Система государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.
2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.
3. Выявить специфику государственного управления.
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.
5. Провести анализ государственного управления в современной России.
6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История государственного управления в России
Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27
Глава 2. Анализ системы государственного управления в России
2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31
2.2 Проблемы государственного управления в России……………………..стр. 32-37
Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39
Список использованной литературы………………………………………...стр. 39-40
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOC

— 868.50 Кб (Скачать)

    Опричный  двор с самого начала и до конца  дней Ивана Грозного6 осуществлял верховное руководство всеми главными службами и учреждениями Российского государства. Главным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого стало возможным управлять огромной страной, не поощряя, а наоборот гася ростки демократии. Система управления страной и механизм ее деятельности не изменились при сыне Ивана Грозного — Федоре Ивановиче. Важным событием того времени стало учреждение в России института патриаршества. Первым патриархом стал Иов, который до этого был митрополитом и полностью поддерживал Бориса Годунова. Этот акт повысил авторитет церкви как внутри страны, так и на международной арене. В России переход к государственному подданству (подчинение всех одному сюзерену) произошел не от вассалитета, который в середине XVI в. почти угас и не мог закрепить политические права и привилегии за феодалами, а от победивших внутри господствующего класса княжеско-подданнических отношений.

    Каковы  были последствия создания единого  централизованного государства в России? С одной стороны, это позволило свергнуть монголо-татарское иго, прекратить феодальные усобицы, создать условия для развития культуры, ремесла, торговли, земледелия. С другой стороны, выбор деспотического варианта централизации государства (опричнина) во второй половине XVI в. имел своими последствиями: 1) разорение значительной территории страны и тяжелейший экономический кризис в 70—80-е гг. XVI в.; 2) поражение в Ливонской войне, потерю принадлежащего России Балтийского побережья (то самое «окно в Европу», которое полтора столетия спустя ценой еще одной четвертьвековой войны должен был отвоевывать Петр I, катастрофическое падение международного престижа России, национальное унижение; 3) формирование режима личной власти; 4) превращение русских дворян в холопов самодержавия; 5) фактическое закрепощение крестьян; 6) подготовку условий для Смутного времени в России на рубеже XVI—XVII вв.

    На  рубеже XVI-XVII вв. Россию поразил системный кризис, настало так называемое «смутное время». В 1601—1603 гг. большую часть России поразили неурожаи, вызванные затяжными дождями, и невиданный голод, унесший сотни тысяч жизней. Следствием стал крах экономики и взрыв латентно развивающихся социальных и политических противоречий. Ответственность за все бедствия возлагали на правившего тогда Бориса Годунова. Появившиеся сомнения относительно законности новой династии подрывали авторитет царской власти и всего государственного механизма России. Начинается борьба за власть в правящей элите между различными аристократическими и дворянскими группировками, что усугубляет кризис всей системы управления. В этих условиях появление самозванца — чудом спасшегося царевича Дмитрия (вероятнее всего, беглый монах Григорий Отрепьев, выходец из провинциального дворянского рода) — подорвало процесс легитимации новой династии, и началась Смута — борьба за власть в Московском царстве между различными сословными группами.

    Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка. В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси», «Дома Пресвятой Богородицы», как Удерживающий (Катехон) «острова спасения» — России — на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.). На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом (митрополитом или собором иерархов) — возложение на царя короны (венца) и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение символа веры. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным. В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVIIв. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями. В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс десакрализации и рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. Что же касается Боярской Думы, то на протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. «Государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными».7 Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фактическая роль в управлении государством менялась. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов — думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовитости, а по личным служебным заслугам. Уже в первые годы правления династии Романовых восстанавливается приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления, хотя первоначально сама система приказов не претерпела кардинальных изменений.

    К концу XVII в. система государственного управления сословной монархии вступает в сложный этап модернизации всей политической системы страны, ее институтов и управленческого аппарата с заимствованием элементов европейского опыта, рационализма, но в целом на своей собственной цивилизационной основе. Темпы этой модернизации с ее противоречиями не успевали за возраставшим усложнением задач государственного управления, ростом территории, процессом сословной трансформации общества и новыми геополитическими задачами. На повестке дня стояла проблема коренной реорганизации всей системы центрального и местного управления, которая бы определила окончательный выбор между развитием самодержавия как выразителя сословных интересов и утверждением абсолютизма.

