Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 04:31, курсовая работа
Цель моей работы – охарактеризовать систему управления качеством на японских предприятиях, рассмотреть кружки качества, а также всеобщее управление качеством как основополагающую модель управления качеством в японских компаниях.
Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс………………5
1.1 Концепция Кайдзен ………………………………………………………..5
1.2 Черты японского подхода к контролю качества. Кружки качества……10
Глава 2. Основы кайдзен………………………………………………..…….14
2.1 Кружки качества……………………………………………………….….14
2.2 Принципы кайзен……………………………………………………….....17
Глава 3. Управление качеством в России………………………………….....23
3.1 Проблемы развития…………………………………………………….….24
3.2 Потенциал развития……………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………….....38
Список литературы……………………………………………………………42
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Иркутский филиал
Кафедра
экономики и управления на предприятии
(в торговле)
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«МЕНЕНДЖМЕНТ»
Система
«Кайзен» в управлении качеством
Выполнил:
Студент _3_курса
Заочная (ускоренная) форма обучения
Специальность: экономика и управление
на предприятии (в торговле)
Ф.И.О. Константинова Е.С.
Проверил:
Нечаев
В.Б.
г. Иркутск, 2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….….3
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс………………5
1.1 Концепция Кайдзен ………………………………………………………..5
1.2 Черты японского подхода к контролю качества. Кружки качества……10
Глава 2. Основы
кайдзен………………………………………………..…….
2.1 Кружки качества………………………………………
2.2 Принципы кайзен………………………………………
Глава 3. Управление
качеством в России………………………………
3.1 Проблемы развития…………………………………
3.2 Потенциал
развития……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сегодня, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями.
Настало
время, когда производители продукции
должны понять, что путь к выживанию
и благополучию в условиях жесткого
глобального рынка – это
Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.
Освоение
этого опыта на всех уровнях управления
нашей экономикой – это, по существу,
и есть та реформа в управлении
социально-экономической
В 50-е гг. прошлого века американский ученый У. Э. Деминг, посетивший Японию несколько раз, сказал знаменитые пророческие слова о том, что скоро эта страна наводнит мировой рынок качественной продукцией. С этих пор начался активный этап достижений в области управления качеством, как в Японии, так и в других странах, прежде всего в США.
Япония - это страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области нового менеджмента, представляющего собой стратегию «кайдзен».
В основе кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала. Они стали основополагающими принципами стандартов ISO 9000.
Спустя некоторое время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (company wide quality control – управление качеством в масштабах компании) и TQC (total quality control – всеобщий контроль качества).
Цель
моей работы – охарактеризовать систему
управления качеством на японских предприятиях,
рассмотреть кружки качества, а также
всеобщее управление качеством как
основополагающую модель управления качеством
в японских компаниях.
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс
1.1 Концепция Кайдзен
За два десятилетия, которые предшествовали нефтяным кризисам, мировая экономика достигла небывалого расцвета, и спрос на новые технологии и новые виды продукции был по-настоящему неутолимым. В этот период с лихвой окупалась стратегия инноваций. Такая стратегия, импульс которой дают новые технологии, процветает в период динамичного развития, при высоком уровне прибыли. Ее применению благоприятствует климат, в котором:
Однако, эти времена миновали. Нефтяные кризисы 70-х гг., вызовы 80-х и 90-х радикально и необратимо изменили международную экономическую ситуацию. Для новых экономических условий стали характерны:
Сегодня
любое промедление в освоении
передовых технологий обходится
дорого. Промедление в освоении новейших
методов менеджмента может
В этих условиях нужен особый подход к управлению. В Японии им стал «кайдзен».
Стратегия
кайдзен – ключ к конкурентоспособности
Японии на мировом рынке – это
центральная концепция
Говоря об истоках кайдзен, нужно подчеркнуть вклад в японские разработки двух значимых американских специалистов – Эдварда Деминга и Джозефа Джурана.
В
контексте их работ, совершенствование
рассматривается как
На лекциях Дж. М. Джурана впервые вопрос качества рассматривался с точки зрения общего менеджмента. Тогда же был создан первый кружок контроля качества.
Без сомнения, эти кружки сыграли важную роль в повышении качества в Японии, однако не они служили основой всеобщего контроля качества в стране.
Как и во многих западных компаниях, термин «контроль качества» изначально применялся по отношению к производственному процессу, в частности, к технической инспекции для отбраковки несоответствующего требованиям входного сырья или продукции на выходе поточной линии.
Но очень скоро пришло понимание того, что контроль такого рода не позволяет повысить качество продукции, которое следует создавать в ходе производства. Фраза «встраивай качество в процесс» была и остается актуальной для Японии.
После выступления Деминга именно на этой стадии стали применять контрольные карты и другие статистические инструменты.
Лекции Джурана в 1954 г. осветили еще один аспект проблемы. Впервые в Японии контроль качества стал рассматриваться как жизненно важный инструмент менеджмента. С этого момента этот термин стал обозначать не только контроль качества продукции. Основное внимание стало уделяться качеству людей. «По капле менять человека» - таков основной принцип TQC (тотальный контроль качества). Компания, способная «встроить» качество в своих людей уже прошла половину пути к производству качественной продукции – так считают японские специалисты. Бизнес состоит из трех блоков – это «железо», «бумага» и люди. TQC начинается с людей. Лишь решив эту проблему, можно переходить к «железу» и «бумаге»1 .
Для
японской ментальности характерна вера
в бесконечные возможности
Перенося этот подход на производство, мы получаем философию кайдзен – необходимость постоянного и планомерного изменения к лучшему, где во главу угла поставлен человек.
В Японии создана тщательно продуманная система стратегий кайдзен, которые служат инструментами TQC. Они по праву стоят в одном ряду с самыми выдающимися достижениями менеджмента XX века.
7 инструментов «кайдзен»: