Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа
Целью исследования является анализ и сравнительная характеристика основных положений школ управления.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных работ, относящиеся к теме исследования
- изучить основные положения школ управления, выдвинутые их основоположниками и последователями
- выявить сильные и слабые стороны школ управления
-оценить вклад представителей всех пяти школы в теорию менеджмента.
В большом количестве в России последние годы издается переводная литература, освещающая опыт международного менеджмента, функционируют сотни школ, курсов менеджмента, маркетинга и бизнеса, введены специальные дисциплины в вузах. За последние десять лет изданы монографии, учебники и учебные пособия отечественных авторов, появились серьезные журналы.
Однако в России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента 54.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы 55:
Однако, как отмечают исследователи, «невозможно ни прямое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое и второе одинаково неприменимо.… Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета». Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России.56
Демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств.
В связи с этим отношение к менеджменту в России в последние годы значительно изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка управляющих менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.
К настоящему времени сложились крупные управленческие школы: Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Президенте РФ, Государственного университета управления, Московского Государственного университета и др.
Среди авторов, двигающих вперед современную российскую управленческую мысль, следует отметить: О. Виханского, А. Наумова, Р. Фатхутдинова, З. Румянцеву, А. Гапоненко, А. Поршнева и многих других.
Таким образом, укрепление теоретического фундамента менеджмента, накопление и анализ материалов прикладных исследований будет способствовать не только расширению ниши этой отрасли знания, но и актуализирует интерес к науке менеджмента у практиков современного управления 57.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для выполнения курсовой работы нужно было решить ряд задач, поставленных в введении. Рассмотрев проблемы, цели и задачи исследования, мы:
Таким
образом, можно сказать, что появление
новых парадигм управления, появление
современных концепций
Хотелось бы отметить, что все перечисленные выше школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.Подготовка
современных менеджеров-
2.Рыночная
экономика требует адекватной
ей системы управления, которая
должна претерпеть радикальные
преобразования вместе со всем
обществом. В условиях
3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Александров, Е. Менеджмент в России и за рубежом [Текст] / Е. Александров. – М.: РАГС, 2002. – 432 с.
2. Архипова, Ю. Теории «научного менеджмента» и «административного управления» в ретроспективе [Текст] / Ю. Архипова. – М., 1997. – 386 с.
3. Бобрышев, Д. История управленческой мысли [Текст] / Д. Бобрышев. – М.: РАГС, 1997. – 361 с.
4. Богданов, А. Тектология [Текст] / А. Богданов. – М., 1994. – 445 с.
5. Валовой, Д. История менеджмента [Текст] / Д. Валовой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 523 с.
6. Веснин, В. Основы менеджмента [Текст] / В. Веснин. – М.: Знание, 1996. – 378 с.
7. Виханский, О., Наумов, А. Менеджмент [Текст] / О. Виханский, А. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 574 с.
8. Гапоненко, А., Панкрухина, А. Общий и специальный менеджмент [Текст] / А. Гапоненко, А. Панкрухина. – М.: РАГС, 2000. – 396 с.
9. Глухов, В. Менеджмент [Текст] / В. Глухов. – СПб., 1999. – 463 с.
10. Горбунов, А. Основы социального менеджмента [Текст] / А. Горбунов. – Пятигорск: Кавказская здравница, 1999. – 778 с.
11. Кантер, Р. Рубежи менеджмента [Текст] / Р. Кантер. – М.: Олимп-бизнес, 1999. – 342 с.
12. Кравченко, А. История менеджмента [Текст] / А. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2007. – 426 с.
13. Коргова, М., Салогуб, А. История менеджмента [Текст] / М. Коргова, А. Салогуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 232 с.
14. Корицкий, Э. Научный менеджмент [Текст] / Э. Корицкий. – СПб.: Питер, 1999. – 475 с.
15. Коротков, В. Концепция менеджмента [Текст] / В. Коротков. – М.: Дека, 1999. – 462 с.
16. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций [Текст] / Г. Кунц. – М.: Прогресс, 1999. – 265 с.
17. Ладанов, И. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки [Текст] / И. Ладанов. – М., 2000. – 322 с.
18. Мазур, И. Всеобщая история менеджмента [Текст] / И. Мазур. – М.: ЕЛИМА, 2006. – 456 с.
19. Максимцов, М. Менеджмент [Текст] / М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 354 с.
20. Маршев, В. История управленческой мысли [Текст] / В. Маршев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 421 с.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 425 с.
22. Омаров, А. Современный менеджмент в России [Текст] / А. Омаров. – М., 2002. – 388 с.
23. Пашков, А. В.И. Ленин и развитие экономической науки в СССР [Текст] / А. Пашков. – М., 1991. – 497 с.
24. Пивоваров, С. Сравнительный менеджмент [Текст] / С. Пивоваров. – СПб.: Питер, 2001. – 577 с.
25. Румянцева, З. Менеджмент организации [Текст] / З. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 552 с.
26. Тейлор, Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. – М., 1993. – 461 с.
27. Уткин, Э. История менеджмента [Текст] / Э. Уткин. – М.: ЭКМОС, 2000. – 370 с.
28. Файоль, А. Общее и промышленное управление [Текст] / А. Файоль. – М., 1998. – 594 с.
29. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст] / Дж. Шелдрейк. – СПб.: Питер, 2001. – 442 с.