Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:58, шпаргалка
1. Сущность и содержание системы стратегического менеджмента (цели, задачи, функции, подсистемы).
Цель стратегического менеджмента сводиться к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь максимальное развитие через определенный промежуток времени. распростр. на долгосрочные цели и действия компании. Стр. менед. - это такое управ. орг., потреб., кот. опирается на чел. потенциал, ориентирует произв. деятельность на запросы гибко реагирует и проводит своеврем. изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
- уникальные
возможности дают фирме шанс
использовать рыночные
- создают конкурентные преимущества на рынке,
- потенциально
могут быть краеугольными
Один
из наиболее четких
В дополнение к диагнозу ценовой конкурентной позиции требуется общий анализ конкурентной позиции и конкурентной силы компании. Для оценки конкурентной позиции фирмы используются балльные оценки по ключевым факторам успеха. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее соперников.
Признаки силы: Большая доля рынка, Ценовое преимущество, Прибыль выше средней и т.д. Признаки слабости: Отсутствие четкой стратегии, Падающая репутация у потребителей, низкая доля рынка, отсутствие отличительных преимуществю и т.д.
Общее правило: компания должна накапливать свои конкурентные сильные стороны и защищать свои конкурентные слабости. Она должна строить стратегию на своих сильных сторонах и предпринимать действия по обеспечению ситуации со слабостями.
В то же самое время рейтинг сильных сторон соперников показывает, откуда можно ждать их атак и, наоборот, где они слабее.
Ситуационный анализ включает пять ступеней.
1. Оценка: насколько хорошо работает существующая стратегия.
Она включает обзор прошлой стратегической деятельности компании и определение логической взаимосвязи отдельных частей стратегии.
2. Проведение SWOT-анализа.
Оценка основных блоков стратегии - сильных сторон ее деятельности; слабые стороны важны, так как они представляют источник повышенного внимания и требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз.
3. Оценка стоимостной позиции компании относительно конкурентов (с использованием цепи действия/стоимость).
Стратегия должна поддерживать стоимостный фактор на уровне соперников, чтобы обеспечить способность компании конкурировать.
4. Оценка конкурентной позиции компании и ее конкурентной силы.
Этот этап
показывает, как расположена компания
относительно соперников по главным
показателям конкурентного
5. Определение стратегических подходов и проблем компании.
Целью этого
этапа является разработка полного
стратегического перечня с
Стратегическое
планирование представляет собой набор
процедур и решений, с помощью
которых разрабатывается
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
распределение ресурсов
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
адаптация к внешней среде
Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
внутренняя координация
Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
организационное стратегическое предвидение
Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.
В чем разница между
Стратегическое планирование cфoкycиpoвaнo на принятии oптимaльныx cтpaтeгичecкиx peшeний, в тo вpeмя кaк cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт cвязaн c дocтижeниeм cтpaтeгичecкиx peзyльтaтoв: нoвыx pынкoв, нoвыx тoвapoв и (или) нoвыx тexнoлoгий. Можно сказать, что cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - yпpaвлeниe плaнaми, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - yпpaвлeниe peзyльтaтaми. Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - aнaлитичecкий пpoцecc, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - opгaнизaциoнный.
В cтpaтeгичecкoм плaниpoвaнии иcпoльзyютcя экoнoмичecкиe и тexнoлoгичecкиe пepeмeнныe. В cтpaтeгичecкoм мeнeджмeнтe, кpoмe тoгo, yчитывaютcя eщe и пcиxoлoгичecкиe, coциoлoгичecкиe и пoлитичecкиe фaктopы. Тaким oбpaзoм, cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe oтвeчaeт нa вoпpoc "чтo дeлaть?", cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт - нa вoпpocы "кaк?" и "ктo этo бyдeт дeлaть?".
19.Особенности
принятия стратегических
Реализация
функций стратегического
Стратегические
решения имеют ряд
Стратегические решения — это
решения о реконструкции
Стратегическое управление основано на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
Процесс управления
путем решения вновь
Постоянное наблюдение за всеми тенденциями.
Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей.
Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации: а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла; в) важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.
19.Особенности
принятия стратегических
Разработка решения основывается на анализе сложившейся ситуации, в процессе которого выделяются проблемные области. В данном процессе определяются содержание проблемы, расположение ее во времени и пространстве, ее последствия, степень важности и лица, причастные к ней. Итог анализа - формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. После этого разрабатываются критерии, на которые должно опираться решение.
На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений, из которых составляется база данных.
Методы принятия решений:
индивидуальный -решения принимаются непосредственно ответственным лицом (руководителем);
коллективный - решения принимаются в процессе делового совещания, "мозгового штурма" или руководитель, сформулировав проблему, в письменном виде дает приказание специалистам, способным привнести существенный вклад в ее разрешение, внести свои предложения.
Выбор альтернативы
следует согласовать с
Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значительными, но с учетом сложившейся ситуации и конечного результата наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их.
В условиях неопределенности менеджер может действовать двумя основными способами: - собрать дополнительную информацию и таким образом снизить степень новизны и сложности ситуации;
- действовать
в соответствии с прошлым
-изменяющиеся условия - подвижная ситуация, в которой вынуждено работать предприятие.
Хотя российские
менеджеры понимают необходимость
разработки стратегии, большинство
их них всецело поглощено
Очевидно, что российские менеджеры не нуждаются в уроках по традиционному стратегическому планированию, которое просто-напросто неосуществимо в силу нестабильности окружающей среды. Кроме того, четко не определены конкурентные преимущества компаний, вместе с тем менеджерам необходимо сосредоточить свое внимание на тех видах деятельности, которые могут выполняться компанией наиболее эффективно. Создание связей и построение сети взаимоотношений - феномен, известный в России. Он широко использовался в период централизованного планирования. Навыки менеджеров могут быть использованы для получения доступа к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка. О способности менеджеров устанавливать подобные контакты свидетельствует существование схем взаимных расчетов, которые используются для решения проблемы неплатежей.
Таким образом, в России стратегическое планирование не осуществляется по причинам:
В условиях нестабильности среды трудно что-либо планировать.
Недостаток времени (в условиях выживания).
Отсутствие необходимой квалификации у сотрудников.
Мнение, что хорошие отношения с клиентами более важны, чем стратегия (сетевой подход).