Система менеджмента качества, интегрированные системы, стандарты ИСо

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:49, курсовая работа

Описание работы

Чтобы интегрироваться в мировой рынок необходимо работать по его правилам не только в части технологии производства, но и в области управления производством. Наряду с технологическими возможностями предприятия должны демонстрировать положительное влияние своей деятельности на общество, а также обеспечивать не только безопасность продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом, логистики и так далее.

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМК.doc

— 396.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее  время в экономически развитых странах  мира основным и наиболее продуктивным способом достижения экономической  эффективности и социальной стабильности организаций и предприятий промышленности является внедрение систем менеджмента.

Чтобы интегрироваться в мировой рынок необходимо работать по его правилам не только в части технологии производства,  но и в области управления производством. Наряду с технологическими возможностями предприятия должны демонстрировать положительное влияние своей деятельности на общество, а также  обеспечивать не только безопасность продукции, но и вопросы долгосрочной стратегии, экологии, охраны труда, социальной ответственности, информационной безопасности, финансовой устойчивости, управления персоналом, логистики и так далее.

Решить поставленные задачи  возможно, применяя современные системы  менеджмента, основанные на практике и  знаниях успешных международных  компаний.

Поэтому  одним из аспектов государственной политики является поддержка предприятий, разрабатывающих и внедряющих системы менеджмента  в соответствии с требованиями международных стандартов.

Так, международные стандарты  ИСО серии 9000, 1400 (экологический менеджмент), 22000 (анализ и контроль критических  точек), стандарты профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001), социальной ответственности (SA 8000), приняты в качестве государственных стандартов Республики Казахстан.

С целью  активизации  деятельности предприятий и организаций  Республики Казахстан по внедрению  современных  систем менеджмента разработана Концепция развития систем менеджмента в Республике Казахстан.  Данная Концепция определяет  основные направления государственной политики в области создания и применения  систем менеджмента, соответствующих требованиям международных стандартов,  постоянного совершенствования этой деятельности  на период до 2015 года.

Согласно Концепции,  развитие систем менеджмента в Казахстане должно происходить по двум направлениям:

1) Разработка и внедрение на предприятиях и организациях всех сфер деятельности отдельных систем менеджмента, соответствующих ИСО 9001: ИСО 14001; ИСО 22000; OHSAS 18001;SA 8000 и др.

2)  Другое направление развития систем менеджмента - это разработка и внедрение интегрированных систем менеджмента.

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающей требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое.

Внедрение интегрированных  систем менеджмента  позволяет реализовать  на практике базовые требования к менеджменту на основе трех важнейших факторов устойчивого развития - экономического, экологического и социального.

Темой данной курсовой работы является «Создание интегрированной  системы менеджмента на предприятии».

Актуальность  темы исследования. Одной из стратегических задач развития систем менеджмента в Республике Казахстан до 2015 года является увеличение числа предприятий и организаций Республики Казахстан, использующих мировой опыт внедрения интегрированной системы менеджмента. Так, количество предприятий, внедривших интегрированные системы менеджмента, к 2015 году предполагается увеличить до двух тысяч. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективных методов внедрения вышеуказанной  системы.

Объектом исследования является АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».

Акционерное общество «НК «КТЖ» является безусловным лидером на казахстанском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии оказания транспортных услуг.

Системы управления качеством данного предприятия обеспечивается путем последовательного внедрения и использования в деятельности организации базовых принципов управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов в области качества, с учетом специфики деятельности.

Организационная структура Компании – вертикально интегрированный транспортный холдинг с наличием в структуре бизнес единиц, составляющих ядро интегрированного процесса перевозок.

Цель курсовой работы заключается в разработке модели интегрированной системы менеджмента  на предприятиях железнодорожной отрасли. Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотрение нормативно-правовой основы интегрированных систем менеджмента;
  • изучение основных положений концепции и порядка создания интегрированной системы  менеджмента организации;
  • ознакомление с особенностью системы менеджмента АО «НК «КТЖ»;
  • разработка алгоритма внедрения интегрированной системы менеджмента в структурах железнодорожного транспорта;
  • формулирование основных путей совершенствования интегрированной системы менеджмента в АО «НК «КТЖ».

Многие регионы  страны в последние годы успешно  реализуют системы, методы и технологии управления качеством, однако проблема интеграции управления качеством, экологией, безопасностью на региональном уровне продолжает оставаться весьма актуальной.

В процессе работы проводились теоретические исследования требований международных стандартов ИСО к системам менеджмента качества (ИСО 9001), к системам экологического менеджмента (ИСО 14001), к системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18001) и социальной ответственности (SA 8000).

В результате исследования была разработана модель системы менеджмента и предложен алгоритм внедрения интегрированной системы менеджмента в структурах железнодорожного транспорта на примере предприятия АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».

Также представлен  новый подход к системе менеджмента  для предприятий железнодорожной промышленности - отраслевой стандарт IRIS (International Railway Industry Standard), учитывающий их специфические особенности.

В работе были использованы концептуальные материалы АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и Правительства Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АКТУАЛЬНОСТЬ  ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ  МЕНЕДЖМЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

    1.  Понятие об интегрированных системах менеджмента

 

Интегрированная система  менеджмента - часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных  стандартов и функционирующая как  общее целое.

Интеграция систем менеджмента – объективная необходимость. Создание интегрированных систем менеджмента — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации.

Ожидаемая результативность создания интегрированных систем менеджмента может быть достигнута лишь в случае грамотного управления. При создании интегрированных систем менеджмента главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и, прежде всего — руководителям высшего звена.

При разработке интегрированных систем менеджмента следует избегать механического объединения требований международных стандартов по менеджменту (без учета концепций и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению.

Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку  для устойчивого развития организации.

Основой для  интегрированной системы качества должна стать система менеджмента  в области социальной и этической  ответственности, так как упомянутая система  предполагает выполнение действующих  законодательно правовых и нормативных  требований  в области  экологии, охраны труда, безопасности продукции и другие  связанные с ними аспекты. Схематическое представление интегрированной системы менеджмента предприятия представлена в рисунке 1.

Интегрированные системы  менеджмента могут иметь следующие конфигурации в зависимости от состава входящих в их систему, включающие:

- систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала (охраны труда);

- систему экологического менеджмента и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала;

- систему менеджмента качества и систему экологического менеджмента;

- систему менеджмента качества и систему менеджмента охраны здоровья и безопасности персонала.

Преимущества интегрированных систем менеджмента:

- повышение технологичности разработки, внедрения и функционирования систем менеджмента;

- разработка единой гармонизированной структуры менеджмента;

- снижение затрат на разработку, функционирование и сертификацию;

- возможность совмещения ряда процессов в рамках интегрированных систем менеджмента (планирование, анализ со стороны руководства, управление документацией, подготовка кадров, обучение, внутренние аудиты и пр.);

- повышение мобильности и возможностей адаптации к изменяющимся условиям;

- большая привлекательность для потребителей, заинтересованных сторон, инвесторов.

Целесообразность внедрения  интегрированных систем заключается  в:

- обеспечении большей  согласованности действий внутри  организации;

- минимизации функциональной разобщенности в организации, возникающей при разработке автономных систем менеджмента;

- в меньшей трудоемкости  по сравнению с несколькими  параллельными системами; 

- меньшем числе внутренних и внешних связей по сравнению с суммарным числом этих связей в нескольких системах;

- значительно меньшем объеме документов по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;

- достижении более высокой степени вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации;

- их способности учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем;

- низких затратах на разработку, функционирование и сертификацию по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.»

Модель интегрированной системы менеджмента – это единая система менеджмента, реализующая стандарты через 9 модифицированных критериев TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление качеством): роль руководства в организации работ; планирование в области управления окружающей средой и качества; использование потенциала работников; рациональное использование ресурсов; управление технологическими процессами и операциями выполнения работ; удовлетворенность потребителей; удовлетворенность персонала работой в организации; влияние организации на окружающую природную среду и общество; результаты работы организации.

Поэлементное совмещение требований стандартов менеджмента             ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 с критериями и подкритериями  TQM позволяет:

- системно и полно изложить базовые требования к менеджменту фирмы на основе трех важнейших факторов устойчивого развития - экономического, экологического и социального;

- раскрыть критерии TQM с достаточной полнотой и конкретным наполнением, свойственным указанным стандартам и наилучшей практике ведения бизнеса;

- количественно оценивать достигнутый уровень качества менеджмента на единой методологической основе, совместимой с национальными и региональными оценочными премиями  по качеству;

- дифференцированно оценивать уровень качества менеджмента как в ходе самооценки и оценочного конкурса по качеству (как это делается в настоящее время во многих странах), так и при проведении  сертификационного аудита (новый подход в отношении систем менеджмента).

 

 

Рисунок 1 - Схематическое  представление интегрированной  системы менеджмента предприятия

 

Предлагаемая модель интегрированной системы менеджмента  и система добровольной сертификации системы менеджмента со схемой дифференцированной оценки является естественным развитием широко применяемых моделей системы по качеству и проводимых премий по качеству.

Внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области  деятельности, не менее сложно, чем  ее проектирование. На данном этапе  важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования.

Интеграция систем может  осуществляться на разных уровнях: на уровне политики; отдельных мероприятий; процедур; инструкций; документации; единого  руководства (положения) по менеджменту; в масштабе менеджмента всей фирмы (интегрированной системы менеджмента).

Пути интеграции также  могут быть различными: интеграция начинается с самого начала или поначалу системы развиваются независимо, а затем интегрируются; возможно введение новых аспектов в уже существующую систему управления.

Основой интеграции систем может быть любая система менеджмента, отвечающая принципам указанных  стандартов и соответствующая требованиям  предприятия. Процесс интеграции может  быть параллельным или последовательным, но с четким определением сроков внедрения этапов и требований к результатам, что позволяет осуществлять контрольные и корректирующие действия.

В предлагаемой модели стандарты  в области систем менеджмента  качества (ISO серии 9000) в блоке стандартов менеджмента рассматриваются как базовые, системообразующие. В этом стандарте устанавливаются основные требования к системам менеджмента в сфере качества, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Информация о работе Система менеджмента качества, интегрированные системы, стандарты ИСо