Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:22, шпаргалка
СТЕП-анализ является комплексным инструментом оценки внешних влияний предпринимательской среды на субъект предпринимательства по схеме «фактор→предприятие»
STEP является аббревиатуро
Причины сопротивления преобразованиям:
1. Экономические - связанные с потенциальной возможностью потери дохода или его источников.
2. Организационные. Нежелание менять сложившуюся систему отношений.
3. Личностные - привычки, инертности, страх перед новым, неизведанным.
4. Социально-политические причины - как отсутствие у людей убежденности в их необходимости.
Усилению сопротивления способствуют такие обстоятельства, как стабильность коммерческих результатов, позволявшая долгое время “почивать на лаврах”, закостенелость, рутина, недостаточная квалификация и высокая текучесть кадров, нездоровая внутренняя атмосфера, господство авторитарных методов руководства.
Методы преодоления сопротивления изменениям
Подход | Этот подход обычно используется в ситуациях: | Преимущества (достоинства) | Недостатки |
Информирование и общение | При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе | Если вам удалось убедить людей, то они будут помогать вам при осуществлении изменений | Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей |
Участие и вовлеченность | Когда инициаторы изменения не обладают всей информацией, необходимой для планирования изменения, и когда другие имеют значительные силы для сопротивления | Люди, которые принимают участие, будут испытывать чувство ответственности за осуществление изменения, и любая соответствующая информация, которой они располагают, будет включаться в план изменения | Этот подход может потребовать много времени |
Помощь и поддержка | Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям | Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям | Подход может быть дорогостоящим, требовать большого количества времени и тем не менее потерпеть неудачу |
Переговоры и соглашения | Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений | Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления | Подход
может стать слишком |
Манипуляции и кооптации | Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими | Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления | Этот подход может порождать дополнительные проблемы, если у людей возникнет чувство, что ими манипулируют |
Явное и неявное принуждение | Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой | Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления | Рискованный способ, если люди остаются недовольными инициаторами изменений |
39.
Условия появления современного
стратегического менеджмента.
Страт. Мен. как научная и учебная дисциплина
появляется в 70-х годах XX века, чему способствовали,
прежде всего, новые условия предпринимательской
деятельности: насыщение рынков, формирование
движений в защиту прав потребителей,
сокращение массовых производств и т.д.,
инновации в производстве товаров и услуг
усиление конкуренции как результат глобализации,
сокращение времени адаптации компаний
к изменениям. Это привело к увеличению
числа новых внешних и внутренних факторов,
от которых зависит успешная деятельность
фирмы. Первыми к использованию идей страт.
управления прибегли крупные фирмы. Отмечается
особая роль в этом процессе General Electric.
Менеджмент фирмы, которая была диверсифицированным
конгломератом, столкнулся с тем, что прогнозы
стали неточными, снизилась величина прибыли.
Тогда менеджерами фирмы совместно с консультантами
была разработана и реализована идея стратегической
единицы. Смысл: многоотраслевая фирма
должна быть структурирована на подразделения,
обслуживающие различные рынки товаров
и услуг. Успешное функционирование созданных
структурных единиц может быть обеспечено
посредством проведения анализа внешней
среды каждого подразделения. Позднее
представителями академической науки
и консультантами стали разрабатываться
и другие теоретические аспекты нового
направления. Теория страт. Мен. разрабатывалась
на основе изучения ситуаций и обобщения
опыта лучших компаний стран Запада, а
затем она распространяет свое влияние
на остальной деловой мир, а также на гос.
и муницип. управление. Многие фирмы продолжают
действовать методом проб и ошибок, а не
путем разработки стратегий. Опора на
разработку стратегий в функционировании
фирмы зависит не столько от ее величины,
сколько от уровня развитости страны.
Идеи страт. Мен. в развитых странах широко
проникли и в малый бизнес, в то время как
в развивающихся странах преобладающим
и для крупных фирм является метод проб
и ошибок.В нашей стране страт. Мен. как
наука и как практика находится на стадии
освоения западных теорий и опыта лучших
зарубежных фирм. В практической сфере
большинство современных российских предприятий
функционируют на основе лишь кратковременных
планов, их деятельность ориентирована
прежде всего на выживание, приспособление
к неблагоприятной, агрессивной среде.
Компании, использующие страт. управление,
весьма немногочисленны и работают в основном
в сфере легкой промышленности, торговли
(нап., фабрика «Большевик»). Большее развитие
страт. управление получило в сфере муниципального
управления развитием территории. Таким
образом, за рубежом страт. управление
появилось и успешно развивается как страт.
