Самоменеджмент. Этапы жизни и стадии карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как неотъемлемой части в жизни менеджера и его карьеры.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
Дать понятие самоменеджмента;
Определить цели и функции самоменеджмента;
Изучить основы и методики планирования и принятия решений;
Проанализировать принципы самоменеджемента;

Работа содержит 1 файл

Введение Самоменеджмент.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Известна  старая китайская пословица: «У нас ecть двадцать лет для того, чтобы  учиться, двадцать лет для того, чтобы  бороться, и двадцать лет для того, чтобы мудреть».

     Многие  студенты еще в вузе начинают работать. И для них главным мотивом становится получение опыта. На втором месте по актуальности для молодого человека — обретение нужных связей. Социальная сеть - это наш социальный капитал, которым потом мы пользуемся всю жизнь. Мотивируя выбор того или иного предприятия, молодежь учитывает момент престижа: предпочитают «фирмы с брэндом» - с именем. Кстати, репутация компании - мотив актуальный для людей разного возраста: важно, чтобы компания хорошо котировалась и занимала высокое место в рейтинге.

     Мотивация возможности карьерного роста знаменует переход к более зрелому возрасту. На первый план выходят самореализация и опыт.

     Может быть, кому-то покажется удивительным, что после сорока лет многие люди начинают думать о пенсии. Но это так, и это становится если не основной, то одной из определяющих мотиваций. Работники «после сорока» более ценят стабильность предприятия. В этом случае социальные гарантии ставятся во главу угла при выборе места работы.

     Особую  группу составляют люди, которые работают и в пенсионном возрасте. На первом месте очень часто для них оказывается не мотивация заработка, как это можно было бы предположить, а мотивация продолжения социальной жизни и самореализации, передачи опыта.

     Принято считать, что в бизнесе нет  отношений, есть дела. Многое в бизнесе  делается именно на отношениях, доверии, привязанности. И почти все здесь зависит от того, кто задает тон, - от руководителя. Руководитель может декларировать самые прогрессивные принципы, но психологический климат в коллективе будет зависеть от тех, кто их транслирует. Короля играет свита... Возможно, потому сейчас востребованы психологические тренинги, потому что они создают пространство, в котором люди-руководители и руководимые — могут договориться между собой, увидеть и понять друг друга...

     Руководитель  может видеть, кто из работников и в чем испытывает потребность, и таким образом управлять мотивацией. Если наиболее актуальна потребность в безопасности - скажем, человеку негде жить, — руководитель что-то делает для разрешения этого вопроса (например, дает место в общежитии, денежную ссуду), он тем самым мотивирует работника. Выпускники одного из челябинских вузов, давно сами ставшие руководителями, с благодарностью вспоминают своего прежнего ректора, который устраивал их детей в садики. Многим это позволило продолжать учебу...

     Мотивация определяется типом предприятия, родом  деятельности, обстановкой во внешней среде, личными целями человека и многим другим. Мотивация - величина переменная. Управление мотивацией других людей, например сотрудников, направлено как раз на то, чтобы организация, фирма, предприятие развивались, а работники были преданными и более результативными.

     Управление  мотивацией людей позволяет не только быть успешными в бизнесе, но и создает благоприятный психологический климат коллектива. Управлять мотивацией других нелегко. Работать и любить свою работу - вовсе не одно и то же. В некоторых организациях проводятся конкурсы профессионального мастерства или премируют тех работников, кто за год ни разу не взял больничный...

     Kaк  yправлять собственной мотивацией?

     Сознательный  выбор. В тех случаях, когда требуется принять решение или преодолеть противоречие, нужно проанализировать ситуацию (например, расчертив лист на две графы: «плюсы» и «минусы», подсчитать те и другие) и сознательно сделать выбор наиболее приемлемого варианта.

     Позитивное  мышление. Научитесь во всем происходящем видеть для cебя положительную сторону. Отрицательный результат — тоже результат. Важно не то, что с нами происходит, а как мы относимся к тому, что с нами происходит.

     Ясная цель. На каждом новом этапе ставьте перед собой цели несколько выше, чем вы имеете на сегодняшний день, реальные и конкретно измеряемые.

     Дружеская поддержка. Если вам нужна помощь, обращайтесь за ней к своим единомышленникам. Если вам нужна похвала, открыто об этом просите. Если вам нужен совет, спрашивайте у авторитетных для вас людей. 
 
