Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Менеджмент".
1.Понятие менеджмента. Годы перехода экономики России к рыночным основам введения хозяйства с наряду с привычным словосочетанием управление организацией начали употреблять и другое менеджмент организации. Сегодня они часто используются как идентичные взаимозаменяемые. Основание для этого одинаковая сущность категорий выражаемых русским словом «управление» и англ. «менеджмент». Однако термин «менеджмент» не в полной мере является термином управления. Термин «управление» шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению к социально-экономическим процессам на уровне организации действующей в рыночных условиях. Управление это есть процесс воздействия на объект для достижения поставленных целей. Система управления состоит из 2 подсистем: - управляющая подсистема (объект управления), - управляющая подсистема (субъект управления).
Менеджмент – это управление в условиях рынка , рыночной экономики означает: 1) по ориентации фирмы на спрос и потребление рынка; 2)постоянное стремление повышения производства к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 3) хозяйственную самостоятельность, обеспечивающий свободу принятия решений; 4) постоянную корректировку целей и программ зависимости от состояния рынка 5) выявление конкретного результата деятельности фирмы 6)необходимость использования современной информационной базы.
Менеджмент
как самостоятельный вид
2. Цели и задачи менеджмента. Опр
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм который направлен на решение конкретных проблем взаимодействие в реализации различных задач. Экономический механизм менеджмента состоит из 3 блоков: - внутрифирменное управление – управление производством – управление персоналом. Основные функции внутрифирменного управления: маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация. Схема управления производством с наряду с другими процессами обеспечивает сбыт, разработку сбытовой политики,, выбор каналов и методов сбыта и организация сбыта. Управление персоналом это разработка и проведение кадровой политики, т.е. принципы подпора и расстановки персонала в условиях найма и увольнение, обучения и повышения квалификации, оценка персонала и его деятельности.
Экономические методы – это совокупность методов воздействия на экономические интересы работника, коллектива, общества. Они основаны на сознательном использовании экономических законов. Экономические методы управления влияют на производство не прямо, а косвенно, организуют деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении. Эти методы можно подразделить на две группы: 1) используемые федеральными, региональными и районными органами управления- цены, налоги, финансирование, кредитование и др. экономические рычаги, относящие к факторам внешней среды предприятия2)используемые предприятиями – экономические рычаги хозяйствования в т.ч. планирование, экономический анализ, система материального стимулирования работников и др. относящиеся к внутренним факторам.
Организационно-
Социально-психологические
4. Научные подходы менеджмента. В современных условиях существуют 3 научных подхода к менеджменту: 1) подход к управлению как процессу; 2) системный подход; 3) ситуационный подход
Менеджмент реализуется в практической деятельности фирм как система управления. Подход к управлению как к процессу определяет управление как процесс в котором деятельность направленная на достижение целей организации рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных действий т.е. функцией управления.
Системный подход представляет что, руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов таких как люди, структура, задачи и технология.
Ситуационный подход представляет что пригодность различных методов управления определяется ситуацией самыми эффективными в конкретной ситуации становится наиболее эффективным в данной ситуации. Системный подход предполагает определенных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние.
В современных условиях широко распространено, что процесс управления есть искусство суть которого состоит в применении науки в реальных ситуациях.
5. Закономерности менеджмента. Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей. Использование законов представляет собой такую организацию деятельности человека при котором действие закона позволяет наиболее эффективно достигать поставленным целям. Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности людей. Помимо общих законов и закономерностей социально-экономические системы управления подчиняются так же своим собственным специальным законам и закономерностям. В теории управления закономерность рассматривают как первоначальную формулировку закона в начале его теоретического осмысления и исполнения.
Закономерности управления составляют цепное звено отечественной теории управления. Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта позволяет: 1) проводит глубокий научный анализ системы управления, объективно оценивать ее состояние; 2) в полной мере учесть фактор вр-ни при совершенствовании и уровень развития управляемой системы; 3) в должной мере учесть субъективные факторы управления, ограничит их от объективных факторов и установить наиболее рациональное соотношение науки и системы управления; 4) осуществить системный подход к управлению и его комплексному совершенствованию.
Единство системы управления производством. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. В реальной практике наибольше значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:1. Единство принципов управления всех звеньев и ступеней системы управления. 2. Единство организационных форм управления. 3.Единство основных функций управления. 4. Единство методов управления используемых для решения различных проблем развития производства. 5. Единство процесса управления. 6. Единство системы управления проявляющийся в единых требованиях к руководителя и др. работникам аппарата управления.
Пропорциональность
Централизация и децентрализация управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означает необходимость распределения задач, функций и полномочий. Централизация управления представляет собой такое построение системы управления и такую организацию её функционирования, при которых существует непрерывная постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управления. оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы. В системе управления каждое звено имеет свои условия функционирования. Уровень централизации управления меняется в процессе развития производства. Главное содержание закономерностей изменения уровни централизации находит свое отражение в порядке распределения актов управления.
6. Принципы менеджмента. Под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются руководители в силу социально-экономических целей сложившихся в обществе, правила организации закономерностей управления. принципы управления определяют требования к системе, структуре, организации и процесса управления. таким образом принципы управления предоставляют собой результат обобщения и нормы действующих принципов и закономерностей.
1. Принцип демократического
2.
Единоначалие и
3.
Единство политического и
4.
Принцип отраслевой и
5.
Плановое введение хозяйства.
Установление на длительный
6.
Материальное и моральное
7.Научность.
Построение всей системы
8.
Ответственность. Каждый
9. подбор и расстановка кадров. Каждый работник должен подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно.
10.
Экономичность и эффективность.
7.Школы менеджмента. В процессе эволюции сложилось несколько школ менеджмент, которыми были подобраны концепции управления. основные концепции следующие: 1) научного управления. 2) административного управления 3)управления с позиции психологии и человеческих отношений 4)управление с позиции науки и поведения.
Концепция научного управления получило развитие в США с начала 20 в. Его основоположником стал американский инженер Ф.Тейлор. Тейлор считал менеджмент истинной наукой. Он сделал важный вывод, что работа по управлению это определенная специальность, организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том что она делает успешное всего. Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на 5 основных принципах: 1) научный подбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ. Соответствующему работнику для проверки способностей разрабатываются тесты. 2) научное изучение труда и обучение работника. Научное изучение затрат времени движений усилий должно развиваться, чтобы для достижения максимальной эффективности производства. 3) специализация работы 4) важность побудительных мотивов. 5)справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Ф.Гилберт и Л.Гилберт. благодаря разработке концепции научного управления менеджмента был признан самостоятельной областью научного исследования. Было доказано что методы использованные в науке могут быть эффективно применены в практике деятельности предприятия. Авторы концепции научного управления посвящали вопросам повышения его эффективности. Методологическую основу этой школы составлялся так называемый профессиональный подход к организации. Задача менеджмента понималась как бы явление закономерностей и руководства. В соответствии с ним в каждом управлении деятельности организации, это означало реальное единство внутренней организации и целостного управления.