Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа
Целью исследования является анализ и сравнительная характеристика основных положений школ управления.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных работ, относящиеся к теме исследования
- изучить основные положения школ управления, выдвинутые их основоположниками и последователями
- выявить сильные и слабые стороны школ управления
-оценить вклад представителей всех пяти школы в теорию менеджмента.
В рассматриваемый период была научно обоснована идея о необходимости создания организационной науки (тектологии)46. Сформулированы законы, принципы, понятия и методы тектологии. Высказана идея о необходимости системного подхода к изучению организации, дана характеристика системы, обоснованы некоторые принципы системного подхода. По сути, были предвосхищены многие идеи кибернетики, теории систем, синергетики и других наук.
Уже в начале 20-х гг. XX в. советские ученые были твердо убеждены в том, что управление должно стать самостоятельной наукой со своим собственным предметом исследования. Были сформулированы многие категории управления (законы, принципы, функции и методы).
Особый теоретический и практический интерес для исследователей представляли принципы производства и управления. Так, В. Ленин формулирует шесть принципов управления: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, мотивация труда. О. Ерманский обосновывает «принцип оптимума», суть которого в том, что организаторы производства должны предоставлять все условия, чтобы в процессе управленческого труда тратилось возможно меньшее количество энергии (человеческой или технической) для производства единицы продукции 47.
П. Керженцев представляет принципы рационального использования работников, дисциплины и ответственности, учета и контроля. Основным принципом управления является у него «принцип экономии», т.е. получение максимального эффекта при минимальных затратах человеческой энергии и материальных средств.
Ф. Дунаевский формулирует принцип «административной емкости», под которым понимается способность непосредственно руководить определенным количеством лиц (норма управляемости). Проблема непрерывно растущего промежуточного звена становится все более острой, между центром и периферией «сгущается туман бумажного производства», который естественно, негативно влияет на эффективность управления, а следовательно, и функционирование самого управляемого объекта. По этой же причины слабеет и сам управляющий центр. Для разрешения проблемы промежуточного звена Ф. Дунаевский определил несколько путей решения.
Первый
путь заключался в тщательном подборе
персонала, его подготовке, в новых
методах планирования и стимулирования,
т.е. в совершенствовании социально-
Второй путь, как полагал автор, заключается в расширении границ «административной емкости» с помощью техники и рационализации технической стороны управления. Задача состояла в передаче машинам всей механической работы, подготавливающей материал для его осмысления, чтобы быстро и точно прослеживать эффект каждого отдельного мероприятия.
Управление
производством – сложное
Работая над созданием «организационной механики», Л. Жданов выделяет следующие принципы управленческой деятельности 48:
Н. Витке выделил пять созвучных файолевским функций управления: предвидение, организацию, распоряжение, координирование, контроль. Однако, как утверждал ученый, в реальной жизни функции не видны, за ними стоят исполняющие их люди. в итоге изображенные на бумаге, в структурной схеме функции являют собой фикцию, фетиш, наделяемый чертами реального человека. Суть управленческой деятельности заключается в организации и направлении человеческой энергии к определенной цели.
Важным направлением деятельности советских ученых была прикладная социология труда, занимающаяся сбором первичной информации на предприятиях, социальной диагностикой трудового коллектива и социальной инженерией, отвечающей за практическое внедрение новых организационных проектов. Встал вопрос о разработке нового направления – социотехники, методологический статус которой определялся ориентированностью на внедрение инновационных мероприятий и эффективных практических рекомендаций 49.
Резюмируя
вышеизложенное, надо отметить, что
теория и практика управления динамично
развивалась в Советском
Обобщение и анализ работ ученых того периода дает вполне достаточные основания говорить о том, что их взгляды соответствовали прогрессивным управленческим идеям Запада начала XX в. и даже опережали их в ряде аспектов. Взлет отечественной науки управления в 20-х гг. XX века сменился падением в 30-50-х гг. XX в. Изучение литературы данного периода позволяет констатировать бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно исчезало. Все рассмотренные выше течения и научные школы были разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы.
Начиная с 30-х гг. XX в. упраздняются все научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях, закрываются опытные станции, институты и лаборатории, имеющие достижения мирового уровня в области НОТ и управления, прекращаются дискуссии и научные споры, поскольку во всем этом административной системой усматривалась опасность для самого своего существования. Ставка делается на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком 50.
Научные
изыскания в организационно-
К концу 50-х – началу 60-х гг. XX в. ситуация в области организационно-управленческих исследований меняется к лучшему. Кризис научного управления 30 – 50-х гг. сменился оживлением, а затем и подъемом в 60-х гг. XX века. Причины резкого возрастания внимания к вопросам управления связаны, прежде всего, со сменой политического режима, с количественным и качественным усложнением народного хозяйства, основу которого составляла многоотраслевая индустрия.
Возникает кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования – кибернетические системы. Кибернетика разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Возникновения кибернетики как самостоятельной науки связано с созданием в 40-х гг. XX в. Электронной вычислительной техники. На базе кибернетики развиваются новые науки (теория систем, теория операций и другие), обогащающие знания об управлении. Широкое проникновение в науку математических методов привело к появлению принципиально новой теории – оптимального планирования народного хозяйства, большой вклад в становление которой внесли Л. Канторович, В. Новожилов, В. Немчинов, А. Берг 51.
Важной
теоретико-методологической проблемой,
решение которой напряженно искала отечественная
управленческая мысль 60-х гг., была необходимость
формирования самостоятельной
науки управления. Учеными выдвигались
различные трактовки содержания теории
управления, а именно: организационно-
Дискуссии
экономистов и управленцев
Этот период в нашей стране отмечен признанием значения человеческого фактора в управлении, осознанием необходимости развития социальных аспектов управленческой деятельности, что подтверждают труды В. Афанасьева, Д. Гвишиани и других ученых.
В 60-80 гг. XX в. появились крупные исследования в сфере социологии труда и социологии управления. В числе ведущих теоретиков социологии Ю. Давыдов, Г. Осипов и др.
В этот период в советской социологии активно исследуются проблемы социальных систем, социального управления, выявления специфики управленческих отношений, субъект-объектной логики управления. Важное место в разработках специалистов тех лет занимала проблематика развития трудового коллектива, его самоуправления и самоорганизации.
Были изучены вопросы кадровой политики предприятий: профессиональная мобильность и текучесть кадров, социальное планирование, мотивация и стимулирование труда, профессиональный отбор, подготовка и расстановка кадров, совершенствование условий труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе.
С конца 80 – начала 90 гг. XX в. широко изучаются такие вопросы, как организационная культура, организационное поведение, механизмы функционирования и развития организаций, инновационный подход к управлению. Достаточно широко развивается управленческое консультирование с применением инновационных игр. Появляются социолого-психологические и бизнес-курсы, проводится анализ конкретных ситуаций, ролевые и коммуникативные тренинги 53.
Апробируется создание системы подготовки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, методы профессиограммы, профессиональный клиринг, система оперативных, диагностических и технологических средств работы с организациями и их кадрами (А. Пригожин, Ю. Красовский, В. Тарасов и др.).
Таким образом, к началу 90-х гг. XX в. были теоретически изучены многие аспекты управления предприятиями и организациями.
С
1991 г. Россия вступает в современный
этап своего развития, связанный с
проведением радикальных