 
 
 

     3.2. Мотивация самосовершенствования

     Совершенствование является путем формирования  себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Как отмечал Л.Н.Толстой, стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если правдив, не может быть доволен собой. Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства:

       а) наличие  у человека потребности   к самоуважению и в одобрении другими. В  социальном престиже;

     б) рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»;

     в) возникающие на этой основе самооценки и самоотношения. Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к  формированию мотивации самосовершенствования. Так, даже если  я себя буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если  у меня не развита потребность в самоуважении или мне  безразлично мнение обо мне других людей.

     Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование. Нравственное самосовершенствование связано с самовоспитанием, интеллектуальное – с самообразованием, физическое – с саморазвитием. Выбор направленности самосовершенствования связан как со склонностями человека, так и с конкретными жизненными ситуациями.

     Выявлены  наиболее типичные мотиваторы (установки), затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек  может стремиться к самосовершенствованию.

     Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

     — ради материального благополучия —  «чтобы иметь материальные блага»;

     — ради облегченного существования —  «чтобы легче жить»;

     — ради лучшей жизни — «чтобы было лучше жить»;

     — ради избегания неприятностей. 

     Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

     — ради хороших взаимоотношений с  людьми — «чтобы хорошо относиться к людям»;

     ради  альтруизма, возможности помогать другим.

     Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

     — ради положительного отношения людей  — «чтобы ко мне относились с уважением»;

     — ради совершенствования — «чтобы совершенствовать себя»;

     — ради самореализации.

     Установки, связанные с отношением к жизни, встречаются несколько чаще, чем  установки, характеризующие отношение  к себе.

     Выявлены  половые и возрастные особенности в обозначении значимости тех или иных мотивационных установок. Установки на материальное благополучие и на самореализацию имеют более важное значение для студентов. Девушки в большей степени проявляют заинтересованность в материальном благополучии, чем юноши. За то у последних установка на альтруизм выше, чем у девушек. У девушек выше потребность в общении, но ниже, чем у юношей, показатель нравственной мотивации.

     Устойчивость  мотивации саморазвития зависит  от устойчивости идеала (образов идеальных  личностей, идеального «Я» и устойчивости самооценки.

     В результате самооценки субъект выявляет у себя недостатки, которые как отмечают Л. И. Рувинский и А. Е. Соловьева (1982), могут иметь разную природу. С одной стороны, под недостатком он может понимать отставание от нормы развития положительного качества, с другой — уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него идеалом. В этом случае недостаток заметен для окружающих, и поэтому решающая роль в побуждении к саморазвитию будет принадлежать собственной инициативе субъекта. Возможны случаи, когда под недостатком понимают наличие отрицательного качества. Здесь самовоспитание выражается в перевоспитании, что связано с ломкой старых отрицательных стереотипов, с возникающим у личности внутренним конфликтом (с «борьбой мотиваторов»).

     Эффективность самосовершенствования зависит  от устойчивости самооценки.

     Неустойчивости  самооценки способствует стихийность, противоречивость достигаемых в  какой-либо деятельности результатов: сегодня случайно достиг успеха, а завтра так же случайно потерпел неудачу. Это ведет не к планомерному и систематическому самосовершенствованию на основе долговременной установки, а к самоисправлению поступков, результатов, т. е. ситуативному поведению на основе кратковременных мотивов, поэтому сохранение устойчивости мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Этапы жизни и стадии карьеры

     Правильная  оценка своих навыков и деловых  черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

     Целью карьеры нельзя назвать область  деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она  имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры - это постоянный процесс.

     Пример  некоторых целей карьеры:

     - заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующую самооценке и поэтому доставляющую моральное удовлетворение;

     - получить работу или должность, которая отвечает самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

     - занимать должность, усиливающую ваши возможности и развивающую их;

     - иметь работу или должность, которая носит творческий характер;

     - работать по профессии или занимать должность, позволяющую достичь определенной степени независимости;

     - иметь работу или должность, которая хорошо оплачивается или позволяет одновременно получать большие побочные доходы;

     - иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение;

     - иметь работу или должность, которая одновременно позволяет заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.

     Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

     Профессиональная  карьера характеризуется тем, что сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

     Наряду  с профессиональной карьерой следует  выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену  стадий развития работника в рамках одной организации.

     Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

     вертикальном, т.е. подъем на более высокую ступень  структурной иерархии;

     горизонтальном - имеется в виду либо перемещение  в другую функциональную область  деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);

Информация о работе Самоменеджмент. Этапы жизни и стадии карьеры