Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:14, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное управление"
По признаку выполнения формальной группой общественно значимой работы выделяют понятие «трудовой коллектив» – рабочая группа, достигшая высокого уровня сплоченности, действующая как новая система, единая общность, в которой сочетаются преимущества формальных и неформальных групп.
Неформальные группы образуются спонтанно для удовлетворения индивидуальных потребностей работников, которые по тем или иным причинам (некомпетентное руководство, авторитарные методы руководства и т. п.) не удовлетворяются в рамках формальной группы. Поведение членов неформальных групп, возглавляемых неформальным лидером, может как способствовать, так и препятствовать достижению целей организации.
23. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
К основным характеристикам группы относят:
• состав группы – зависит от ее вида и может быть обозначен набором тех или иных характеристик, параметров;
• структура
группы в зависимости от целей
исследования и условий, определяемых
в качестве существенных, может быть
обозначена с позиций реализации
отношений «власть –
• групповые процессы – это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений;
• групповые нормы – это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Группа ожидает надлежащего выполнения установленных ею норм и правил поведения и при надлежащем поведении применяет санкции, направленные на корректировку (поощрение и наказание).
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы. Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.
24. ФАКТОРЫ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Исследования показали, что групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.
Выделяют следующие основные факторы группового поведения:
1) профессиональная
сработанность группы, которая формируется
в результате совместной
2) морально-психологическая сплоченность: наличие норм взаимопомощи и взаимоподдержки на основе общности представлений о самих себе:
3) межличностная
совместимость:
4) целеустремленность
и демократичность – в
5) продуктивность
и удовлетворенность
Успешная
трудовая деятельность профессиональной
группы зависит и от других факторов,
которые можно назвать
• групповой уровень притязаний, т. е. настроенность работников на достижение результатов;
• квалификационный потенциал;
• требования к конечному результату, который определяет качество групповой работы;
• степень взаимодействия с другими профессиональными группами;
• половозрастной состав группы;
• внутригрупповые межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп работ и снизить качество;
• позиции, которые могут быть единоличными или переменными, когда в тех или иных ситуациях лидерам оказывается кто-то из работников;
• постоянство профессиональной группы или временный характер ее работы.
Групповая норма производительности – самый важный переменный фактор работы группы, ось всех внутригрупповых отношений.
25. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ МАЛЫХ ГРУПП
В малом (первичном) трудовом коллективе процессы достижения производственных и воспитательных целей конкретизируются, связь личных, групповых (коллективных) и государственных интересов выражается непосредственно, осуществляются наиболее частые и устойчивые межличностные контакты, складываются отношения коллективизма.
Первичный трудовой
коллектив характеризуется
• общение работников;
• сплоченность коллектива;
• трудовые конфликты;
• руководство и лидерство и т. д.
Члены первичного трудового коллектива работают в непосредственном контакте и взаимодействии, непосредственно контактирует с каждым из подчиненных и руководитель данного коллектива.
В первичном
трудовом коллективе формируются социально-
Ценностная ориентация группы – социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в предпочтительности отношений к тем или иным объектам.
Социальная установка – готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположенности к тем или иным событиям, людям, предметам.
Традиция – способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений.
Морально-психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу, окружающим событиям.
26. ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОЙ
Сплоченность – одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплоченности являются:
1) время существования
группы: слишком короткий срок
не позволяет достигнуть
2) численность
группы: увеличение количества членов
группы (свыше девяти человек)
может повлечь за собой
3) возраст членов группы: более сплоченными считаются коллективы, члены которых являются ровесниками;
4) внешняя
угроза: руководитель часто не
учитывает, что исчезновение
5) предшествующий
успех: гордость за совместные
достижения усиливает
Эффективность совместной деятельности связана:
• с эмоциональной близостью участников совместной деятельности;
• с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;
• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков;
• со своевременным и умелым разрешением конфликта;
• с отказом от сокрытия конфликтов, поиском решений истинного согласия;
• с особенностями руководства группой;
• со сплоченностью группы.
Высокие требования к вхождению в группу, сложные ритуалы и престижность группы делают ее более сплоченной. Изоляция от других людей усиливает взаимодействие и взаимозависимость членов группы. Росту сплоченности способствуют демократичность процедур, участие членов группы в принятии решений.
В каждом коллективе вырабатываются собственные нормы, установки, ценности, традиции, поэтому управление коллективом – особая и более сложная задача, чем управление каждым подчиненным в отдельности.
Одним из важнейших
направлений повышения
Сплоченность
и совместимость людей в
27. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА
По мере развития коллективы обычно проходят определенные стадии:
1) «притирка».
На первый взгляд, новый коллектив
выглядит деловым и
Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Обсуждение целей и методов работы почти отсутствует. Люди зачастую не интересуются коллегами и почти не слушают друг друга, фактически не занимаясь творческой и воодушевленной коллективной работой;
2) «ближний
бой». Многие коллективы проходят
через период переворота, когда
оценивается вклад лидера, образуются
кланы, группировки и
3) «экспериментирование».
Потенциал коллектива
4) «эффективность».
Коллектив приобретает опыт в
успешном решении проблем и
использовании ресурсов. Акцент
делается на правильном
5) «зрелость».
В развитом коллективе
Лидер коллектива
должен уметь предвидеть наступление
очередного этапа развития коллектива
и вести группу вперед. С повышением
качества работы коллектива расширяются
и возможности внедрения
28. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-
Когда речь идет о способах воздействия системы управления на объекты управления или о способах, с помощью которых происходит воздействие одних звеньев системы управления на другие, мы имеем дело с методами управления. Когда же речь идет о способах воздействия самого руководителя, имеются в виду методы руководства.
Методы управления и методы руководства взаимосвязаны, реализуют взаимосвязанные цели и задачи, но в то же время у них имеются специфические цели и особенности.
Методы управления являются, с одной стороны, более основополагающими, чем методы руководства; с другой стороны, использование методов управления в значительной части осуществляется через конкретную деятельность руководителя, т. е. через методы руководства.