Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 04:31, курсовая работа
Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях, рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.
Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс………………5
1.1 Концепция Кайдзен ………………………………………………………..5
1.2 Черты японского подхода к контролю качества. Кружки качества……10
Глава 2. Основы кайдзен………………………………………………..…….14
2.1 Кружки качества……………………………………………………….….14
2.2 Принципы кайзен……………………………………………………….....17
Глава 3. Управление качеством в России………………………………….....23
3.1 Проблемы развития…………………………………………………….….24
3.2 Потенциал развития……………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………42
Потребность российской экономики в специалистах по качеству нового поколения была отмечена еще в начале 2000-х годов Министерством Образования РФ. Но сейчас можно сказать, что подготовка менеджеров по качеству не стала специализацией экономических и управленческих ВУЗов. Как правило, таких специалистов готовят технические факультеты и институты. Часто случается, что при наличии экономических специальностей в ВУЗе, менеджеров по качеству выпускают кафедры стандартизации, товаро- и материаловедения. Таким образом, в процессе подготовки кадров не всегда акцентируется менеджерская составляющая профессии, и этот факт обязательно повлияет как на будущую профессиональную деятельность выпускников, так и на фирмы, в которых они будут работать. Недостаточная комплексная, методологическая и теоретическая база в отношении как управления в целом, так и управления качеством в частности, как у действующих, так и у будущих специалистов, несет угрозу внедрению принципов TQM в России.
Выше
было упомянуто, что многие подходы
к совершенствованию систем управления
организацией и улучшению
В России в 2003 году сертификат ISO 9000 был получен 1710 компаниями. Однако, если узнать, сколько из них на самом деле применяют стандарты ISO для конструирования своих систем управления, результат будет неутешительным. Для большого числа руководителей российских компаний при внедрении стандартов ISO 9000 главным является не эффективное функционирование, развитие и совершенствование систем менеджмента качества, а их сертификация. Однако, эта же проблема характерна и для Запада. Сертификация ISO 9000 должна наполнять процедуру стандартизации духом совершенствования, но конкретная реализация этого инструмента в России приводит к первой упомянутой мной проблеме.
Использование
премий качества (премий за качество) –
это эффективная стратегия
Довольно эффективным инструментом, занимающим свое место среди набора современных методов управления, является самооценка предприятия. Но сейчас можно заключить, что в России метод самооценки большей частью не реализован на предприятиях11. Управляющие в отечественных организациях зачастую интересуются исключительно финансовыми показателями. Причиной может служить незнание методики самооценки, или отсутствие базы критериев оценки. Кроме того, когда дело касается менеджеров среднего звена и работников операционного уровня, часто можно столкнуться со значительным искажением данных относительно самооценки. Здесь имеется в виду, что такие черты как желание угодить начальству, приукрасить действительность, выдавая желаемое за действительное, менталитет типа «инициатива наказуема» мешают объективно оценить организацию.
Следующий инструмент управления качеством – бенчмаркинг, или сравнения с лидерами, в последние 20 лет признан одним из самых эффективных методов стратегического улучшения бизнес-процессов компании. Бенчмаркинг включен в top-3 инструментов менеджмента среди управляющих крупных компаний (в соответствии с BAIN & Co12). В нашей стране, конечно, присутствует некоторое число фирм, практикующих бенчмаркинг, но, как правило, это немногие крупные компании, имеющие постоянные контакты со своими зарубежными партнерами. Для большинства же российских предприятий и их руководителей «бенчмаркинг» понимается лишь поверхностно, его используют скорее как единичное мероприятие маркетингового исследования или анализа конкурентов, а не как методика долгосрочного управления качеством. Помимо этого, определенным тормозом развития бенчмаркинга можно считать тотальную «засекреченность» российского бизнеса – нежелание публиковать какую-либо внутреннюю информацию, даже если это не вредит конкурентной позиции фирмы.
Проводя анализ инструментов и методов совершенствования управления качеством, становится очевидным, что во многом отсутствуют базовые элементы культуры TQM, и это является серьезной помехой внедрению этих методик на российских предприятиях. Если в компании отсутствует естественная (или привитая) культура качества, или если она прописана только в декларационных документах, то ожидая вовлеченности всей фирмы в процесс совершенствования мы «ставим телегу впереди лошади». Нелепо совершенствовать что-то, чего не в принципе. Здесь ключевым шагом является ориентация на потребителя, не декларативная, а реальная. Но и здесь есть сложность.
В процессе становление рыночной экономики, российские производители стали ценить мнение потребителя, как только им пришлось бороться за его спрос. В принципе, российские компании в достаточной мере обучились навыкам маркетинговых исследований рынка и привлечения новых потребителей. Но как мы знаем, в процессе удовлетворения нужд клиента важно не навязать свой продукт, а дать клиенту именно то, чего ему не хватает, а возможно даже больше. Крайне важно для отечественных менеджеров понять цепочку поведения потребителя в этом контексте: покупка товара – удовлетворение нужды – повторная покупка. Что касается иностранных компаний, там во главу угла ставится долгосрочное удержание постоянной клиентской базы, а не ее краткосрочное увеличение. Урок, который следует усвоить российскому бизнесу, заключается в понимании того, что удовлетворение нужды конвертируется в лояльность компании. Лояльность, в свою очередь, отражается в стабильном положении на рынке. Таким образом, возможно, следует изменить маркетинговые подходы с общей или нишевой ориентации на индивидуальную, с привлечением информации баз данных13.
Продолжая
рассматривать вопрос важности понимания
нужд потребителя, следует остановиться
на еще одном моменте Речь идет об одностороннем
восприятии клиента – всего лишь как конечного
потребителя товара. Но нельзя забывать
о Концепции внутреннего потребителя,
которая подразумевает, что каждый следующий
процесс является, по сути, клиентом предыдущего.
Однако, по причине того, что отечественные
компании нечасто рассматривают свой
бизнес в виде совокупности процессов,
такой подход непопулярен. Однако, именно
процессные подход лежит в основе методики
TQM, ведь качество конечного результата
определяется качеством отдельных процессов.
Обеспечение качественных бизнес-процессов
позволяет удовлетворить внутренних потребителей,
работая в итоге на качественную готовую
продукцию.
3.2 Потенциал развития
Описанные выше проблемы, хотя и мешают развитию концепции TQM в России, все же не являются непреодолимыми препятствиями. Объективный взгляд на нынешнее положение, наряду с грамотными решениями бизнес-сообщества, подкрепленными поддержкой государства, смогут преодолеть эти барьеры.
Если еще на рубеже XXI века наблюдался серьезный недостаток научных обсуждений и дискуссий, а также публикаций по теме управления качеством в России, то сегодня существует несколько десятков книг и учебных пособий, посвященных менеджменту качества14. Значительно увеличилось число публикаций в журналах, появились тематические издания (например, журнал «Стандарты и Качество»), растет число Интернет-ресурсов, посвященных данной тематике. Однако, нынешнюю ситуацию пока еще можно назвать только подготовительным этапом в создании фундамента Всеобщего управления качеством в России.
На данный момент всю информацию, касающуюся тематики управления качеством, в целом можно разбить на два направления: принципы TQM на основе иностранных источников, и практический опыт российских предприятий в области менеджмента качества и процессов совершенствования. Объективно сегодня есть необходимость создания научной базы внедрения и адаптации TQM в нашей стране. Эмпирическая основа, базирующаяся на опыте отечественных компаний, как удачном, так и неудачном уже сформирована в достаточной степени, чтобы определить как барьеры, так и факторы успеха, а также тенденции, и сформировать научные основы.
Всем известно, что успех компании в самом широком смысле определяется лидерскими качествами руководителей, их четким видением направления развития и способностью повести за собой всю организацию. Показательным является тот факт, что в программе ведущих мировых премий качества – таких как премия Болдриджа и премия, присуждаемая Европейским фондом управления качеством – первым критерием оценки компании является именно «лидерство». В России определенной проблемой является не всегда верная трактовка понятия лидерства. Талант вызвать заинтересованность работников и обеспечить их вовлеченность в процессы совершенствования крайне сложно реализовать на основе директивных методов. Но авторитарный стиль менеджмента все еще характерен для большого числа компаний. По результатам исследований, нацеленных на выявление индивидуальных качеств руководителей, желающих внедрить TQM в России, были выявлены следующие характеристики:
Указанные
черты являются типичными для
руководителя-лидера западного образца.
Главная идея заключается в том,
что перемены в компании должны начинаться
с перемен их руководителей. Конфронтация
между демократическим и
За
последние годы значительно увеличилась
инициатива отечественных менеджеров
в отношении прохождения