Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании самоменеджмента, как способа повышения эффективности работы руководителя выяснить, какую роль он играет в формировании стиля управления.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
Изучить понятие самоменеджмента, его сущность и принципы. Определить роль самоменеджмента в формировании стиля управления;
Исследовать основные методики самоменеджмента и оценить рациональность использование рабочего времени руководителем;
Рассмотреть основные стили управления;
Разработать практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента 4
1.2 Сущность и принципы самоменеджмента 6
1.3 Основные методики самоменеджмента 8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ 12
2.1 Использование рабочего времени руководителя и его планирование. 12
2.2 Оценка рациональности использованного времени 14
2.3 Повышение организованности и результативности деятельности руководителя. 16
3. РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 Формирование стиля управления руководителя 18
3.2 «Одномерные» и «Многомерные» стили управления 19
3. 3 Оценка эффективности работы руководителя 24
3.4 Практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Работа содержит 1 файл

Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.docx

— 81.29 Кб (Скачать)

3. 3 Оценка эффективности работы руководителя

Оценка эффективности  менеджмента заключается в анализе  работы управленческого аппарата. В  результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой  работы, развитость партнерских отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.

Особое внимание при сценке деятельности менеджера следует  уделить внутренней атмосфере организации  и качеству внешних связей, так  как затраты на их организацию  нельзя определить в денежном выражении, и в большей степени они  зависят от личности руководителя. Результаты работы менеджера, как и  результаты деятельности организации, оцениваются не только с точки  зрения их прибыльности, но и безопасности для окружающей среды и человека.

Оценка деятельности менеджера  может производиться его вышестоящим  начальством, экспертной комиссией, независимыми оценочными центрами, коллегами и  подчиненными с использованием тестов, деловых игр, собеседования и  анализа выполненной работы.

Источники оценки работы включают статистические и фактические материалы, отчеты, приказы, экспертные оценки и  прогнозы. По результатам аттестации разрабатываются рекомендации по повышению  эффективности работы менеджера  и дальнейшему формированию его  карьеры.

 

3.4 Практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя

Есть известное выражение: «Измени себя и ты изменишь мир  вокруг себя». И это не просто слова. Многие руководители делают правильно  дела, вместо того, чтобы делать правильные дела, изменяют различные ситуации, вместо того, чтобы изменить отношение  к этим ситуациям.

Самоменеджмент – реальная помощь менеджеру в его профессиональной деятельности, позволяющий рассчитать время работы, делать свое дело с минимальными затратами и с высокой эффективностью. Итак, немного о технике самоменеджмента. Прежде всего, нужно задуматься – а зачем вообще он вам нужен? Стоит ли тратить время, и чего вы можете достигнуть. Это – самомотивация человека, отправная точка самоменеджмента. Далее идет наверно самая сложная фаза – самопознание. Руководитель должен критически оценить свои возможности и потенциалы, выяснить, что ему не хватает в работе – коммуникабельности, знаний, рассудительности, смелости и т.д. Только если он честно определит свой потенциал, то станет возможным двигаться далее и выстроить дальше свою уникальную технику самоменеджмента. И тут перед ним раскрываются множественные аспекты – правильная работа с информацией, тайм-менеджмент, коммуникабельность, устойчивость к стрессу, различные физические упражнения, планирование рабочего дня. Расскажу понемногу о каждом из этих приемов.

Работа с информацией  – трудоемкий и достаточно долгий процесс. Каждый день руководителю приходится общаться с документацией, и бывает так, что он на целый день зарывается в кипе бумаг. Здесь важно отделить нужную на сегодняшний день информацию, и изучать её по оглавлениям, выбирая  именно ту, которая наиболее для  него важна. Также полезно было бы овладеть различные техниками чтения, которые значительно убыстряют  данный процесс.

 

Тайм – менеджмент или  планирование – аспект, который  уже давно используется в странах  успешного менеджмента. Доказано, что  если руководитель полностью планирует  свой рабочий день, то время, затраченное  на профессиональную деятельность, уменьшается  на 20%. Итак, этот процесс начинается с планирования своей карьеры  – чего хотелось бы достигнуть и  какими путями. Далее идет стратегическое планирование – на 5 лет, потом на год, на квартал, на месяц и на день. Руководитель в процентном соотношении  должен определить, сколько времени  он сегодня потратит на работу с  информацией, сколько на переговоры, коммуникацию с подчиненными, обдумывание  важных решений. Самое главное –  четко придерживаться такого плана. Вы сами убедитесь, сколько времени  вы тратите на ненужные дела. Казалось бы, невозможно полностью спланировать рабочий день, но здесь есть еще  два немаловажных фактора: руководитель должен также отводить время для  чрезвычайных ситуаций, которые не могут быть изначально спрогнозированы  и коммуникация – а именно –  делегирование полномочий.

