Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:58, шпаргалка
1. Сущность и содержание системы стратегического менеджмента (цели, задачи, функции, подсистемы).
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени. распростр. на долгосрочные цели и действия компании. Стр. менед. - это такое управ. орг., потреб., кот. опирается на чел. потенциал, ориентирует произв. деятельность на запросы гибко реагирует и проводит своеврем. изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Цели представляют из себя результаты, которых стремится добиться организация в ближайшей перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге). так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую. к формам производства. сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.
35.Характер
принципиальных изменений в
Для осуществления перемен организация должна «разморозить» сложившуюся ситуацию, а затем повторно «заморозить» ее на желаемом уровне. Силы, которые отвечают за нынешнюю точку равновесия, следует изменить так, чтобы они определяли новую, желаемую точку равновесия. Модель эта механистическая, но помогает понять масштабы перемен46.
«Размораживание» предполагает принятие мер, которые позволили бы работникам отказаться от существующей практики или корпоративных культурных норм при подготовке к изменениям. Импульсом для «размораживания» может быть внутренний или внешний фактор.
Движение к новому уровню уже предполагает необходимые изменения. Количество времени, выделяемого на эту фазу, может варьироваться. На изменение внутренних систем (таких, как системы качества или новые информационные системы) уходит меньше времени, изменение корпоративной культуры происходит в течение нескольких лет.
«Застывание» (замораживание, блокирование) необходимо для того, чтобы зафиксировать изменения и не допустить, чтобы организация вернулась на старые позиции. Наиболее часто «цементирования» требуют именно культурные изменения, а не какие-либо другие, и на этой стадии со стороны менеджмента нужна определенная решительность. Изменения могут проходить с разной скоростью – одномоментно и поэтапно, постепенно.
Преимуществом
одномоментных изменений
Преимущество
поэтапных изменений –
36.Внешние
факторы стратегического
Факторы, образующие внешнее окружение организации, подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия:
• сложность рынка, определяемая тем, насколько рынок влияет на способы, темпы и технологию выполнения работ внутри самой организации;
• степень диверсификации, характеризующая спектр продуктов, клиентов или услуг, предлагаемых на рынке и требующих ответных действий со стороны предприятия;
• определенность и стабильность, помогающие или, наоборот, мешающие предприятию предсказывать ход и темпы изменений на данном рынке;
• соотношение возможностей и угроз на данном рынке, предопределяющее его результирующую оценку для предприятия;
• характер
отношений с другими
Факторы косвенного воздействия предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом:
- политические факторы: стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Смена программ правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в экономику.
- экономические факторы: динамика и темпы роста валового внутреннего продукта и продукции отраслей, оплата труда, производительность и эффективность.
- демографические факторы: сокращение коэффициента рождаемости, может привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские сады и школы. Тенденция к старению общества заметно меняет вкусы населения и характер его покупок, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные медицинские препараты, учреждения, социальное обслуживание.
- социально-культурные факторы отражают определенные вкус и моду, нравственные и религиозные нормы и характеризует отношение отдельного человека к работе, условиям и оплате труда.
- технологические факторы отражают уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в известном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия.
- географические факторы в условиях нарастающей глобализации, национальные границы теряют свое значение при определении масштабов распространения деятельности организаций, которые широко используют мировые технологические достижения и информационные технологии, принимают на работу людей из разных стран, ориентируют свой бизнес на удовлетворение потребностей людей разных национальностей и культур. Все это существенно влияет на формирование организаций, а к их менеджменту предъявляются требования учитывать разнообразие мира, людей и культур.
Значение факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений. Их влияние на организацию может проявляться в виде:
• возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;
• угроз, характеризующих факторы, которые при их реализации представляют опасность для организации.
37.Приоритетные задачи
менеджера в условиях
Процесс руководства
стратегическими изменениями
Согласно
первому подходу процесс
Следующим шагом должно быть движение к обсуждению и к взаимному участию. Все заинтересованные люди должны быть приглашены к обсуждению и реализации процесса изменений.
Если после этих шагов подчиненные все-таки не желают принимать участия в изменениях, менеджеры могут прибегнуть к некоторому принуждению. Принуждение – это метод укрепления позиций в процессе изменений путем использования асимметрии в должностных полномочиях менеджеров высшего звена и рядовых работников49.
Второй подход,
т. е. единоличная организация
Во-первых, внимание сосредоточивается на конкретном человеке, который олицетворяется с процессом изменений. Живой «символ» изменений может действовать как стимул к их совершению, что даст возможность избежать сложностей.
Во-вторых, во многих случаях организатор изменений является экспертом в данной области. Вероятно, он уже встречался с подобными изменениями в других организациях и хорошо знаком с возникающими при этом проблемами и способами их решения.
В-третьих, назначение какого-то одного человека руководителем изменений иногда означает, что топ-менеджеры в этот момент заняты другими проблемами и передают ответственность за изменения данному человеку. Таким образом, они получают возможность сконцентрироваться на развитии будущей стратегии.
В конечном итоге задача управления изменениями состоит в том, чтобы правильно оценить суть процессов, происходящих во внешней среде организации, отобрать и внедрить те нововведения, которые позволят свести все многообразие внешних и внутренних воздействий к единой линии поведения, сохранить или повысить эффективность деятельности.
38.Структура
системы стратегического
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически следуют один за другим. Однако существует устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления выглядит следующим образом:
39.Стратегический
менеджмент и изменения
Организационная структура каждой фирмы имеет свои характерные особенности. А каждая стратегия базируется на конкретном наборе ключевых факторов успеха и видах деятельности в цепочке ценностей. Организационная структура фирмы должна отвечать решаемым фирмой задачам. Следующие рекомендации помогают привести структуру в соответствие со стратегией.
1. Четко определите
основные виды деятельности и
ключевые звенья в цепочке
ценностей, которые имеют
2. Установите
связи между подразделениями
и обеспечьте необходимую
3. Определите объем власти (круг полномочий), необходимой для руководства каждым подразделением, стремясь при этом обеспечить эффективный баланс между преимуществами централизации и децентрализации.
4. Определите,
могут ли неосновные виды
40.Разработка стратегических целей
Выработка организационных целей проводится по следующим этапам:
1) с помощью
известных методов в ≪
2) эти предложения
структурируются руководством
3) в заключение
каждое решение обсуждается,
Такой подход снимает напряжение в организации и фокусирует работу всей организации вокруг целей, что имеет тенденцию производить драматический организационный результат в короткий промежуток времени.
41.Стратегические изменения и стадии жизненного цикла организации
1. Перестройка организации. Этот вид предполагает фундаментальное изменение организации, затрагивающее ее миссию и организационную культуру. Данный тип изменения может проводиться тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняются ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации возникают самые большие трудности с выполнением стратегии. Важное место заслуживают работы по созданию новой организационной культуры. Очень большие изменения происходят и в технологической области, и в сфере трудовых ресурсов.
2. Радикальное преобразование организации. Проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасль, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызван ные, например, ее слиянием с аналогичной организацией.
3. Умеренное преобразование. Осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается найти для него покупателей. В этом случае изменения затрагивают производственный процесс, а также маркетинг в той части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту.