Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.
2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.
3. Выявить специфику государственного управления.
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.
5. Провести анализ государственного управления в современной России.
6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История государственного управления в России
Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27
Глава 2. Анализ системы государственного управления в России
2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31
2.2 Проблемы государственного управления в России……………………..стр. 32-37
Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39
Список использованной литературы………………………………………...стр. 39-40
Приложения
Законодательная власть в Российской Федерации представлена двухпалатным Федеральным собранием, в которое входят Государственная Дума и Совет Федерации.28 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации -представительный орган Российской Федерации. 29 Также, оно является постоянно действующим органом.30 В той же статье (Ст. 94) Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:
1)
для заслушивания посланий
2)
для заслушивания посланий
3)
для заслушивания выступлений
руководителей иностранных
Дальше кратко рассмотрим структуру и компетенцию обеих палат. Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:
Согласно Конституции Российской Федерации (ст.95, 96 и 97), государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.31 В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.
Исполнительную
власть в РФ осуществляет Правительство.32
Оно является высшим органом исполнительной
власти, возглавляющим единую систему
исполнительной власти страны. Положение
Правительства обеспечивается его полномочиями,
закрепленными в Конституции Российской
Федерации и в Федеральном конституционном
законе от 17 декабря 19997г. «О Правительстве
Российской Федерации». Как высший исполнительный
орган Российской Федерации, Правительство
в пределах своих полномочий организует
исполнение Конституции, федеральных
законов, указов Президента, международных
договоров Российской Федерации, осуществляет
систематический контроль за их исполнением
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов РФ, принимает меры по устранению
нарушений законодательства РФ. Полномочия
Правительства Российской Федерации реализуются
посредством его актов – постановлений
и распоряжений, которые издаются на основании
и во исполнение Конституции страны, федеральных
законов и указов Президента. 33 Правительство
обеспечивает их выполнение. Постановления
и распоряжения Правительства обязательны
к исполнению в Российской Федерации.Акты
Правительства РФ, имеющие нормативный
характер, издаются в форме постановлений.
Акты по оперативным и иным текущим вопросам,
не имеющие нормативного характера, издаются
в форме распоряжений.Порядок опубликования
и вступления в силу актов Правительства
определяется Президентом. Акты Правительства
подлежат обязательному официальному
опубликованию, кроме актов и отдельных
их положений, содержащих сведения, составляющих
государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера. 34
В
соответствии с принципом разделения
властей одной из трёх ветвей является
судебная. Органы судебной власти от имени
государства применяют меры уголовного
принуждения к лицам, виновным в совершении
преступлений, разрешают правовые споры
(тяжбы) между конкретными лицами, а также
рассматривают дела об оспаривании правовых
предписаний на предмет соответствия
правилам более высокой силы (законов —
Конституции, подзаконных нормативных
актов — законам, так называемый нормоконтроль),
в отдельных случаях дают толкование правовым
нормам (в основном нормам конституции
страны) вне связи с конкретным спором.
Суды также выполняют отдельные удостоверительные
функции (признание фактов, в отдельных
государствах — укрепление прав), когда
для удостоверения требуется доказывание,
по сложности выходящее за компетентность
нотариусов. Судебная власть в России
имеет ряд специфических признаков: осуществляется
от имени государства, специальными государственными
органами – судами, посредством рассмотрения
в судебных заседания гражданских, уголовных
и других дел в установленной законом
процессуальной форме. Подробнее судебную
систему можно увидеть на данной схеме
(см. приложение, схема №3).
2.2. Проблемы государственного управления в России
Научный, объективный анализ деятельности государственного аппарата, его эффективности крайне важен для нашей страны. Однако очевидная необходимость широкого использования современных достижений административной науки сталкивается с одной стороны, с незнанием ее возможностей (а иногда и ее существования!), а, во вторых, с тем, что научный анализ государственного управления не всегда вписывается в интересы политической верхушки. Последнее десятилетие уходящего века оказалось для России поистине переломным. В частности, оно показало, что решение острейших проблем в нашей стране невозможно без эффективно функционирующего государства, которое уже не может и не должно ограничиваться скромной ролью "ночного сторожа". Тезис о необходимости возврата государства к более активной политике во всех областях общественной жизни сегодня разделяется практически всеми политическими силами, да уже и реализуется властями - от решения чеченских проблем до управления сельским хозяйством. Однако в современных условиях, когда политическая эволюция России ориентируется на стандарты западной демократии, этот возвращение государства должно означать те только и не просто повышение властных, регулирующих полномочий государственного аппарата, но и соответствующий рост умения и ответственности как политических руководителей, так и чиновничества в целом. Для России эта проблема носит глобально - исторический характер. Впервые за всю тысячелетнюю историю российское государство реорганизуется в ходе очередной смуты не как традиционная разновидность монархического или тоталитарного режима, а как действительно демократическая система, отвечающая современным международным требованиям в этой сфере. Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом, оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффектив чем даже во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд, это непонятно, так как те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам: ментальные, сущностные, системные проблемы ("западная демократия не для нас"); или тактические ошибки, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса? Думается, что имеет место и то, и другое.
Основные организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:
1.
Авторитарные методы
2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.
3. Не отработана так называемая вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.
4.
Коррупция и протекционизм
5.
Недостаточный уровень
6.
Недостаток качества
Впрочем, не нужно и преувеличивать эту проблему: в России насчитывается всего около 1 миллиона 200 тысяч работников государственной власти и местного самоуправления (без учета работников силовых ведомств), в том числе в Республике Башкортостан более 26 тысяч. В среднем на тысячу жителей России приходится 8 работников государственной власти и местного самоуправления (в РБ чуть больше 6), что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей. Госслужащих Республики Башкортостан около 7 тысяч, что составляет всего 1,7 чиновника на тысячу жителей республики.
7. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.
8. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.
Таким
образом, на фоне имеющихся проблем
государственного устройства, уже несущественными
кажутся снижение служебной дисциплины,
старение кадров, слабое информационно-техническое
обеспечение деятельности государственного
аппарата и т.д. Вышесказанное позволяет
усомниться в однозначности и эффективности
осуществляемой реформы системы государственного
управления в России. Безусловно, ее нужно
проводить более последовательно, системно
и решительно. Соответственно, мы видим,
что система государственного управления
в России находится на перепутье и выбор
путей ее развития (западный традиционный,
свой собственный) по-прежнему актуален.
История, Россия сделают этот выбор, важно
лишь, чтобы он был осуществлен при достаточном
системном, информационно-аналитическом,
кадровом и организационно-техническом
обеспечении.
Заключение
Государственное
управление предполагает деятельность
органов государственной власти
и их должностных лиц по практическому
воплощению выработанного на основе
соответствующих процедур политического
курса. Статья 10 Конституции устанавливает,
что государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную,
Информация о работе Система государственного управления в РФ