Делегирование полномочий –  важнейшая часть менеджмента. Руководитель, если передает часть работы своим  подчиненным, выигрывает вдвое. Во-первых, он освобождается от работы, получая  бесценное время, а во-вторых –  коллектив работает намного продуктивнее, поскольку понимает, что на него возложена ответственность и  что их руководитель ему доверяет.

Работа руководителя –  это постоянные стрессы, недосыпы, напряжение. Есть маленький свод правил, исполнение которых, позволяет ему приходить  на работу отдохнувшим и в хорошем  настроении. Итак:

-никогда не делайте  работу дома.

-уделяйте своей семье  выходные

-ложитесь пораньше

-ведите здоровый образ  жизни

Конечно, это не весь свод, но если вы даже будете выполнять эти  нехитрые четыре правила, то работа перестанет быть для вас рутиной. В общем, самоменеджент – важнейшая часть работы руководителя, тех, кто собирается им стать и даже любого человека, стремящегося к успешной деятельности.

Объективная оценка целостности  мировоззрения является гарантией  правильного понимания того, какие  привычки необходимо изменить. Поэтому  важно перечислить и объяснить  мировоззренческие принципы преуспевающей  личности.

Принципы целостного позитивного  мировоззрения

Целостное позитивное мировоззрение  может быть представлено пятнадцатью  принципами.

1.Позитивная установка.  Это принцип извлечения выгоды  из любого отрицательного явления  и чувства. Он является положительным  вектором развития.

2.Жизнеутверждающая уверенность.  Принцип развития уверенности  человека в том, что можно  достигнуть лучшего в любой  ситуации. Этот принцип наполняет  личность жизненной силой, нейтрализует  все виды страхов и переводит  беспокойство в энергию жизни.

3.Определенность цели. Является  принципом конкретизации всех  намеченных целей согласно главной  цели саморазвития. Задает требования  к отдаленным и ближайшим целям,  позволяя целенаправленно выстраивать  любое действие.

4.Самостоятельность, самоконтроль. Опора на самого себя, понимание  того, что в любой ситуации  нужно менять и контролировать прежде всего самого себя. Принцип является контргайкой для неотступного движения вперед и позволяет регламентировать установки, действия и результаты.

5.Ясное мышление. Служит  и базируется основой понимания  того, как действует реальность  в настоящий момент, на выявлении  фактов и определении их по  важности и срочности. Требует  развития личных навыков логики  и интуиции.

6.Здоровье ума и тела. Принцип основан на психотелесном единстве, на понимании того, что психика первична по отношению к телу. Основой здоровья является правильное самосознание, способное создавать гармонию души и тела, необходимую для здорового образа жизни.

7.Правильное распределение  энергии и средств. Принцип  позволяет эффективно развивать  и контролировать все виды  собственной энергии, связи, деньги, возможности. Создает условия  для формирования личного капитала  ума и средств.

8.Концентрация внимания. Принцип, позволяющий экономично  проводить в жизнь действия, связанные  с реализацией жизненных целей.  Способность оптимально собрать  воедино все имеющиеся ресурсы  для достижения нужного результата.

9.Инициатива и лидерство.  Проявление собственной активности  для формирования нужной среды.  Прежде всего связан с инициативой создания команды для достижения целей.

10.Воображение. Принцип  развития собственных творческих  способностей для представления  образа лучшего будущего. Использование  собственного воображения для  подготовки новых действий, направленных  на необходимые результаты.

11.Энтузиазм. Принцип формирования  единства и силы собственного  духа для достижения качества  деятельности. Способность вдохновить  себя и своих сотрудников на  эффективные действия.

12.Сотрудничество. Развитие  функциональных связей с единомышленниками  для достижения общих целей.  Основан на понимании достижения лучшего только при наличии взаимной выгоды.

13.Уроки из неудач. Принцип  извлечения выгоды из любого  поражения и негативного последствия.  Определяется как позитивный  опыт собственных ошибок.

14.Делать больше и лучше.  Принцип, позволяющий продуктивно  действовать для накопления необходимого  опыта без внешней оценки. Основан на благотворительном действии, которое осознается и приносит пользу другим людям.

15.Золотое правило. Отношение к другому с позиции того, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Гармонизирует отношения с людьми и развивает истинный гуманизм личности.

