Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:58, шпаргалка
1. Сущность и содержание системы стратегического менеджмента (цели, задачи, функции, подсистемы).
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени. распростр. на долгосрочные цели и действия компании. Стр. менед. - это такое управ. орг., потреб., кот. опирается на чел. потенциал, ориентирует произв. деятельность на запросы гибко реагирует и проводит своеврем. изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
21.Принципы формирования
стратегии. Основные задачи
К основным принципам формирования стратегии относятся:
принцип научно-аналитического предвидения к разработке стратегии;
принцип учёта и согласования внешних и внутренних факторов развития организации;
принцип соответствия стратегии и тактики управления организации;
принцип приоритетности человеческого фактора;
принцип определённости
стратегии и организации
принцип соответствия
стратегии организации
принцип соответствия
стратегии организации
Задача менеджера
по созданию и реализации стратегии
в предпринимательской
Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития - т.е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.
Превращение общих целей в конкретные направления работы.
Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
Эффективная реализация выбранной стратегии.
Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.1
22.Опыт ведущих компаний
России по использованию
Положительные примеры из практики внедрения стратегических методов управления на российских предприятиях:
Примером может быть ОАО «Балтийский завод» (Санкт - Петербург). Это предприятие, ранее строившее суда по внутренним стандартам, начало развивать деятельность в области маркетинга, служба которой стала отслеживать ситуацию на мировом рынке судостроения, анализ тенденций развития видов перевозок и типов судов. В результате в настоящий момент компания имеет реальную картинку по мировым ценам на суда и требованиям, предъявляемым к их качеству. Сосредоточивая усилия на производстве судов с высокими техническими характеристиками, компания смогла удовлетворить потребности своих клиентов и выйти на прибыльный уровень.
Компания «Балтика» выступая с начала 90-х годов, как локальный производитель пива, компания приняла стратегического решения – выйти на общероссийский рынок. Одновременно, взяв курс на производство новых высококачественных сортов пива, которые готовится по европейским технологиям, и отвечают мировым стандартам, «Балтика» обеспечила себе устойчивую позицию уже на национальном рынке.
НПО «Российские интегральные технологии» («Росинтэк»). Основная сфера деятельности – это производство, постановка систем пожарообнаружения и загазованности газоперекачивающих станций, подземных хранилищ газа и газовых месторождений. Стратегия компании разбивается на такие блоки:
Все эти примеры использования
инструментария стратегического менеджмента
российскими компаниями свидетельствуют
о необходимости внедрения
23.
Анализ сильных и слабых
Анализ сильных и слабых сторон помогает организации выяснить какими внутренними силами она обладает и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании функциональных зон организации : маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
При анализе функций маркетинга выделяются семь важнейших элементов исследования.
1. Доля
рынка и конкурентоспособность,
2. Разнообразие и качество ассортимента, определяют устойчивость организации.
3. Рыночная
демография, исследование изменений
на рынке и в структуре
4. Рыночные
исследования и разработки, широкие
исследования и разработки
5. Предпродажное
и послепродажное обслуживание
клиентов, способствует большему
количеству продаж, оно формирует
и сохраняет лояльность
6. Сбыт, реклама,
продвижение товара. Организация
может рассчитывать на успех
на рынке только в том случае,
если она имеет активных и
компетентных сбытовиков, агрессивную,
творчески организованную
7. Прибыль.
Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости организации. Как правило, анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии.
Методика анализа
Вот некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответ в ходе анализа сильных и слабых сторон производственной функциональной зоны:
Может ли снизить
издержки по сравнению с конкурентами,
имеется ли доступ к новым материалам,
сколько у него поставщиков, какое
оборудование, насколько хорошо организован
и спланирован процесс
При анализе функции человеческих ресурсов рекомендуется ответить на ряд следующих вопросов: компетентность и подготовка персонала, эффективная мотивационная система, почему уходят кадры и т.д.?
Организационная социальная среда состоит из людей: руководителей, подчиненных, неформальных лидеров, коллег. Организационная культура складывается из поведения людей в организационной среде. Культура не является изначально заданной, предопределенной. Она результат общественных взаимодействий, передается и поддерживается главным образом через обучение. Культура внутри организации проявляется через поведение.
Имидж организации как внутри, так и вне ее определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов. Культура и имидж организации подкрепляются или ослабляются репутацией.
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
24.Система планов организации.
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Планирование как процесс включает: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям: длительности планового периода и уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.
В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы: стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени; тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени; оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. По второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес-единиц (самостоятельных производственных подразделений), функциональных подсистем.
Стратегические планы составляются на двух уровнях: для организации в целом и ее бизнес-единиц. Менеджеры структурных подразделений и функциональных подсистем несут ответственность за тактические планы. Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. Таким образом, в этой работе задействованы руководители и менеджеры всех уровней и звеньев организации — от высшего донизового и это должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.
В современной организации должны разрабатываться четыре группы взаимосвязанных планов.
1. Стратегический план - основной вид плана. Разрабатывается на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам) . Определение целей развития предприятия и путей их достижения. Комплексный план, научно обоснованный. Стратегический план отражает все виды деятельности предприятия.
2. Текущий план - является детализацией и уточнением стратегического плана на данный год. Текущий (тактический) план - составление и организация выполнения стратегического плана предприятием на срок до года. Он определяет тактику деятельности предприятия, разрабатывается по всем направлениям хозяйственной деятельности на 1 год. В нём отражаются изменения, которые учитываются в стратегическом плане. Текущий план - это развёрнутая программа деятельности предприятий и его подразделений, направленная на успешное выполнение стратегии. Разрабатывается с разбивкой по полугодиям (кварталам, месяцам).
3. Оперативно-календарный - разработка заданий и методов их выполнения по отдельным подразделениям на короткие отрезки времени (декаду, сутки, смену) с целью обеспечения выполнения текущего плана и синхронности, ритмичности предприятия. Оно служит базой для оперативного регулирования и повседневного управления (контролинга) производства.
4. Программы и планы-проекты, которые носят целевой характер: разработка новой продукции и технологии, снижение затрат на производство, экономия энергоресурсов, проникновение на новые рынки и др.
Важной методологической особенностью формирования системы — необходимость механизма адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития. Они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям внешних факторов. Стратегический план основан на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряженных с некоторой степенью неопределенности и риска. Поэтому руководству организации весьма важно знать, что произойдет, если сделанные предположения и прогнозы не сбудутся. Ситуационные планы позволяют ответить на поставленный вопрос и определить, до какой степени организации придется изменить цели и стратегию своего поведения в будущем.
25.Отличительные
признаки и принципы
Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них: