Самоменеджмент. Этапы жизни и стадии карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как неотъемлемой части в жизни менеджера и его карьеры.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
Дать понятие самоменеджмента;
Определить цели и функции самоменеджмента;
Изучить основы и методики планирования и принятия решений;
Проанализировать принципы самоменеджемента;

Работа содержит 1 файл

Введение Самоменеджмент.doc

— 221.50 Кб (Скачать)
ify">     центростремительном - движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника  на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так  и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные отношения, отдельные важные поручения руководства, приобретение авторитета у коллег.  
 
 

     Мы  хорошо понимаем стадии жизни детей  и юношества, в отличие от понимания  стадий взрослой жизни, которая разделяется на разные фазы. И менеджеру по персоналу необходимо принимать в расчет требования, проблемы, возможности, характерные для этих фаз (рис. 1).

Стадии  карьеры Дорабочий Установление  утверждение Продвижение Сохранение Отставка
Возраст 0-15      5-25 25-35 35-65 65
Стадии  жизни Детство Юность Ранняя взрослость Взрослость Зрелость

     Рис. 1. Отношения между этапами жизни и стадиями карьеры 

     Каждая  стадия жизни характеризуется потребностью работать над определенными задачами развития, прежде чем человек сможет передвинуться па следующую стадию. В этом отношении движение по ступеням жизни аналогично иерархии потребностей.

     Юность или предварительная (первоначальная) стадия карьеры.

Эта стадия включает учебу в школе, получение профессионального, среднего или высшего образования и занимает период от 15 до 25 лет. Молодежь в этот период сосредоточена на выборе карьеры или места работы. В этом возрасте молодые люди часто бывают напуганы несоответствием того, что, как им видится, они могут делать, и тем, что, по их мнению, они должны делать, чтобы преуспеть. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности своего существования. 
 
 

     Ранняя  взрослость или стадия становления карьеры.

Годы  между 25 и 35-летним возрастом характеризуются  развитием влечения к другим. В течение этого периода люди начинают вовлекаться в отношения не только с другими людьми, но и с группами, организациями. Успех прохождения этого этапа зависит от того, насколько успешно они осознали себя в качестве взрослых. Ранняя взрослость соотносится с установлением карьеры и первыми этапами в продвижении. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

     Но  на этом этапе возникают конфликты между требованиями данного жизненного этапа и данного этапа карьеры. Например, требования, предъявляемые карьерой, могут включать поведение, несовместимое с развитием добрых отношений с другими людьми.

 Взрослость или стадия стабильной работы и продвижения по службе. Это самый большой период между 35-ю и 65-ю годами. Он посвящен творчеству и самовыражению. Внимание акцентируется на достижениях. Люди на этом этапе стараются полнее использовать свои таланты и возможности. Зрелость предполагает производство новых идей, обучение молодежи. Эта стадия жизни совпадает с последними годами стадии развития карьеры и со стадией сохранения. Успех на этой стадии зависит от достижения целей предыдущих двух стадий. Наступает пик совершенствования квалификации, и происходит ее повышение в результате активной деятельности и самообучения. Этот период характерен тем, что могут быть достигнуты новые служебные вершины. В то же время указанный период в целом является периодом творчества, поскольку человек уже удовлетворил многие из своих психологических и финансовых потребностей на предшествующих стадиях, но его продолжает интересовать уровень оплаты труда, появляется интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, акции, облигации и др.). Независимость, уважение и самовыражение являются наиболее важными потребностями данной стадии. Но многие люди испытывают то, что именуется кризисом середины карьеры, как раз в этот период. Такие люди не получают удовлетворения от своей работы и, как следствие, испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта.

     В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Зрелость или стадия отставки. Последний этап жизни. Люди успешно проходят ее, если полностью реализовали себя в работе, если они удовлетворены своим выбором и жизнью. Этот этап совпадает с пенсионным периодом. Карьера полностью завершена, можно попробовать что-нибудь другое. Человек начинает всерьез задумываться о пенсии и готовиться к уходу. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

     На  данной стадии появляется возможность  для самовыражения в других видах  деятельности, которые были невозможны в период работы в организации  или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Успешная карьера часто является результатом достижения определенных ступеней карьеры к определенному возрасту. Согласно исследованиям, люди, чье продвижение по службе шло не в ногу с их жизненными стадиями, имеют относительно низкую производительность в работе.

     Осознание человеком собственного жизненного и профессионального пути, возможной  его этапности и конфликтности  является способом поддержания высокого уровня трудовой мотивации. Известные  английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д, Фрэнсис стадии трудовой жизни представляют в виде графика (рис. 2).

     A - ОБУЧЕНИЕ

     В - ВКЛЮЧЕНИЕ

     С - ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА

     D - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

     Е - ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ

     F - МАСТЕРСТВО

     G - ПЕНСИОННЫЙ ПЕРИОД

     Рис. 2. Стадии трудовой жизни (по М.Вудкоку и Д. Фрэнсису)

     Как видно из рисунка, на собственно деловую  жизнь человека приходится пять этапов:

     1) В - период начальной карьеры (вхождение в организацию, нахождение своего места в ней) - 20-24 года;

     2) С - этап, характеризующийся стремлением личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации - около 30 лет;

     3) D - фаза достижения высокого профессионализма, расширения сферы приложения своих способностей, упрочения занимаемого в организации положения - примерно 35-45 лет;

     4) E - фаза переоценки своих достижений, значения проделанной работы, возможных сомнений в правильности жизненного выбора и т.п. - где-то между 50-60 годами;

     5) F - стадия мастерства, когда высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на развитии своих сотрудников, проявляет заботу о более молодых работниках, стремится к благополучию всей организации, демонстрируя искусство управления, - после 60 лет и примерно до выхода на пенсию.

     Разумеется, данная схема отображает некий усредненный путь работника и выполняет лишь функцию полезного ориентира в планировании карьеры и возможных кризисных этапов. И здесь особо необходимо отметить так называемый "кризис середины служебной карьеры". Он приходится на временной отрезок где-то между 35-40 (иногда чуть длиннее) годами. Основная отличительная черта этого периода - осознание человеком расхождения между мечтами и намечавшимися жизненными целями, с одной стороны, и реальной ситуацией своего существования - с другой. По другим оценкам, он приходится на стадию стабильной работы т.е. на 45- 60-летний возраст.

     В это время нередко происходит переосмысление человеком своей  жизненной концепции, он освобождается  от иллюзий, осуществляя коррекцию  жизненных планов в сторону более  реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения. В 20 или в 30 лет человек может быть "подающим надежды" - люди могут сказать о нем: "Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор", но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или незначительным писателем".

     К только что сказанному добавляется и ряд важных проблем, беспокоящих человека, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как кризис среднего возраста, был неоднократно изображен в романах, фильмах, пьесах, психологических исследованиях. Несмотря на то, что каждая индивидуальная история отлична от других, уникальна, однако их сценарии имеют много общих черт. Они показывают, что этот кризис является реальностью и оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться правильным образом это состояние нейтрализовать.

     Финские авторы Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен  и др. обращают внимание на сложности, подстерегающие нас (и прежде всего  руководителей) в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает, как они выражаются, этап "брожения". Правда, учитывая, по-видимому, своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном - от 35 до 50 лет.

     "В  середине служебной карьеры, - пишут упомянутые авторы, - человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома. В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам.

     Во-первых, чем ближе к вершине организационной  пирамиды, тем меньше мест, и даже если работник может работать на новом  уровне, то нет вакансий.

     Во-вторых, вакансии могут иметься в наличии, но он утратил либо возможность, либо желание ее занимать.

     В зарубежных исследованиях выявлено четыре типичных синдрома, которые  неожиданно поражают управленцев, работающих в фирме, как правило, 10-15 лет на должностях среднего и низшего руководящего уровня:

     - синдром "перегорания работника", который обычно возникает у руководителей обслуживающих подразделений в результате переутомления и чрезмерных стрессовых нагрузок. Он выражается в нервозности, в частых эмоциональных срывах, приобретающих злобно-агрессивный характер, в циничном отношении к окружающим: к подчиненным, партнерам, заказчикам, поставщикам;

     - синдром "профессионального самоубийства", который неожиданно появляется у способных, энергичных руководителей. Успешно начав свою карьеру, они внезапно "заваливают" несколько важных заданий, чувствуя необъяснимое безразличие к своей дальнейшей судьбе и фирме, жалуются на вялость, частые недомогания;

     - синдром "приобретенной беспомощности", характеризующий ситуацию, когда руководитель постоянно преувеличивает объективные трудности, оправдывая свою инертность скоплением возникающих проблем. Он продолжает ссылаться на эти трудности даже в ситуации, которые объективно "работают" на их преодоление;

Информация о работе Самоменеджмент. Этапы жизни и стадии карьеры