Для развития жизнестойкого  характера прежде всего необходимо освоение первых пяти принципов этого списка. Эффективная самоорганизация в основном зависит от принципов с 6 по 10. Последние пять принципов нужны для гармонизации отношений в обществе и развития человеческих качеств по отношению к другим людям.

Максимальная эффективность  применения представленных принципов  достигается лишь при качественном их использовании всех сразу. Способность  лучшим образом применять все  принципы одновременно и является целостным  эффективным мировоззрением. Такое  мировоззрение позволяет осуществлять жизнедеятельность оптимальным  образом и в пределе способствует отработке безошибочного стиля  жизни и достижению мудрости. Но на этапе целенаправленного развития основная цель использования мировоззрения  заключается в развитии целостного жизнеутверждающего характера.

На основании этого  перечня из 15 пунктов можно выбрать  приоритеты и составить план последовательного  изучения принципов мировоззрения  и выработки полезных привычек.

Начиная внутреннюю работу по совершенствованию собственного характера, необходимо определить собственный  дефицит и выявить приоритеты внедрения новых привычек, при  этом обязательна последовательность. На протяжении определенного времени, чаще трех недель, желательно отрабатывать один мировоззренческий принцип.

Определив, какую привычку нужно заменить, необходимо выбрать  новую привычку и способ замены. Например, если человек привык быть неуверенным, нужна новая привычка уверенности в себе. С этой целью  может быть применена самомотивация, т.е. сознательное убеждение себя с автоматическим повторением определенной позитивной формулы.

 

При внедрении новой привычки требуется волевой контроль, т.е. твердое решение и обязательное выполнение установки на самовнушение, аутотренинг. Осваивая новую привычку, важно углубить знания о тех принципах  мировоззрения, которые способствуют выработке черты характера. Понимание  принципов позволяет лучше закрепить  новую привычку. Результатом внедрения  новой привычки является автоматическое действие.

Крайне важно, чтобы самомотивация была подкреплена действиями во всех сферах жизни человека (личной, семейной, деловой, творческой). При этом действия в малом равносильны действию в больших делах, ведь это всего лишь привычка. Научившись действовать в малом и воображении, человек будет способен к большим свершениям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение ладить с людьми - это менеджмент, умение ладить со временем - самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Управление временем - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов мы должны подобрать только те, что походят именно вам, и заставить  их работать на себя. Научиться управлять  временем - задача не для слабого  человека. Власть над временем дается только в непрерывной борьбе с  «расточителями времени».

В формировании стиля управления руководителя, самоменеджмент дает возможность  глубже заглянуть в внутрь ошибок, осуществляющихся при управлении коллективом. Способность проанализировать и выбрать нужный или оптимально подходящий стиль для осуществления управленческой деятельности организации. Самоменеджмент над собой дает не только возможность правильно руководить коллективом и добиваться лучших результатов в работе, но и помогает сформировать подходящий стиль управления для организации.

Особенность современного взгляда  на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается  как носитель инновационной организационной  культуры, как основной инициатор  последовательных изменений в организации.

Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность  вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший  психологический климат невозможно без работы над собой, без самоменеджмента.

В работе были рассмотрены  прогрессивные методики планирования, практические советы и рекомендации по эффективной организации деятельности, планированию рабочего времени руководителя, установлению приоритетов в работе и выявлена роль самоменеджмента в формировании стиля управления в организации. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гусева Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.
  2. Лукашевич Н.П. Самоменеджмент: Учебник для вузов. – М.: Ника-Центр, 2007. –
  3. Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. – М., 2008. – 12 с.
  4. Менеджмент. Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 255 с.
  5. Практикум по теории управления: Учебное пособие /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. —2-е изд., доп. -М.: Финансы и статистика, 2009. - 304 с.
  6. Вельков А. И. Главные принципы самоорганизации//www.elitarium.ru
  7. Bересoв Н. Н. Работа менеджера над собой//www.elitarium.ru
  8. Зайверт Лотар Й. От тайм-менеджмента к менеджменту жизни//www.elitarium.ru
  9. Кноблаух Йорг Расстановка приоритетов в работе по принципу Эйзенхауэра//www.elitarium.ru
  10. Лапуста М. Г. Планирование и распределение рабочего времени руководителя//www.elitarium.ru
  11. Oгapкoв А. А. Основные составляющие самоменеджмента//www.elitarium.ru
  12. Уэттен Дэвид А. Принципы разумного управления временем//www.elitarium.ru

Информация о работе Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления