Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:14, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное управление"
Методы руководства многообразны, среди них можно выделить: методы организационного воздействия – опираются прежде всего на власть, право распоряжения, должностной авторитет руководителя, а экономические и социально-психологические – на использование материальных и духовных интересов работников, их психологические особенности.
Организовывать – значит объединять людей для совместной работы. Слово «организация» имеет двоякий смысл: во-первых, как функция руководителя организовывать людей; во-вторых, как система, объединяющая людей и ресурсы.
Организация как функция руководства складывается из составляющих:
а) наличие четкого плана;
б) способность организации достигнуть и выполнить требования плана;
в) наличие людей, денег, материалов, иных ресурсов, позволяющих выполнить задание;
г) наличие компетентных руководителей, которые сумели бы заставить организацию достигать поставленных целей и закреплять достигнутое.
Семь основных элементов организации (П. М. Керженцев):
1) цель (в чем состоит цель работы?);
2) тип организации
(какая форма организации
3) методы (какими
организационными методами
4) люди (при
помощи каких людей и какого
их количества будет
5) материальные средства;
6) время;
7) контроль
(каким образом вести учет
Работа руководителя
тесно связана с
29. ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНЫХ ПОРУЧЕНИЙ
Основные правила, соблюдая которые руководитель может надеяться на эффективное исполнение его распоряжений:
1) любое поручение
должно быть объективно
2) не давайте
поручения, если нет
3) перед тем
как дать поручение,
4) обеспечьте
подчиненному условия,
5) давая поручение,
учитывайте индивидуальные
6) поручения
должны воспитывать и
7) поручения лучше давать в форме просьбы, а не приказа;
8) поручения
отдавайте спокойным,
9) при любых
обстоятельствах помните о
10) больше учите, чем приказывайте;
11) заинтересуйте
подчиненного общественной
12) организуйте
атмосферу состязательности, вызывайте
у работника желание
13) не поручайте
исполнителю одновременно
14) убедитесь,
что подчиненный отчетливо
15) укажите точный срок завершения работы и форму ее представления;
16) требуйте
от подчиненного выполнения
17) не допускайте,
чтобы подчиненный
18) не допускайте несанкционированных заданий;
19) наделяя
подчиненного ответственностью
за выполнение поручения,
30. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Целевое назначение
организационной деятельности –
создание хорошей организационно-
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия персонала, а также их взаимоотношения в процессе работы.
Обязанности и полномочия работников устанавливаются с помощью:
• рекомендаций по организационному построению предприятия (справочники или инструкции; содержат перечень должностей с их подробным описанием);
• должностных инструкций (устанавливают объем полномочий и меры ответственности человека, занимающего определенную должность);
• организационно-функциональной схемы организации (отображает взаимодействия (отношения) между отдельными звеньями в системе управления).
Содержание должностных обязанностей обусловливается:
1) принципом деления на равные по размеру группы;
2) функциональным признаком – создание отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д.;
3) территориальным
признаком – если предприятие
осуществляет свою
4) видом выпускаемой продукции;
5) интересами потребителей – это особенно характерно для службы сервиса.
Помимо создания организационной структуры и подбора исполнителей к организационной функции относится обеспечение материалами, инструментами, рабочими помещениями.
Руководитель, приступая к разработке и реализации схемы оргструктуры, должен предусмотреть следующие необходимые условия и принципы:
1. Правильный подбор исполнителей, их обучение.
2. Работник
обязуется выполнять все
3. Работу
следует разделить на части,
чтобы каждый работник смог
достаточно быстро и легко
овладеть своим участком
4. Должны
быть созданы четкие
5. У каждого
сотрудника должен быть только
один непосредственный
6. Создание
условий для выполнения
Не существует стандартных построений оргструктуры, поскольку каждая фирма имеет свои особенности.
Схема должна
отражать реальную структуру фирмы
и не являться теоретической моделью.
Если при составлении
31. СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационные структуры управления могут быть различными по сложности и детализации, но любая из них содержит три блока:
• линейный;
• функциональный;
• обеспечивающий.
Линейный
блок обеспечивает основные производственные
функции предприятия (на заводе это
цехи, в армии – строевые части,
на стройке – участки, бригады
и т. д.). По мере роста объема и
сложности производства подразделения
все более нуждаются в
Функциональный блок организационной структуры оказывает помощь своими рекомендациями линейным и обеспечивающим службам.
Функциональные службы могут также принимать решения по функциональным вопросам – по труду и зарплате, производству, технологическому развитию и др.
Обеспечивающий блок, т. е. служба обеспечения, призван освободить линейные звенья от непроизводственных функций. Бухгалтерия, отдел кадров, плановый отдел и другие отделы помимо функций обеспечения выполняют и совещательные функции при руководителе.
Проблемы
обеспечения четкого
32. ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Одной из разновидностей организационных структур управления является дивизиональная структура. Первые разработки ее концепции относятся к 20-м гг., а пик ее промышленного использования – к 60-70-м гг. XX в.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Структуризация
организации по отделениям производится
обычно по одному из трех критериев: по
выпускаемой продукции или
Некоторые предприятия
производят большой ассортимент
товаров или услуг, которые отвечают
запросам нескольких крупных групп
потребителей или рынков. Каждая группа
или рынок имеет четко
Примером
активного использования
Недостаток. Дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т. е. вертикали управления, потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т. п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете способствовало росту затрат на содержание управленческого аппарата.
Положительные моменты – концентрация функций управления только у одного руководителя производства; более четкое закрепление полномочий и ответственности за ключевые результаты; более эффективная система контроля; свобода поведения личности. Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель – обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор окружающей среды.
Руководители производственных отделений в рамках закрепленного за ними продукта или территории координируют деятельность не только «по линии», но и «по функциям», развивая тем самым в себе требуемые качества общего руководства. Таким образом создается хороший кадровый резерв для стратегического уровня организации. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество.
33. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ
Стиль руководства – это совокупность приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.
Сравнительная характеристика традиционного и «современного» стилей руководства
Традиционный руководитель: Применяет критику
Современный руководитель: Применяет похвалу
Традиционный руководитель: Дает приказы и указания
Современный руководитель: Определяет цели, ориентируемые на сознательность подчиненных
Традиционный руководитель: Рассматривает усилия подчиненных как нечто само собой разумеющееся
Современный руководитель: Хвалит за затраченные усилия и полученные результаты
Традиционный руководитель: Делает упор на распоряжение о выполнении работы
Современный руководитель: Делает упор на поощрение
Традиционный руководитель: Главное для него – подчиненный должен все время быть на своем рабочем месте
Современный руководитель: Стимулирует повышение эффективности и качества труда подчиненных, ориентируется на доверие и конечные результаты
Традиционный руководитель: Манера поведения – сугубо официальная
Современный руководитель: Манера поведения – дружеская, демократическая, раскрепощенная
Даже самый
прогрессивный руководитель обязан
владеть и новейшими методами
воздействия на подчиненных, и традиционными,
чтобы иметь возможность
В зависимости от степени проявления коллегиальности и единоначалия можно выделить три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые редко встречаются в «чистом виде».