Система государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.
2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.
3. Выявить специфику государственного управления.
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.
5. Провести анализ государственного управления в современной России.
6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История государственного управления в России
Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27
Глава 2. Анализ системы государственного управления в России
2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31
2.2 Проблемы государственного управления в России……………………..стр. 32-37
Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39
Список использованной литературы………………………………………...стр. 39-40
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOC

— 868.50 Кб (Скачать)

     Законодательная власть в Российской Федерации представлена двухпалатным Федеральным собранием, в которое входят Государственная Дума  и Совет Федерации.28 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации -представительный орган Российской Федерации. 29 Также, оно является постоянно действующим органом.30 В той же статье (Ст. 94) Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.  Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает  полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

     1) для заслушивания посланий президента  РФ;

     2) для заслушивания посланий Конституционного  Суда РФ;

     3) для заслушивания выступлений  руководителей иностранных государств.

     Дальше  кратко рассмотрим структуру и компетенцию обеих палат. Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

    •   утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  •   утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  •   утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  •   назначение выборов Президента Российской Федерации;
  •   отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
 

      Согласно  Конституции Российской Федерации (ст.95, 96 и 97), государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. К ведению нижней палаты парламента относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Назначение на должность и освобождение от нее Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявление амнистии, выдвижение объявления против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.31 В соответствии со ст.105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

     Исполнительную  власть в РФ осуществляет  Правительство.32 Оно является высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти страны. Положение Правительства обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 19997г. «О Правительстве Российской Федерации». Как высший исполнительный орган Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов – постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции страны, федеральных законов и указов Президента. 33 Правительство обеспечивает их выполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. 34 

      В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх  ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов. Судебная власть в России имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседания гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Подробнее судебную систему можно увидеть на данной схеме (см. приложение, схема №3). 

2.2. Проблемы государственного управления в России

      Научный, объективный анализ деятельности государственного аппарата, его эффективности крайне важен для нашей страны. Однако очевидная необходимость широкого использования современных достижений административной науки сталкивается с одной стороны, с незнанием ее возможностей (а иногда и ее существования!), а, во вторых, с тем, что научный анализ государственного управления не всегда вписывается в интересы политической верхушки. Последнее десятилетие уходящего века оказалось для России поистине переломным. В частности, оно показало, что решение острейших проблем в нашей стране невозможно без эффективно функционирующего государства, которое уже не может и не должно ограничиваться скромной ролью "ночного сторожа". Тезис о необходимости возврата государства к более активной политике во всех областях общественной жизни сегодня разделяется практически всеми политическими силами, да уже и реализуется властями - от решения чеченских проблем до управления сельским хозяйством. Однако в современных условиях, когда политическая эволюция России ориентируется на стандарты западной демократии, этот возвращение государства должно означать те только и не просто повышение властных, регулирующих полномочий государственного аппарата, но и соответствующий рост умения и ответственности как политических руководителей, так и чиновничества в целом. Для России эта проблема носит глобально - исторический характер. Впервые за всю тысячелетнюю историю российское государство реорганизуется в ходе очередной смуты не как традиционная разновидность монархического или тоталитарного режима, а как действительно демократическая система, отвечающая современным международным требованиям в этой сфере. Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом, оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффектив чем даже во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд, это непонятно, так как те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам: ментальные, сущностные, системные проблемы ("западная демократия не для нас"); или тактические ошибки, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса? Думается, что имеет место и то, и другое.

     Основные  организационные проблемы государственного управления в современной России можно свести к следующим:

     1. Авторитарные методы управления. Управленческий дух, атмосфера  сложились в условиях командно-плановой  экономики - и даже раньше -и  по существу остаются такими  же и сейчас. Новые организационные  формы не соответствуют старому  содержанию управленческих отношений в государственном аппарате, который привык работать в традициях восточной бюрократии. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.

     2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.

     3. Не отработана так называемая  вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают прекрасную возможность списывать друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

     4. Коррупция и протекционизм буквально  разъедают систему государственного  управления, что выражается сегодня  не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.

     5. Недостаточный уровень образования  и квалификации государственных  служащих. Абсолютное большинство  из них не имеет профессионального  образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования. Значительная часть аппарата сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.

     6. Недостаток качества работников  государственного управления, к  сожалению, "компенсируется" их  количеством. Становится неоправданным  и очевидным Речь идет не  столько о простом, физическом  разбухании штатов госаппарата (в последнее время в среднем на 3% в год), сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов власти.

Впрочем, не нужно и преувеличивать эту  проблему: в России насчитывается всего около 1 миллиона 200 тысяч работников государственной власти и местного самоуправления (без учета работников силовых ведомств), в том числе в Республике Башкортостан более 26 тысяч. В среднем на тысячу жителей России приходится 8 работников государственной власти и местного самоуправления (в РБ чуть больше 6), что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей. Госслужащих Республики Башкортостан около 7 тысяч, что составляет всего 1,7 чиновника на тысячу жителей республики.

     7. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

     8. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.

     Таким образом, на фоне имеющихся проблем  государственного устройства, уже несущественными  кажутся снижение служебной дисциплины, старение кадров, слабое информационно-техническое  обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д. Вышесказанное позволяет усомниться в однозначности и эффективности осуществляемой реформы системы государственного управления в России. Безусловно, ее нужно проводить более последовательно, системно и решительно. Соответственно, мы видим, что система государственного управления в России находится на перепутье и выбор путей ее развития (западный традиционный, свой собственный) по-прежнему актуален. История, Россия сделают этот выбор, важно лишь, чтобы он был осуществлен при достаточном системном, информационно-аналитическом, кадровом и организационно-техническом обеспечении. 
 
 
 
 
 
 

 

      Заключение

      Государственное управление предполагает деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому  воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей. Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Информация о работе Система государственного управления в РФ