    Преобразования  Петра I коснулись всех областей государственного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Орудием преобразований стало государство (государь), которое одновременно реформировало себя само. Монарх не имел особого плана преобразований, российский абсолютизм формировался постепенно на протяжении всего правления Петра I. Он обрел главную опору в сильной регулярной армии, бюрократическом аппарате государственного управления (сформированная Петром I государственная служба) и государственной церкви (царь осуществил огосударствление церкви по образцу протестантских стран). Так, в условиях начавшегося в России перехода от феодализма к капитализму возникла абсолютная монархия. Рассмотрим более подробно упомянутую выше опору абсолютизма. I. Регулярная армия и флот были созданы Петром I в начале XVIII в. и стали одними из сильнейших в Европе. Петровская военная реформа ознаменовалась широким распространением практики участия в государственном управлении профессиональных военных. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению. И дело не в особой воинственности Петра, который из 36 лет царствования провоевал 28 лет. Петр был убежден, что армия — наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модель всего общества. Военная дисциплина — это тот рычаг, с помощью которого, по мнению Петра, можно было воспитать в людях уважение к порядку, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

    II. Второй элемент опоры абсолютизма — бюрократический аппарат государственного управления с его регламентацией. Существование слоя людей, постоянно находящихся на государственной службе, и их правовое положение было оформлено в известной петровской «Табели о рангах» (1722 г.). Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он устанавливал 14 рангов (см. приложения). Вступающие на государственную должность принимали присягу — обязательство верно служить Отечеству и государю, отстаивать государственные интересы, ответственно и добросовестно относиться к делу8.

    III. Церковь всегда была опорой царизма, но до начала XVIII в. существовала автономно от государства. Постепенно и первоначально внешне малозаметно Петр провел реформу церкви. Он объявил себя главою церкви и уничтожил ее автономию.

    Для финансового контроля Петр I создал Ближнюю канцелярию, которая и стала местом заседания членов Боярской думы, начальников приказов (1704 г.). Такие заседания называли Консилией министров. Последняя прекратила свое существование с созданием Сената (1711 г.). Усиление власти Петра выразилось в создании Кабинета с личной канцелярией (1704—1727 гг.). Кабинет был военно-походной канцелярией, через него Петр I поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами, вел переписку по горным, мануфактурным делам, с заграницей. Сюда же поступали челобитные, жалобы, доносы.

    В 1711 г. было создано постоянно действующее  высшее правительственное учреждение — Правительствующий Сенат. Сенат  состоял из 9 человек, являлся коллегиальным  органом. О компетенции Сената можно судить по двум Указам Петра, принятым 2 марта 1711 г.: «О полномочиях Правительствующего Сената», где царь угрожал ослушникам смертной казнью, призывая подчиняться указам Сената «как нам самому, под жестоким наказанием или и смертию, по вине смотря», а также Указ «О функциях Правительствующего Сената». Из документа видно, что Сенат был наделен широкими полномочиями: заботиться о соблюдении правосудия, государственных доходах и расходах, о Явке на службу, о развитии торговли и т.д. Однако царь не делился с ним своей верховной властью. Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами (т.е. высшим органом надзора за государственным управлением). Став императором, Петр I запретил Сенату издавать «генеральные определения» (подобие законов). Во главе Сената он поставил генерал-прокурора П.И. Ягужинского, наделив его очень широкими полномочиями. Так, в отсутствие царя он должен был быть «царевым оком».

    В XVI — нач. XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:

    I. 1699 г. — нач. XVIII в., когда ряд приказов был объединен под руководством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа

    II. Реформа 1718—1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела 12 коллегий (табл. 1). Преобразование началось с Указа Петра от 11 декабря 1717 г. «О выбирании советников и асессоров». Приказы были преобразованы потому, что тормозили осуществление задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму. В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. (см. таблицу №3).

    Таким образом, потребности внутриполитического  развития и международного положения  страны требовали дальнейшей централизации  управления. Преобразование приказов как пережитка сословно-представительной монархии и введение коллегий явилось важным этапом в формировании дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России. Коллегии просуществовали до 1802 г. и были упразднены в связи с дальнейшей централизацией государственного управления и введением министерств.

    Появление новых властных структур обусловливалось социально-экономическим и политическим развитием России II четверти XVIII в. В истории Российской империи период с 1725 по 1762 г., по меткому определению известного историка В.О Ключевского, назван «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет было три переворота с участием феодальной аристократии и гвардии. Абсолютизм окончательно оформился в первой четверти XVIII в. Эволюцию системы управления страной следует рассматривать в непосредственной связи с российским абсолютизмом. В феодальном обществе все более проявлялись признаки развития капиталистических отношений, что не могло не сказываться на организации управления.

    В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведены только Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается заводить мануфактуры.

  После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающие власть государя.

  С 1725 – 1730 – верховный тайный совет;

  С 1730 – 1740 – кабинет министров;

  С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе.

  Во  второй половине 18 века проведена областная  реформа – 1775г. Суть – губернии составлялись, исходя из численности податного  населения. В губернии 300 – 400 тыс  жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы были превращены в  уездные города. Порядок  управления губернией и городом: во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководил вице-губернатор (вопросы финансов и промышленности). Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшими судами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернский магистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственными крестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Создан приказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами. Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением.

Информация о работе Система государственного управления в РФ