Система государственного управления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ системы государственного управления и существующей системы государственных органов в Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю становления и развития государственного управления и системы государственных органов в России.
2. Определить понятие, законы и принципы современного государственного управления.
3. Выявить специфику государственного управления.
4. Установить взаимосвязь государственной власти и государственного управления.
5. Провести анализ государственного управления в современной России.
6. Выявить существующие проблемы в государственном управлении РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История государственного управления в России
Государственное управление в царский период………………………..стр. 5-20
Государственное управление СССР……………………………………..стр.21-26
Государственное управление в Российской Федерации………………..стр.27
Глава 2. Анализ системы государственного управления в России
2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ……………………………………………………………………………….стр.28-31
2.2 Проблемы государственного управления в России……………………..стр. 32-37
Заключение…………………………………………………………………….стр.38-39
Список использованной литературы………………………………………...стр. 39-40
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOC

— 868.50 Кб (Скачать)

    В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов, которые требовали созыва Всероссийского съезда и избирали его делегатов. Власть намеревалась вывести из Петрограда революционные полки. Для противодействия этой попытке 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет по обороне Петрограда. К 20 октября этот орган оформился окончательно, однако под влиянием большевиков и левых эсеров он стал органом подготовки свержения правительства А.Ф. Керенского. Советское движение в марте — октябре 1917 г. не было вызвано к жизни какой-то одной партией или классом. Это было движение трудового народа, бравшего управление разоренной страной в свои руки.

    Кандидат  в общенациональные лидеры Александр  Федорович Керенский возглавлял Временное правительство. «Керенщина» — такое название получил у современников этот период русской государственной и общественной жизни. Деятельность этой «интересной и до сих пор до конца не познанной личности» привлекает внимание ученых России16 и зарубежья17.

    В июле 1917 г. А. Ф. Керенский возглавил  правительство. В этом же месяце совместное заседание ЦИК Советов города и деревни приняло резолюцию, в которой правительство А.Ф. Керенского объявлялось правительством спасения революции и за ним признавались «неограниченные полномочия». Правительство начало действовать преимущественно насильственными методами. В стране установился диктаторский режим. При наличии летом 1917 г. угрозы диктатуры как буржуазно-помещичьих, так и леворадикальных сил, она возникла все-таки в лагере средних слоев. Сущность режима, установившегося в ходе июльского (1917 г.) кризиса, — правоцентристская демократическая диктатура18. Последние дни пребывания Керенского у власти свидетельствовали о потере им доверия. Политическим поражением Керенского были перечеркнуты имевшиеся у него личные и общественные достижения.

    Все эти вышеописанные процессы привели к кризису государственного управления. Он  разразился, прежде всего, из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку.

    Формирование  новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов. Съезд сформировал новые органы власти. Они были определены в следующем виде. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Съезд сформировал правительство — Совет народных комиссаров. Отличительной чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Советская власть не смогла бы упрочиться без решения коренного вопроса революции — вопроса о земле. При работе над Декретом о земле Ленин использовал эсеровский наказ о «социализации земли», составленный на основании 242 местных крестьянских наказов, и целиком включил его раздел «О земле» в текст декрета. Таким образом, сами крестьяне решили аграрный вопрос. Упрочение Советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привело к необходимости принятия Основного Закона страны — Конституции РСФСР. Он должен был юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предприняла попытку государственного переворота, решением V Всероссийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппозиция в Советах. А между тем существование такой оппозиции способствовало усилению политической и экономической активности самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные. Вождь большевиков В.И. Ленин призвал превратить Советскую республику в единый военный лагерь. Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны. Большевики реализовали идеи Ленина о создании государства диктатуры пролетариата. Они обеспечили ликвидацию разделения властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов (изначально возникших как объективный ответ широких слоев трудящихся на отстранение их от принятия жизненно важных решений).

  31 января 1924г – была создана  первая Конституция СССР. По этой  конституции следующее государственное устройство: ВЦИК – главный законодательный орган, который делился на 2 палаты. 1-ая – совет Союза 371 депутат (от каждой республики). 2-ая палата – совет национальностей 131 депутат (по 5 депутатов от каждой республики, и по 1 депутату от каждой автономной).

  Постоянным  органом стал Президиум – председатель Калинин. СНК – исполнительный орган. Председатель – Рыков. Ему подчинялись  наркоматы. Высшим органом стал Всесоюзный Съезд Советов. Ему подчинялся ЦИК (центральный исполнительный орган). ЦИКу подчинялись союзный совет и совет национальностей. А так же Верховный суд, которому в свою очередь подчинялся прокурор, а тому – ОГПУ. На постоянной основе работал Президиум ЦИК. Ему подчинялся СНК. СНК работал под руководством РВСР (революционный военный совет республики). СНК руководил постоянной комиссией СНК и наркоматами, которые делились на 3 категории:

  - общесоюзные наркоматы (иностранных дел, обороны, внешней торговли, путей сообщения, связи).

  - Союзно-республиканские наркоматы. Их представительства были и в республиках (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ)

  - Республиканские наркоматы (внутренних дел, сельского хозяйства, юстиции, просвещения, здравоохранения). Постоянная комиссия состояла из: Главлита (цензура), СТО (совет труда и обороны), Госплана, Главного концессионного комитета, ЦСУ (центральное статистическое управление). Избирательная система была многоступенчатой с разным представительством рабочих и крестьян.

     В стране к концу 30-х годов окончательно сложилось тоталитарное государство, в котором реальной властью обладал партийный хозяйственный советский номенклатурный аппарат, управлявший всеми сторонами жизни. Экономической основой государства стал, объявленный социализмом, принудительный способ организации производства. Производственные отношения представляли собой отношения экономической зависимости, которые стремились на уравнительный принцип, включая систему льгот и привилегий. Они зависели не от количества и качества труда, а от значимости исполняемых функций для политического режима. Уравниловка в оплате труда способствовала поддержке режима со стороны малоквалифицированных работников кассы, которых было большинство в стране.

