Система государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.
2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.
3. Выявить специфику государственного управления.
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.
5. Провести анализ государственного управления в современной России.
6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История государственного управления в России
Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27
Глава 2. Анализ системы государственного управления в России
2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31
2.2 Проблемы государственного управления в России……………………..стр. 32-37
Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39
Список использованной литературы………………………………………...стр. 39-40
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOC

— 868.50 Кб (Скачать)

    

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  колледж РГГУ.  
 

____________________________________________________________________

(Ф.И.О.  студента)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

(тема)

КУРСОВАЯ  РАБОТА    ______________________________________________________

(по дисциплине)

студента_____ курса группы ________

 
 
                    Научный руководитель

                    _____________________

                    (ученая  степень, ученое звание)

                    _____________________

                    ( ФИО преподавателя)
                       
                    Дата  регистрации:  
                    ____________________  
 
 
 

Москва  2011

Содержание 

    Введение………………………………………………………………………. 3  

    Глава 1. История государственного управления в России

    1. Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
    2. Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
    3. Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27

    Глава 2. Анализ системы государственного управления в России

    2.1 Система  государственного управления РФ  в соответствии с Конституцией  РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31

    2.2 Проблемы  государственного управления в  России……………………..стр. 32-37

    Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39

    Список  использованной литературы………………………………………...стр. 39-40

    Приложения 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

   Государство - это сложно организованная целостная  система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

   Государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных  и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства1.

   Органы  государственного управления – это  граждане или коллективы граждан, которые  наделены государственно-властными  полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач  и функций и действуют в  установленном им порядке.

   В своей совокупности государственные  органы образуют единую систему. В нее  входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также, на основе разделения, власть делится на:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

   В соответствии с этим и система  органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается  наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и  судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев. Поэтому изучение и анализ существующей системы государственных органов в РФ является актуальным на сегодняшний день.

   Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.

   В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:  
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.

2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.  
3. Выявить специфику государственного управления.  
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.  
5. Провести анализ государственного управления в современной России.

6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.

   Объектом данной курсовой работы является государственное управление в РФ.

   Предметом курсовой работы является изучение и анализ существующей системы государственных органов в Российской Федерации.

   Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, деленных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава 1. История государственного управления в России

1.1 Государственное управление в царский период 

     В результате объединения русских земель образовалось единое русское государство, которое с конца 15 века стало называться Россией. Становление Русского государства приводит к изменениям в социально-экономической структуре общества. Центральную власть в стране осуществлял Великий Князь. Так называли всех с Ивана III – Государь всея Руси. Внешние атрибуты – шапка Мономаха, скипетр и держава. Князья стали решать вопросы о престолонаследии. Князь теперь стал держать себя высокомерно и требовать к себе знаков почтения. В компетенцию Великого Князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим Князем возглавлялись наиболее значительные военные походы.

     Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. Дума  состояла из двух чинов: бояр и окольничих (5-12 бояр и около 12 окольничьих). Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий и удельными князьями. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков.

    Во второй половине XV в. начинает складываться исполнительная власть. К общегосударственным ведомствам относились: Дворец и Казна. Дворец ведал церковными землями Князя, тяжбами о земле и судил население уездов. Казна являлась по сути государственной канцелярией, т. к. кроме денег и драгоценностей здесь хранились государственный архив и государственная печать. Казна ведала вопросами внешней политики. Из Казны выделились приказы. Страна была разделена на уезды. Их размеры были различны. Власть в уезде была у наместника. Уезды делились на станы и волости, а власть в волости была у волостеля.

    В начале XVI века в стране была установлена сословная монархия, в которой вся власть принадлежала князю. Именно в данный период: а) завершился процесс объединения различных земель в единое Российское государство; б) сформировался механизм управления государством; в) определился характер взаимоотношений между государством и феодалами (полное бесправие); г) оформились отношения между феодалами и крестьянами (крепостное право), — которые с модификациями просуществовали свыше трех столетий до начала XX в.

    Важным  событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. На Руси «царями» называли византийских императоров. Позже, когда Русь после своего поражения была включена в новую для себя политическую систему — империю великих монгольских ханов, русские князья перенесли титул «царя» на татарских владык. 1

    Русское политическое сознание отразило происшедшие  перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва — третий Рим». Согласно ей московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» — Византии. Коронация Ивана IV в глазах самого князя и большинства его подданных стала начальной вехой самостоятельного правления Грозного. Благодаря царскому титулу Иван IV вдруг явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. Постепенно в обиход современников вошло словоупотребление «Московское царство».2

    За  период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более чем в 6 раз. Население страны в конце XV в. составляло примерно 5—6 млн. человек, в середине XVI в. — около 9 млн. человек (по другим данным — 6—7 млн. человек). В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти. Государственная централизация, как показывает исторический опыт, является необходимым этапом поступательного развития общества и внутренней закономерностью эволюции самой государственности. Оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией — сложная теоретическая и практическая проблема, которая должна решаться по-разному для тех или иных обществ и тех или иных стадий их истории.

    Многие историки рассматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства Адашева в 1549— 1560 гг. В состав Избранной рады входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый3, печатник Н.А. Фунтиков и другие.

    Основные  шаги и направления деятельности Избранной рады: а) созыв Земских  и церковных соборов; б) создание центральных органов государственного управления — приказов; в) Судебник 1550 г.; г) частичное ограничение местничества в 1550 г.; д) Уложение о службе 1555—1556 гг.; е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы; ж) ограничение церковного землевладения. Для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики с середины XVI в. стали созывать Земские соборы. Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль. В то же время Земские соборы — это орган, пришедший на смену вече, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. За десять лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ, сколько еще не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Предпринятые в 50-е гг. меры, с одной стороны, значительно усилили власть царя — создание постоянного войска, центральных органов управления (приказов), отмена кормлений, ограничение феодальных иммунитетов, с другой — способствовали формированию условий для ограничения власти царя — укрепление местного самоуправления, развитие законодательства (Судебник 1550 г.), появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы). Таким образом, путь развития общества, который был намечен реформами Избранной рады, в перспективе мог привести к укреплению сословно-представительной монархии.4

    Именно  против такого хода событий и выступал Иван Грозный. Цель опричнины как системы политических и экономических мер — установление в России режима личной власти царя. 5 Произошло деление страны на 2 части: земщину (государственную территорию) и опричнину (личные владения царя). Несмотря на это государство по-прежнему оставалось единым. Деление на земщину и опричнину по существу было созданием как бы «верхнего этажа» власти. Прежние исторически сложившиеся институты, сохранявшиеся в земщине, были тем самым все разом подчинены власти самодержца, который стоял над опричными органами власти. Так, опричная боярская Дума управляла не делами двора, а делами государства, иногда собираясь вместе с земской боярской Думой, иногда же навязывая последней свои решения.

Информация о работе Система государственного управления в РФ