менеджмент - теоретическое обоснование
функционирования и развития корпораций
и фирм, «наработка» практического опыта
и совершенствование методов. В России
же страт. управление на предприятиях
еще распространено слабо, в теории в основном
представляет собой освоение идей зарубежных
авторов. Что касается сферы применения,
то наиболее успешно оно используется
как раз не в области менеджмента, а в других
видах социального управления - государственном
и муниципальном. Особенности
становления теории
страт. Мен. 2 этапа: 1) страт. Мен. как
искусство, 2) страт. Мен. как наука, влияющая
на практику управления. Рубеж между ними
- 60-е годы XX столетия. Особенность становления
теории стратегического менеджмента заключается
в том, что она возникает как совокупность
конкурирующих теорий. Каждая из появляющихся
последующих теорий представляла собой
не развитие уже существующих, а была нацелена
на выявление таких аспектов, которые
не были исследованы в предыдущих доктринах.
Началом эпохи теории стратегического
менеджмента на Западе считают работу
Альфреда Чэндлера «Стратегия и структура»
(1962): прежде чем разрабатывать структуру
корпорации, необходимо определить ее
стратегию. Под стратегией А.Чэндлер понимал
определение долгосрочных целей и задач,
основных направлений деятельности и
распределения ресурсов для достижения
поставленных целей. В 1965 году вышла фундаментальная
работа Игоря Ансоффа «Корпоративная
стратегия», в которой содержалось описание
того, как должна планироваться система
целей фирмы, как должны распределяться
ресурсы. В 1964 году образовалась Бостонская
консультативная группа (БКГ), рук-ль Брюс
Хендерсон. Создан ряд аналитических инструментов:
матрица «рост-доля рынка» и «кривая опыта».
В 70-х годах XX в. появляются первая работа
Генри Минцберга «Природа управленческого
труда» и «Страт. Мен.» И. Ансоффа. 1980 - книга
М. Портера «Конкурентное преимущество:
методы анализа отраслей и конкурентов».
В это же время японский исследователь
К. Омае в книге «Мнение стратега: искусство
японского бизнеса» описал японский опыт
страт. управления. 60-70-е годы - создан аналитический
аппарат, обеспечивающий стратегическое
управление, и сформулировано понимание
стратегии как плана, как стратегического
преимущества, как нормы. 1989 - Гарри Хэмел
и С.К. Прахалд опубликовали статью «Страт.
намерения», в которой показали роль амбиций
для постановки и осуществления намерений.
В книге «Школы стратегий. Стратегическое
сафари: экскурсия по дебрям стратегий
менеджмента» (Г. Минцберг, Б. Альстрэнд,
Дж. Лэмпел) показаны основные виды стратегий
и области их применения. В книге Г. Минцбергера
«Структура в кулаке» проанализированы
основные виды организаций. Значимость
этих работ состоит прежде всего в том,
что они позволили преодолеть первоначальные
неполные концепции стратегии, показать
многообразие их вариантов. Вместе с тем,
это многообразие породило свои проблемы,
в частности, исчезли определенность понимания,
простота и доступность изложения. Вот
что пишет по этому поводу Ричард Кох,
известный теоретик и практик менеджмента,
успешный предприниматель, инвестор, автор
целого ряда книг: «Сегодня мы знаем о
стратегии гораздо больше, чем 5, 10, 20, 30
или 40 лет назад, но никогда эта область
не была столь непостижимой и никогда
она еще так не сбивала с толку менеджеров-практиков
и студентов, изучающих менеджмент, как
сегодня. Интуитивное понимание не привело
к успеху. В результате для большинства
менеджеров стратегия стала казаться
либо бессмысленной, либо безнадежно оторванной
от практики».
40. Школы формулирования стратегии. К настоящему времени выделяют 10 школ страт. Мен.:
1. школа дизайна (Филипп Селзник, Альфред Чэндлер). Школа предлагает модель построения стратегии через достижение соответствия внешних условий существования фирмы и ее внутренних возможностей. Стратегия - это перспектива, после ее создания «готовая к употреблению», разрабатываемая на основе анализа внешней и внутренней среды, отражающаяся их соответствие. «-»:жесткость (или точность, четкость) стратегий, в силу чего они могут устаревать и в то же время не могут развиваться; пренебрегая действием, опираясь только на анализ, оценки и обсуждения, трудно выявить силу и слабость организации; ограничение субъекта разработки стратегии только руководителем.
2. школа планирования (И. Ансофф): планирование основывается не на прошлом опыте деятельности фирмы, а на ее возможностях. Стратегия - набор правил, определяющих действия, а ее роль - как основа для создания стратегических планов. Отличие: корпоративная стратегия появляется в результате последовательного выполнения по четко определенным правилам всех предписанных действий, собранных затем (опять же по правилам) в некое единое целое. «-»:жесткость планирования делает неприемлемым для организаций с постоянно изменяющейся внешней средой; вера в возможность предсказывать будущее на основе тенденций; сведение процесса составления стратегии к аналитическому пути, к использованию исключительно рациональных методов планирования; разделение мышления и действий, сведение субъекта стратегии к специалистам-программистам.