     В годы ВОВ все органы власти подчинялись  И.В. Сталину. Под его руководством находились:

  • ставка верховного главнокомандующего(СВГК), который в свою очередь делился на представителей на фронтах и на штаб РККА.
  • ЦКВКП(б) (республиканские, областные, краевые, районные партийные комитеты);
  • Советские органы (республиканские, областные, краевые и районные);
  • СНК, который руководил наркоматами;
  • ГКО (государственный комитет обороны). Он в свою очередь делился на Городской комитет обороны и на Уполномоченных ГКО.

     16 июля 1941г в армии и флоте  был введен институт военных  комиссаров – это чрезвычайная  форма руководства партии вооруженными силами существовала до октября 42г. Все руководители страны отвечали за какой-либо участок работы. Молотов курировал производство танков, Маленков – самолетов, Вознесенский – оружия и боеприпасов. Вышедшие из окружения части отправляли в лагеря НКВД для проверки.

      Начало  Великой Отечественной войны  потребовало перестройки системы  органов власти и управления. Появились  новые чрезвычайные органы. По окончании  войны изменение системы государственного управления сопровождалось демократизацией  и децентрализацией. Расширились конституционные, экономические и иные права союзных республик. Были отменены чрезвычайные положения военного времени. В 1953-1957 гг. в результате борьбы за власть победил Н.С. Хрущев, который с 1958 г. совмещал посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В политической жизни принципиальное значение имел процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Было заявлено о демократизации общества и партии. Оживилась деятельность общественных объединений. Однако серьезной реформы политической системы не произошло.

      В экономической сфере в 1950-е гг. было осознано значение начавшейся научно-технической  революции. В начале 1960-х гг. была принята Программа перехода советского общества к коммунизму. Однако уже к середине 1960-х гг. эта перспектива была заменена на более умеренную. Склонность Н.С. Хрущева к непродуманным экономическим и политическим экспериментам привели к ухудшению экономического положения в стране, нарастанию недовольства его политикой, к дестабилизации системы управления.

      После отстранения Н.С. Хрущева от власти (октябрь 1964 г.) появилось «коллективное  руководство». Важные решения стали  обсуждаться и приниматься высшим партийно-государственным руководством, а не единолично, как было при  Сталине и Хрущеве. В 1964-1965 гг. были восстановлены единые органы управления. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены министерства. Сократилось число централизованных показателей, устанавливаемых для предприятий «сверху» министерствами. Главными показателями были определены полученная прибыль и рентабельность предприятия. Сверхплановую прибыль разрешалось использовать на социальные нужды. В конце 1960-х гг. намеченные ранее реформы начали постепенно сворачиваться. В 1977 г. была принята Конституция СССР, которая подчеркивала свою преемственность с предшествовавшими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.).

      В 1985 г. в СССР начался противоречивый процесс реформирования тоталитарной системы. Политика «перестройки», начатая  частью руководства КПСС во главе  с М.С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. Началась реорганизация экономической и политической систем. В системе актов, регламентирующих систему высших органов власти, наиболее важным новшеством стал закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР.  
 

      1.3. Государственное управление в Российской Федерации 

      В результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении «перестройки»  глубокий кризис советской системы  закончился ее крахом и распадом СССР в декабре 1991 г. В 1992 г. под руководством президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина начались радикальные экономические преобразования в стране: либерализация цен, приватизация, и т.д. Осенью 1993 г. была ликвидирована система Советов, принята новая Конституция, избран парламент - Федеральное Собрание РФ. Россия стала президентской республикой. Реформы Ельцина сопровождались инфляцией, обнищанием большей части населения, криминализацией общества и закончились дефолтом (государственным банкротством) в 1998 г. В отношении Ельцина началась процедура отрешения от должности, и в декабре 1999 г. он ушел с поста президента. Президенту РФ В.В. Путину удалось восстановить единство страны, укрепить ее международный авторитет, преодолеть последствия дефолта и начать постепенную модернизацию страны.

      Таким образом, можно увидеть, что государственное управление постепенно менялось и развивалось. В большей степени на него повлияла  ситуация, которая складывалась в стране в тот или иной период времени. Путем долгих и радикальных процессов, нашему государству все-таки удалось построить страну, которую сейчас мы называем Российская Федерация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

2.1 Система государственного управления РФ в соответствии с Конституцией РФ

     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную19. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти (см. Приложение №2).

      В своей совокупности государственные  органы образуют единую систему. Согласно ст.11 Конституции РФ в нее входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно- правовая связь.

      Президент Российской Федерации является главой государства20. Однако, Конституция содержит ограничения , которые препятствуют Президенту становится авторитарным правителем государства. Например, «одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд»21, также в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и т.д. Президент выступает в качестве «гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина»22. Это означает, что он несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека работали бесперебойно. Хочу отметить и такую функцию, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства»23. Ежегодные послания Президента Федеральному собранию делают их достоянием общественности. Он также осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно. Само место главы о Президенте в Конституции дает понять, что Президент не входит ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в судебную, ни в исполнительную. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».24 Для обеспечения условий реализации Президентом его конституционных полномочий создается Администрация Президента. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полномочных представителей во всех 8 федеральных округах. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте.25 Он так же подписывает и обнародует федеральные законы Российской Федерации, обладает   правом отлагательного вето. 26 В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, т.к. именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Он так же назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в регионах Федерации 27.

Информация о работе Система государственного управления в РФ