Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа
Целью исследования является анализ и сравнительная характеристика основных положений школ управления.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных работ, относящиеся к теме исследования
- изучить основные положения школ управления, выдвинутые их основоположниками и последователями
- выявить сильные и слабые стороны школ управления
-оценить вклад представителей всех пяти школы в теорию менеджмента.
На рубеже XX-XXI вв. под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии менеджмент классический, соответствующий периоду индустриального развития общественного производства, в развитых в экономическом отношении странах мира трансформируется неоклассический менеджмент.
Менеджмент неоклассический обусловлен переходом некоторых развитых в экономическом отношении стран (США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Японии и др.) в постиндустриальный период, для которого характерно бурное развитие научно-технического прогресса, концентрация научного и производственного потенциала, ускоренное развитие отраслей экономики, удовлетворяющих потребностей людей, бурный рост предпринимательских структур.
П.Друкер назвал постиндустриальную эпоху «эпохой без закономерностей». Действительно, накопленный десятилетиями практический и теоретический опыт все чаще на рубеже прошлого и настоящего веков стал оказываться бесполезным.
Менеджмент классический (старая парадигма управления) соответствовал периоду индустриального развития общественного производства. Ему было свойственно:
Менеджменту неоклассическому (новая парадигма управления) свойственно:
В научной литературе последних лет появились попытки определить сущностные черты неоклассического менеджмента.
1.
Массовое распространение сетев
Для успешного построения и функционирования сетевых организаций необходимо наличие таких факторов, как рыночная инфраструктура, контрактное право, развитые телекоммуникации и традиционные элементы инфраструктуры, способствующие деловой активности (дороги, аэропорты, гостиницы).
2. С появлением адаптивной организационной структуры – сетевой, появляются новые условия «раскрепощения» персонала. Иерархические структуры (линейно-функциональные и дивизиональные) жестко закрепляют людей на определенных участках производственного процесса, резко ограничивая их творческий потенциал. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости. Физического коллектива как организации не возникает, а происходит объединение отличительных особенностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость. В виртуальных коллективах каждый сотрудник – это особый актив, без которого невозможно создать стоимость, и с этой точки зрения он незаменим, потребность членов виртуального коллектива друг в друге огромна, так как они взаимодополняют способности друг друга.
3. В этих условиях меняется руководящая роль менеджера. Теперь она состоит в организации и обеспечении процесса создания стоимости. По отношению к персоналу она заключается в подготовке группы профессионалов, мотивации людей, профессиональном совете, решении проблем, сдерживающих работу. Менеджером в этих условиях может стать только профессионал в области, в которой лежит проблема.
4.
С возникновением виртуальных
коллективов меняется представл
5.
характерная черта
6.
В отличие от реактивного
7.
По мере перехода стран в
постиндустриальную
Как показывает анализ практики преуспевающих компаний мира, системы менеджмента претерпевают буквально революционные изменения в связи с вышеобозначенными обстоятельствами. Эти организации работают не только над сегодняшними проблемами, но и над проблемами завтрашнего дня, подготавливая себя, таким образом, к новым задачам, и в недалеком будущем займут лидирующие позиции 41.
Итак,
разработанные в XX в. принципы являются
классикой менеджмента, его фундаментальными
истинами, стандартами. Их значение трудно
переоценить. Они являются теоретической
основой совершенствования практики современного
управления. Однако мы должны сегодня
не только знать и применять принципы
классического менеджмента, но и готовиться
к восприятию нового, к внедрению нового,
к внедрению принципов неоклассического
менеджмента эпохи постиндустриальной
эпохи.
2.2 Развитие
управленческой мысли
в России в XX – начале
XXI века
Наряду с развитием зарубежной теории менеджмента в XX в. развивается и российская управленческая мысль, для которой всегда характерна духовная ориентация. Отечественная школа управления, имеющая древние традиции, внесла много ценного в сокровищницу мирового менеджмента.
Как любая социальная наука, наука управления жестко зависима от общественного уклада жизни. В рассматриваемом периоде (XX – XXI в.) в России можно выделить два этапа, в течение которых изменялась содержательная сторона этой науки. Первый период – период социализма (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.). Второй период – период транзитивный: от экономики социализма к рыночной экономике (датируется началом 90-х гг. XX в. по настоящее время).
Хотелось бы отметить, что теоретические основы НОТовского движения появились в России раньше, чем в Америке и в Европе. Первые шаги в научной организации труда были сделаны еще в 60 – 70-е гг. XIX в. в Московском высшем техническом училище, в котором была разработана методика обучения рациональным трудовым движениям. Эта методика и была использована американскими промышленниками 42.
Попытки реализовать принципы НОТ предпринимались на нескольких заводах России в годы первой мировой войны, но они носили стихийный несистематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
Большую роль в развитии управленческой мысли в первые годы Советской власти сыграли В.И. Ленин, А.К. Гастев, А.А. Богданов, Н.А. Витке, П.М. Керженцев, О.А. Ерманский, П.М. Есманский и др. Вокруг этих видных ученых формируются первые советские школы управления.
В этот период наука управления мыслилась российскими учеными межотраслевой, применимой в одинаковой степени ко всем сферам жизни. Развитие научного управления в России с самых первых его шагов осуществлялось в органическом единстве прикладных и общетеоретических исследований 43.
В центре внимания ученых того времени находились вопросы организации и культуры труда. ЦИТовская концепция (ЦИТ – Центральный институт труда) управления и концепция западного менеджмента во многом схожи: ученые вели борьбу за максимальное повышение производительности, увеличение отдачи каждого механизма и каждого работника; обеспечивали максимальное ускорение производственных процессов; настаивали на усилении организаторской роли низшего и среднего административно-технического персонала, на введении инструктажа работников. Специфику научного управления и западные, и отечественные исследователи видели в исследовательском, а не в эмпирическом моменте.
Необходимо отметить, что ЦИТ оставил яркий и самобытный след в мировой научной практике в области организации труда и управления тем, что сформулировал идею социализации трудового процесса44. Сотрудники ЦИТ, по существу, впервые в мировой организационно-управленческой литературе обосновали решающую роль человека в производственных процессах. Если целью западной НОТ 20-30-х гг. XX в. было установление некоего стандарта операций, приемов поведения, применяемых, но не обязательно понимаемых человеком, то суть знаменитой идеи ЦИТ, получившей название «трудовой установки», заключена в создании такой методики, которая способствовала бы «бережному» введению рабочих в производство и предусматривала возможности проявления личной инициативы по изменению нормы или стандарта. А. Гастев и его коллеги сделали огромный вклад по сравнению с представителями школы Ф. Тейлора, применив принципиально иной подход к оценке самого рабочего, рассматривая его не только как объект изучения, но и как творящий субъект, мироощущение которого во многом предопределяет возможности повышения производительности труда 45.
Остро критиковал неудовлетворительную организацию труда управленческого персонала П. Керженцев. Важнейшими направлениями улучшения деятельности руководителя он считал повышение организационной культуры, правильное распределение обязанностей между работниками, повышение персональной ответственности за порученное дело, рациональное использование своего времени.
А.
Богданов разработал основы личной тектологии
– науки об организации индивидом
своей жизнедеятельности, исходным
пунктом которой считалось