленческих процессов АО «НК «КТЖ», отражающая систему взаимоотношений структурных  единиц АО «НК «КТЖ» между собой  и с внешним рынком.

Процессы условно разделены  на бизнес-процессы, процессы управленческой деятельности и процессы управления ресурсами. Каждый процесс должен иметь  своего руководителя и систему показателей. Вместе с тем, система организации и контроля качества должна предусматривать возможность укрупнения технологических процессов и операций до четко формализуемых в системе управленческого учета и отчетности этапов.

 

 

2.3 Модель интегрированной системы менеджмента по международным стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, SA 8000 и алгоритм её внедрения на предприятиях железнодорожного транспорта

 

 

При начале разработки ИСМ для любого предприятия ж/д  транспорта необходимо определиться – с чего начать. Начинать необходимо с выбора пути внедрения и с кем этот путь пройти – при помощи консультантов или специалистов своего предприятия, а также, по каким стандартам будет внедряться система.

 

Таблица 3 Преимущества и недостатки способов внедрения  систем управления

 

Способы

внедрения

Преимущества

Недостатки

«Сам»

1. Система уже  на этапе сертификации понятна  всем сотрудникам предприятия

2. Руководство  желает получить результат от  внедрения ИСМ и знает, как  его получить 

3. Больше шансов  на этапе внедрения освоить  все процессы системы управления.

4. Документация «пропущена через себя» и эффективно функционирующая

1. Большой период  «раскачивания».

2. Потеря большого  количества «нервных клеток»  у

сотрудников, ответственных  за внедрение

3. Нет гарантии, что требования стандартов ИСМ  однозначно поняты и внедрены.

4. Нет гарантии, что сертификат будет получен в установленный  срок

«Консалтинг»

1. Четко разработанный  график внедрения.

2. Эффективная  поддержка при сертификации

3. Гарантия, что  сертификат будет получен.

4. «Красиво разработанная документация»

5. Минимальное время на процесс внедрения

1. Большой период  времени на процесс подбора консультанта.

2. Риск получить «некачественную услугу»

3. Финансовые  затраты на оплату консультационных услуг

«Сам +

Консалтинг»

1. Система уже  на этапе сертификации понятна всем сотрудникам предприятия

2. Руководство  желает результат от внедрения ИСМ и понимает, как его получить

3. Больше шансов  на этапе внедрения освоить  все процессы системы управления.

4. Документация  «пропущена через себя» и соответственно, эффективно функционирует

5. Эффективная  поддержка при сертификации

6. Гарантия, что  сертификат будет получен.

1. Увеличение  срока подготовки к получению сертификата за счет наличия периода «раскачивания» и периода

подбора консультанта.

2. Потеря большого  количества «нервных клеток» у сотрудников, ответственных на

этапе внедрения.

3. Финансовые  затраты на оплату консультационных услуг


 

Вариации интегрированных  систем менеджмента много, например, ISO 9001+ISO 14001+OHSAS 18001+SA 8000, ISO 9001+ISO 14001, ISO 9001+OHSAS 18001 и т.д.

Предлагаем  рассмотреть модель ИСМ по международным  стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 для  предприятий ж/д транспорта на рисунке 3.

Алгоритм внедрения  ИСМ на предприятиях железнодорожного транспорта представлен в Приложении Г.

 

 

Рисунок 3 - Модель ИСМ для предприятий ж/д транспорта

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

 

3.1 Проблемы, возникающие при внедрении ИСМ в системе железнодорожного транспорта

 

К решению о  внедрении ИСМ предприятия ж/д транспорта приходят по-разному: это требования руководства холдинга, условие заключения договора с потребителем, волевое решение руководителя-новатора, желание иметь конкурентное преимущество, стремление выйти за пределы привычных рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Тем самым, заявляя рынку о том, что предприятие ведет свой бизнес цивилизованно, по правилам, предсказуемо и готовы принимать инвестиции.

Рассмотрим  некоторые проблемы при разработке и внедрении ИСМ.

Деятельность  любой организации — это выполнение процессов. Руководители и специалисты интуитивно понимают это, но, как правило, затрудняются адекватно выделить процессы.

Применение "процессно-ориентированного подхода" позволяет пересмотреть основы управления предприятием. Существующая вертикально-иерархическая структура управления на большинстве предприятий ж/д транспорта содержит "искусственные" барьеры между подразделениями. Как правило, сотрудники, выполнив задание и отчитавшись за результат, как бы "выпадают" из дальнейшего производственного процесса, то есть возникает ситуация – "сделал продукт, передал его соседу, а что он с ним будет делать дальше, меня не касается".

Такая система  в построении взаимодействия подразделений  является малоэффективной. Еще одной важной проблемой предприятий является отсутствие "обратной связи" на этапах производственного цикла. Неформализованные способы взаимодействия подразделений и отдельных сотрудников, например, при выявлении причин дефектов, внесении каких-либо изменений, доработки продукции увеличивают сроки осуществления производственного цикла, т.к. основная масса времени уходит на согласование возникающих проблем между участниками, а также на выработку "с нуля" путей решения проблемы.

Отсутствуют методы получения обратной связи с потребителями  об их удовлетворенности и использования данной информации. Мониторинг и измерение основных характеристик процессов, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду, и показателей деятельности в области охраны труда не проводятся на регулярной основе. Внутренние аудиты проводятся на формальном уровне. Отсутствуют методы мониторинга и измерения процессов системы менеджмента качества. Не применяются даже простейшие статистические методы.

Корректирующие  действия проводимые на предприятиях являются по сути коррекцией (исправление) выявленного несоответствия. Внедрение ИСМ на предприятия ж/д транспорта, как и любые перемены, связанные с переходом к рыночной системе хозяйствования, сопровождаются рядом барьеров, одни из которых – наследство советского прошлого, другие – объективная реальность настоящего.

Разработка  и внедрение ИСМ – задача коллективная. И эффективной система будет только тогда, когда эта работа пройдет через головы, сердца и руки каждого из членов персонала. И в первую очередь лидеров – топ – менеджера компании ж/д транспорта. Только тогда в компании начнется реальный процесс улучшения качества и совершенствование, когда идеологию ИСМ поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления – от путейщика, проводника, начальника вокзала, директоров департаментов до высшего руководства компании.

Например, в  Программе внедрения системы  менеджмента качества в КТЖ – это процесс постоянного улучшения деятельности компании для достижения нового качества компании, которое будет складываться из нового качества персонала, умеющего работать по международным стандартам качества, качественно новым технологическим процессам, качественно нового оборудования, подвижного состава, качественным материалам и запасным частям, качественно новым подходам к маркетингу и сервису при предоставлении услуг по грузовой и пассажирской перевозке. Учитывая сложность проекта, его реализация была разделена на этапы, где на первом этапе важнейшей задачей являлась разработка концепции и плана внедрения системы менеджмента качества, учитывая сложнейшую структуру управления компанией и масштабы ее деятельности.

В концепции  были проанализированы существующее положение  дел по качеству технологических процессов компании, определены ключевые вертикальные и горизонтальные процессы управления в компании, система качественных показателей, позволяющая вести мониторинг этих процессов, выявлены наиболее слабые места, куда в первую очередь должны быть направлены усилия по внедрению системы менеджмента качества. Проведенная работа показала, что на первом этапе система менеджмента качества должна быть внедрена в наиболее значимые, процессы КТЖ, где экономические потери максимальны (ремонт, материально- техническое снабжение, управление финансами, проектами и программами, качеством услуг в грузовых и пассажирских перевозках, качеством исполнения бюджетов всех уровней, а также в перевозочном процессе в управлении сортировочными, грузовыми и припортовыми станциями).

Были подготовлены технологические инструкции и нормативные документы для модернизированных технологических процессов, разработаны должностные инструкционные карты для персонала, задействованного в этих процессах, связана система мотивации персонала с показателями качества технологических процессов. Результаты анализа приведены в схеме взаимодействия с поставщиками КТЖ и показаны на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Схема взаимодействия с поставщиками КТЖ

 

 

3.2 IRIS – международный стандарт железнодорожной отрасли

 

 

Принятие международного стандарта в области качества ISO 9001 способствовало разработке новых узкоспециализированных стандартов для конкретных отраслей экономической деятельности. Так, появились общепризнанные стандарты качества для автомобильной промышленности или для сферы производства медицинской техники.

Над созданием  подобного узкоспециализированного  стандарта на основе ISO 9001 стали задумываться и в железнодорожной индустрии. В 1999 году возникла идея создания отраслевого стандарта IRIS (International Railway Industry Standard), учитывающего специфические особенности железнодорожной промышленности. К работе над разработкой этого стандарта подключились лидеры железнодорожной индустрии, такие как Siemens и Bombardier. К 2006 году была создана первая официальная версия стандарта IRIS для поставщиков железнодорожной отрасли.

Сегодня IRIS –  это общепризнанный международный  стандарт, определяющий базовые требования к производителям железнодорожной техники и к поставщикам продукции для предприятий железнодорожной отрасли. Сертификация по стандарту IRIS позволит отечественным предприятиям быть конкурентоспособными на международном рынке транспортных услуг и обслуживать подвижной состав не только внутри Казахстана, но и за рубежом.

Главной целью IRIS является развитие и внедрение  единой системы для оценки и сертификации систем менеджмента качества, характерных для сферы железнодорожной промышленности. В настоящее время Союз европейской железнодорожной промышленности UNIFE рекомендует железным дорогам внедрять новый единый специализированный отраслевой стандарт IRIS. Компании, занимающиеся производством подвижного состава для железнодорожной отрасли, а также операторы железных дорог часто предъявляют претензии к качеству поставляемых материалов и запчастей. Например, в Казахстане около двадцати пяти процентов сбоев на железных дорогах происходит из-за поставок некачественной продукции.

Для того, чтобы  поставить всех участников рынка  – операторов железных дорог, изготовителей подвижного состава и поставщиков — в равные взаимовыгодные условия, и был разработан единый стандарт IRIS.

IRIS включает  в себя основополагающие требования ISO 9001 и определяет элементы поэтапного улучшения менеджмента предприятия, устанавливает необходимую автоматизацию документооборота, следит за обучением персонала принципам управления качеством, содержит особые методы сбора и анализа информации о работе компании в целом.

Поставщики  компонентов для главной компании-производителя, а также дочерние филиалы головной компании должны обладать сертификатом IRIS и владеть этим инструментом управления. Сертификация по стандарту IRIS проводится на добровольной основе (часто в рамках соглашений), однако для того, чтобы успешно конкурировать на внутреннем и мировом рынках такая сертификация является просто необходимой. Прежде чем пройти сертификацию IRIS требуется подтвердить соответствие систем менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001. Таким образом, внедрение и сертификацию IRIS целесообразно проводить на основательно подготовленной почве – после широкого внедрения на железных дорогах системы управления качеством по стандарту ISO 9001.

На сегодняшний  день существует 12 аккредитованных  органов по сертификации, утвержденные группой IRIS: Bureau Veritas, TUV NORD, IMQ, DSQ, TUV Rheinland, LRQA, RINA, AENOR, DECRA Certification, TUV SUD Management Service, AFNOR Certification, Managing Risk DNV.

Стандарт IRIS трактует систему менеджмента интегрированно, в результате чего в нем особо оговариваются требования к следующим направлениям менеджмента:

  • интегрированный менеджмент
  • менеджмент объема работ;
  • тайм-менеджмент;
  • менеджмент затрат;
  • менеджмент качества;
  • менеджмент человеческих ресурсов;
  • менеджмент коммуникаций;
  • менеджмент рисков;
  • менеджмент изменений.

Интегрированный менеджмент. Должен быть разработан интегрированный план выполнения проекта, отражающий тип проекта и правила его выполнения по всему жизненному циклу продукции, включая план управления изменениями проекта.

Менеджмент объема работ. Организация должна гарантировать идентификацию, разделение на отдельные стадии, управляемость и проверку полного объема работ. Изменение объема работ должны контролироваться и соблюдаться на протяжении всего проекта, а также отражаться в плане его выполнения.

Информация о работе Система менеджмента качества, интегрированные системы, стандарты ИСо