3. школа позиционирования (Майкл Портер). Стратегии - рыночные позиции компаний, то есть позиции преимущества фирмы над своими конкурентами. Отличие: для каждой отрасли существует ограниченное число стратегий, которые могут принести желаемые результаты. «-»: ориентация на исследование крупного бизнеса, обладающего наибольшей рыночной властью и наименьшей конкуренцией. Как и в рассмотренных выше школах, стратегия формулируется «вверху», а реализуется «внизу».
4. школа предпринимательства (Б. Карлофф, Г. Стивенсон и Д. Гамперт). Эта школа как и школа дизайна, рассматривает формирование стратегии как процесс, протекающий в сознании руководителя фирмы. Отличие: стратегия трактуется в виде чувственного образа, который называется видением, являющимся не чем иным как представлением. Стратегия - результат действий не коллектива, а одного человека - руководителя, который создает стратегию не только рационально, но и опираясь на собственные интуицию, здравомыслие, мудрость, опыт, проницательность. Школа опирается на идеи И. Шумпетера, утверждавшего, что предприниматель - это менеджер, который продуцирует инновации, в том числе создает новые комбинации факторов производства. Слабости: формирование стратегии представляет собой «черный ящик», она не контролируется, единственно, что можно контролировать, так это приемы воздействия управленца-провидца на персонал. Стратегические решения должны быть централизованы, поскольку только один человек их производит, поэтому «утопает» в деталях, в этой школе обосновывается культура зависимости персонала от одного человека, харизматического лидера.
5. школа обучения (Чарлз Линдблом). Сторонники школы обучения подвергли критике основные постулаты всех предшествующих школ, высказав этим претензии на идейное лидерство. Стратегии формируются на основе действий различных сотрудников организации, источник стратегий - успешные действия всех сотрудников; стратегия не неизменна, она может изменяться, совершенствоваться, уточняться. Стратегические инициативы развиваются внутри организации, их поддерживают средние менеджеры, которые добиваются санкции у высшего руководства на «продвижение» новых идей. «-»:
возможность
растворения стратегии в
6. школа конфигурации (Чандлер, Хандавалл). Ключевые понятия школы: конфигурация и трансформация. Конфигурация - это устойчивое соотношение основных частей организации (миссии, технологии, структуры, управления) и ее внешнего контекста. Конфигурации достаточно устойчивы. Трансформация понимается как скачок, то есть одновременное изменение всех частей организации. Это и есть процесс разработки стратегии. Стратегия - это план, ведение, с помощью которого организация переводится из одной конфигурации, перестающей соответствовать внешней среде, в другую конфигурацию, которая позволяет выжить в новых условиях.
Все рассмотренные школы предлагают определенные концепции стратегий или технологии их производства и реализации. Школы, рассмотренные ниже, имеют менее тесную связь со стратегиями. Их роль можно определить так: они выявляют факторы, оказывающие влияние на стратегический процесс, но не предопределяют его понимание.
7. когнитивная школа (школа познания), Г.Саймон. Стратегия - это форма предписывающего знания, которое создается в рамках общности людей и которое реализуется ими. «+»: обоснование взаимной выгоды сторон при создании стратегических союзов, ослаблении накала конкурентной борьбы, стабильности отношений, сглаживании конкуренции отношениями сотрудничества. «-»: преувеличиваются различия интересов и недооцениваются интегрирующие факторы, такие как культура, лидерство. Сами политические игры могут не только препятствовать формированию и исполнению стратегии, но и помогать ее осуществлению (когда созданию стратегии мешают какие-то консервативные силы).
8. школа власти (Алисон, Болман). Стратегия-политика или процесс ведения переговоров; формирование стратегии-политич.процесс.
9. школа культуры (Эрик Ренман, Ричард Нормани). Формирование стратегии рассматривается как процесс взаимодействия на основе общих ценностей. Стратегия - это форма перспективы, которая укоренилась в коллективных ценностях, нашедших отражение в моделях поведения. «-»: школа ориентирует на сохранение стратегии, а не на ее изменение; культура - стратегический ресурс организации, ее трудно, пожалуй, даже невозможно скопировать.
10. школа внешней среды (Ханнан, Фриман). Прцесс формирования стратегии зависит от внешней среды.Руководитель играет пассивную роль в процессе страт.выбора. Стратегия - это поиск путей приобретения экономических ресурсов и преобразования их в символические, и наоборот. Она позволяет защитить организацию от неопределенной внешней среды. «-»: характеристика внешней среды абстрактна, стратегия же строится исходя из определенных позиций; выявление отличий организаций, функционирующих в сходных условиях, как раз значимо, здесь же сознательный выбор отрицается, влияние среды преувеличено.
Анализ различных школ стратегий свидетельствует о том, что развитие стратегического менеджмента осуществлялось путем выявления каждой из них каких-либо существенных аспектов стратегического управления. Ни одна школа в целом не дает общей картины стратегического управления, поэтому необходимость синтеза разработок, существующих на настоящий момент, остается актуальным вопросом.
Информация о работе Шпаргалки по "Стратегическому менеджменту"