Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:49, курсовая работа
Чтобы интегрироваться в мировой рынок необходимо работать по его правилам не только в части технологии производства, но и в области управления производством. Наряду с технологическими возможностями предприятия должны демонстрировать положительное влияние своей деятельности на общество, а также обеспечивать не только безопасность продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом, логистики и так далее.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время в экономически развитых странах
мира основным и наиболее продуктивным
способом достижения экономической
эффективности и социальной стабильности
организаций и предприятий
Чтобы интегрироваться в мировой рынок необходимо работать по его правилам не только в части технологии производства, но и в области управления производством. Наряду с технологическими возможностями предприятия должны демонстрировать положительное влияние своей деятельности на общество, а также обеспечивать не только безопасность продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом, логистики и так далее.
Решить поставленные задачи возможно, применяя современные системы менеджмента, основанные на практике и знаниях успешных международных компаний.
Поэтому одним из аспектов государственной политики является поддержка предприятий, разрабатывающих и внедряющих системы менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов.
Так, международные стандарты ИСО серии 9000, 1400 (экологический менеджмент), 22000 (анализ и контроль критических точек), стандарты профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001), социальной ответственности (SA 8000), приняты в качестве государственных стандартов Республики Казахстан.
С целью активизации деятельности предприятий и организаций Республики Казахстан по внедрению современных систем менеджмента разработана Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан. Данная Концепция определяет основные направления государственной политики в области создания и применения систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов, постоянного совершенствования этой деятельности на период до 2015 года.
Согласно Концепции, развитие систем менеджмента в Казахстане должно происходить по двум направлениям:
1) Разработка и внедрение на предприятиях и организациях всех сфер деятельности отдельных систем менеджмента, соответствующих ИСО 9001: ИСО 14001; ИСО 22000; OHSAS 18001;SA 8000 и др.
2) Другое направление развития систем менеджмента - это разработка и внедрение интегрированных систем менеджмента.
Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающей требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое.
Внедрение интегрированных систем менеджмента позволяет реализовать на практике базовые требования к менеджменту на основе трех важнейших факторов устойчивого развития - экономического, экологического и социального.
Темой данной курсовой работы является «Создание интегрированной системы менеджмента на предприятии».
Актуальность темы исследования. Одной из стратегических задач развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года является увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения интегрированной системы менеджмента. Так, количество предприятий, внедривших интегрированные системы менеджмента, к 2015 году предполагается увеличить до двух тысяч. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методов внедрения вышеуказанной системы.
Объектом исследования является АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».
Акционерное общество «НК «КТЖ» является безусловным лидером на казахстанском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии оказания транспортных услуг.
Системы управления качеством данного предприятия обеспечивается путем последовательного внедрения и использования в деятельности организации базовых принципов управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов в области качества, с учетом специфики деятельности.
Организационная структура Компании – вертикально интегрированный транспортный холдинг с наличием в структуре бизнес единиц, составляющих ядро интегрированного процесса перевозок.
Цель курсовой работы заключается в разработке модели интегрированной системы менеджмента на предприятиях железнодорожной отрасли. Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:
Многие регионы страны в последние годы успешно реализуют системы, методы и технологии управления качеством, однако проблема интеграции управления качеством, экологией, безопасностью на региональном уровне продолжает оставаться весьма актуальной.
В процессе работы
проводились теоретические
В результате исследования была разработана модель системы менеджмента и предложен алгоритм внедрения интегрированной системы менеджмента в структурах железнодорожного транспорта на примере предприятия АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».
Также представлен новый подход к системе менеджмента для предприятий железнодорожной промышленности - отраслевой стандарт IRIS (International Railway Industry Standard), учитывающий их специфические особенности.
В работе были использованы концептуальные материалы АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и Правительства Республики Казахстан.
1 АКТУАЛЬНОСТЬ
ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ
Интегрированная система менеджмента - часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как общее целое.
Интеграция систем менеджмента – объективная необходимость. Создание интегрированных систем менеджмента — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.
Ожидаемая результативность создания интегрированных систем менеджмента может быть достигнута лишь в случае грамотного управления. При создании интегрированных систем менеджмента главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и, прежде всего — руководителям высшего звена.
При разработке интегрированных систем менеджмента следует избегать механического объединения требований международных стандартов по менеджменту (без учета концепций и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению.
Интегрирование систем
менеджмента (качества, экологии, безопасности
и социальной ответственности), отвечающих
требованиям международных
Основой для
интегрированной системы
Интегрированные системы менеджмента могут иметь следующие конфигурации в зависимости от состава входящих в их систему, включающие:
- систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала (охраны труда);
- систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала;
- систему менеджмента качества и систему экологического менеджмента;
- систему менеджмента качества и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала.
Преимущества интегрированных систем менеджмента:
- повышение технологичности разработки, внедрения и функционирования систем менеджмента;
- разработка единой гармонизированной структуры менеджмента;
- снижение затрат на разработку, функционирование и сертификацию;
- возможность совмещения ряда процессов в рамках интегрированных систем менеджмента (планирование, анализ со стороны руководства, управление документацией, подготовка кадров, обучение, внутренние аудиты и пр.);
- повышение мобильности и возможностей адаптации к изменяющимся условиям;
- большая привлекательность для потребителей, заинтересованных сторон, инвесторов.
Целесообразность внедрения интегрированных систем заключается в:
- обеспечении большей
согласованности действий
- минимизации функциональной разобщенности в организации, возникающей при разработке автономных систем менеджмента;
- в меньшей трудоемкости по сравнению с несколькими параллельными системами;
- меньшем числе внутренних и внешних связей по сравнению с суммарным числом этих связей в нескольких системах;
- значительно меньшем объеме документов по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;
- достижении более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;
- их способности учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;
- низких затратах на разработку, функционирование и сертификацию по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.»
Модель интегрированной системы менеджмента – это единая система менеджмента, реализующая стандарты через 9 модифицированных критериев TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством): роль руководства в организации работ; планирование в области управления окружающей средой и качества; использование потенциала работников; рациональное использование ресурсов; управление технологическими процессами и операциями выполнения работ; удовлетворенность потребителей; удовлетворенность персонала работой в организации; влияние организации на окружающую природную среду и общество; результаты работы организации.
Поэлементное совмещение требований стандартов менеджмента ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 с критериями и подкритериями TQM позволяет:
- системно и полно изложить базовые требования к менеджменту фирмы на основе трех важнейших факторов устойчивого развития - экономического, экологического и социального;
- раскрыть критерии TQM с достаточной полнотой и конкретным наполнением, свойственным указанным стандартам и наилучшей практике ведения бизнеса;
- количественно оценивать достигнутый уровень качества менеджмента на единой методологической основе, совместимой с национальными и региональными оценочными премиями по качеству;
- дифференцированно оценивать уровень качества менеджмента как в ходе самооценки и оценочного конкурса по качеству (как это делается в настоящее время во многих странах), так и при проведении сертификационного аудита (новый подход в отношении систем менеджмента).
Рисунок 1 - Схематическое
представление интегрированной
системы менеджмента
Предлагаемая модель
интегрированной системы
Внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование. На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования.
Интеграция систем может осуществляться на разных уровнях: на уровне политики; отдельных мероприятий; процедур; инструкций; документации; единого руководства (положения) по менеджменту; в масштабе менеджмента всей фирмы (интегрированной системы менеджмента).
Пути интеграции также
могут быть различными: интеграция
начинается с самого начала или поначалу
системы развиваются
Основой интеграции систем может быть любая система менеджмента, отвечающая принципам указанных стандартов и соответствующая требованиям предприятия. Процесс интеграции может быть параллельным или последовательным, но с четким определением сроков внедрения этапов и требований к результатам, что позволяет осуществлять контрольные и корректирующие действия.
В предлагаемой модели стандарты в области систем менеджмента качества (ISO серии 9000) в блоке стандартов менеджмента рассматриваются как базовые, системообразующие. В этом стандарте устанавливаются основные требования к системам менеджмента в сфере качества, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей.
Информация о работе Система менеджмента качества, интегрированные системы, стандарты ИСо