Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы государственного управления в США и раскрытия механизма ее реализации на практике.
В процессе изучения ставятся следующие задачи, опираясь на цель:
1. Рассмотреть основы конституционного строя США;
2. Изучить содержание, правовой статус и структуру органов государственной власти США;
3.Проанализировать механизм реализации деятельности органов государственной власти в США.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...………..3
1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В США………………………………………………...……………..……………….…….…5
2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В США………………...………..7
2.1 Конгресс – орган законодательной власти США………...………………..........9
2.2 Роль Президента США в системе управления…………………...………...............19
2.3 Судебная власть в системе государственного управления США……...................23
3 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ШТАТАХ....................................................................................................……..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...32
2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В США
2.1 Конгресс – орган законодательной власти США
Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется Конгрессом США, избирать который имеют право граждане США старше 18 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Он состоит из двух палат – Сената и Палаты представителей8. Заседания Конгресса проходят в здании Капитолия, расположенном на холме в центре Вашингтона.
Число членов Палаты представителей – 435 человек. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в Палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в Палату представителей принадлежит законодательным собраниям штатов. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.
Конституцией
США установлены следующие
____________________
8 Черниловский, З.М. История и современность США./ Черниловский З.М. – М.: Мысль, 2002. – С. 38-66.
Конституцией
США установлены следующие
В отличие от Палаты представителей, каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции Сенат занимает более привилегированное положение, чем Палата представителей.
Роль Конгресса в политическом механизме США определяется двумя конституционными факторами: федеративным устройством США и механизмом «разделения властей». Первый из них определяет предметы ведения Конгресса. Второй — конкретные формы и объем реализации властных полномочий Конгресса.
Председателем Палаты представителей является спикер – один из самых влиятельных деятелей Конгресса. Избирается он в начале первой сессии Конгресса от партии большинства и утверждается на заседании палаты, хотя формально в его избрании участвует вся палата в целом. До избрания на пост спикера член Палаты представителей должен пройти многие ступени иерархической лестницы палаты. С 1899 г. срок пребывания на Капитолии спикеров перед их избранием составляет в среднем 24 года.9 Спикер считается третьим лицом в государстве после Президента и председателя Верховного суда США.
Функции спикера достаточно обширны. Спикер председательствует в палате, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Ему же принадлежит право предоставлять слово члену палаты. Учитывая его вес в конгрессе, Президент и члены кабинета устанавливают со спикером деловые контакты и информируют его о политических проблемах. Особенно велика роль спикера в отношениях с администрацией в те периоды, когда Президент принадлежит к одной партии, а Палату представителей контролирует другая.
____________________
9
Пронин, С. В. Государственное управление
зарубежных стран: учебное пособие для
вузов / С. В. Пронин. – Санкт- Петербург
:Спб ГУКИИ, 2005. – С. 134.
Под руководством спикера работают должностные лица палаты — клерк Палаты представителей, секретари (клерки), пристав, привратник, почтмейстер и эксперт по парламентской практике. Последний играет особую роль в деятельности палаты. Он дает юридические и технические советы спикеру и членам палаты, консультирует при возникновении противоречий относительно толкования и применения тех или иных процедурных правил. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами, назначаются палатой в начале первой сессии. Каждый из них имеет подчиненный ему аппарат.
Председателем Сената является, согласно Конституции, вице-президент. Он может вести заседания палаты, однако, лишен права голоса, если только голоса сенаторов не разделились поровну. На практике вице-президент редко пользуется предоставленным ему правом. Фактически функции председателя палаты осуществляет временный председатель (pro tempore), избираемый Сенатом на время отсутствия вице-президента. Им может стать только лицо, принадлежащее, как спикер, к партии большинства.
Функции председателя в целом аналогичны функциям спикера. Но есть определенные отличия. Так, например, председатель Сената не вправе осуществлять «право признания» произвольно.
Конституционные полномочия Конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области. Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами и т. д. Это дает Конгрессу мощные рычаги влияния на экономику и внутреннюю политику страны и является потенциально важным средством воздействия на внешнюю и военную политику.
Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям Конгресса, таким, как главное контрольно-финансовое управление, управление по оценке технологии и бюджетное управление при Конгрессе.
Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.
Действенность права Конгресса объявлять войну значительно ограничена тем, что Президенту как главнокомандующему армией и флотом принадлежит право вести войну или отражать внезапное нападение, поэтому использование вооруженных сил фактически превратилось в прерогативу президентской власти. За всю свою историю США около 200 раз использовали вооруженные силы в различных конфликтах, но до настоящего времени конгресс лишь 5 раз воспользовался правом объявления войны: в 1812, 1846, 1898, 1917 и 1941 гг.10
Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют и такие, которые может осуществлять только одна из палат. По Конституции, все законопроекты о государственных доходах должны исходить от Палаты представителей: Сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Это право предоставляет Палате представителей определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Палате принадлежит также право избрания Президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков (за всю историю США Палата представителей воспользовалась этим правом лишь 2 раза - в 1801 и 1825 гг.).11
Важнейшими полномочиями Сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. ____________________
10 Васильковская, В. А. Политика и жизнь великих держав / В. А. Васильковская – М: А-пресс, 2007 – С. 103.
11
Оболонский,
А. В. Бюрократия и государство, очерки
/ А. В. Оболонский – М: ИГПАН, 2007 – С. 100.
Президент имеет право ратифицировать заключенный международный договор, только получив принятую двумя третями присутствующих сенаторов резолюцию одобрения договора, содержащую формулу «совета и согласия» Сената. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками и оговорками.
Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения Сената. Для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Исполнительное соглашение заключается Президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению Сенатом. Исполнительные соглашения либо представляются Конгрессу в порядке информации, либо подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения. В XX в. эта форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.
Прерогативой Сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначения руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы.
В случае, если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит более половины голосов выборщиков, Сенат осуществляет выборы вице-президента.
Конституция предоставляет Конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая Президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках. При этом полномочия палат также разделены: только Палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента, и только Сенат выполняет в этом случае функцию суда (для осуждения необходимо согласие двух третей присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным Сенат может применить в отношении него единственную меру наказания - отстранение от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.
Пять, раз процедура импичмента возбуждалась против Президентов: три предложения об импичменте президентов были отклонены палатой, в 1868 г. президент Э. Джонсон был оправдан сенатом, а в 1974 г. президент Р. Никсон добровольно ушел в отставку после того, как юридический комитет палаты представителей выдвинул против него обвинения.12
Конгресс вправе принимать законы о предоставлении американского гражданства, о банкротстве, а также в сфере патентного и авторского права, учреждать федеральные суды и почтовые службы. Ему предоставлено право эмиссии денег и установления наказаний за их подделку, а также ряд других полномочий.
Важную роль в деятельности Конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В Сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета. В Палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов.
Главной задачей постоянного комитета является подготовка текстов законодательных актов по своим проблемам. Около 90% законопроектов и резолюций, подготовленных комитетами, одобряются обеими палатами, иногда с поправками. В компетенцию комитетов входит поддержание контактов с органами федерального правительства и осуществление надзора, проведение расследований деятельности этих органов, а также частных лиц и организаций, проведение слушаний по любым вопросам, затрагивающим сферу интересов комитета.
____________________
12 Вавилов, П. О. История США как великой державы / П. О. Вавилов – М: БЕК, 2006. – С. 360.
В Палате представителей образованы следующие комитеты: сельского хозяйства; по ассигнованиям; вооруженных сил; по банкам, финансам и городскому развитию; бюджетный; по делам Федерального округа Колумбия; образования и труда; энергетики и торговли; иностранных дел; по правительственной деятельности; внутренних дел; юридический; торгового флота и рыболовства; почтового ведомства и гражданской службы; общественных работ и транспорта; науки, астронавтики и технологического прогресса; малого бизнеса; стандартов должного поведения; по делам ветеранов и путей и средств и т. д.
Сенат имеет следующие постоянные комитеты: сельского хозяйства, продовольствия и лесных ресурсов; ассигнований; вооруженных сил; банков, жилищного строительства и городского развития; торговли, науки и транспорта; энергетики и природных ресурсов; окружающей среды и общественных работ; по финансам; внешних отношений; правительственной деятельности; труда и людских ресурсов; по делам ветеранов и т.д.
Информация о работе Система государственного управления в США