Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:20, реферат
Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава дает характеристику трудового, библиотечного коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированием положительных или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе. Но более всего личностей различают по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.
Введение
Руководитель имеет дело
с большим диапазоном социальных
отношений, складывающихся в коллективе.
Он - организатор и воспитатель
коллектива. Наряду с организаторскими
способностями, на эффективность деятельности
руководителя, как показывают исследования,
оказывает влияние
1.Направленность является
стержневым и многогранным
2.Направленность определяется потребностями, интересами, склонностями личности.
.Направленность
Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную и динамически развивающуюся систему. Неотъемлемым атрибутом любой системы, экономической, технической, социальной - является управление, которое обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления. В последние годы в России происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В современном обществе происходят глубинные изменения, начиная с социально-политической жизни, и, заканчивая, личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идут и изменения всей системы управления, происходит смена управленческих кадров. Но значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, не обладает необходимой управленческой грамотностью.
Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной литературе, как правило, выделяют организационные цели менеджмента персонала: традиционно стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Управление - одна из самых
сложных и вместе с тем самых
тонких сфер общественной деятельности
(20, с. 345). Это взаимодействие между
собой в различных сферах деятельности
людей, а человек - существо сложное
и многогранное, каждый со своими взглядами,
ценностями, моральными, психологическими
и психическими устоями. Поэтому
можно утверждать, что в процесс
управления входят традиционные социально-психологические
явления (лидерство, психологический
климат, психология общения и т.п.),
социально-психологические
Люди, входящие в различные
формы общественного
Управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и общества в целом являются предметом управления. Другими словами предметом управления является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как членов трудового коллектива (68, с. 134).
Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, определена тема дипломной работы: «Роль руководителя в управлении библиотечным коллективом».
Цели дипломной работы: показать, что такое трудовой и библиотечный коллективы; определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива; раскрыть значимость руководителя коллектива библиотечных работников.
Данная дипломная работа
состоит из трех глав. Первая глава
дает характеристику трудового, библиотечного
коллективов. Во второй главе раскрывается
содержание труда руководителя библиотеки,
его особенности. Так как люди,
как личности в эмоциональном
плане отличаются друг от друга по
многим параметрам: эмоциональной возбудимостью,
длительностью и устойчивостью
возникающих у них
В данной работе использована литература и публикации, авторами которых являются такие библиотечные деятели, как Суслова С.И., Веснин В.Р., Ванеев А.Н. и другие.
Тема исследования: исследование морально-психологического климата в коллективе, на примере ЦБ г. Челябинска им. А.С. Пушкина.
Актуальность исследования обуславливается тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
Цель исследования: сформировать
умение, создать условия, вызывающие
положительные изменения
Объект исследования (анализа): библиотечный коллектив.
Гипотеза исследования: положительный
морально-психологический
-руководитель придерживается
демократического стиля
-руководитель является
истинным лидером своего
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Используемый инструментарий (методология, методы, методики и т.п.): анкета для изучения социально-психологического климата в библиотеке - определение атмосферы в коллективе.
Основные предполагаемые
результаты работы: положительный морально-
1. Библиотечный коллектив как объект управления
.1 Характеристика трудового коллектива
библиотека трудовой коллектив руководство
В отечественной психологии управления значительное внимание уделялось изучению коллектива. Западная психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малая социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива в зарубежной и отечественной психологии, а также в менеджменте.
Основной организационной ячейкой является первичный трудовой коллектив.
Под первичным трудовым коллективом понимается объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу» (69).
В каждой организации существует
система первичных трудовых коллективов.
Первичный коллектив - это люди, с
которыми, работая над общими задачами,
вступаем в необходимые контакты.
Интересы членов не должны противоречить
друг другу. На этой основе складывается
сложная система делового и личного
взаимодействия работников. Таким образом,
основная деятельность коллектива определяет
всю систему взаимоотношений
и взаимодействий в нем, а также
его психологические
Одним из главных признаков
коллектива является единство действий.
Действие сплачивает людей, обеспечивает
реализацию целей, оно вместе с тем
воспитывает активность, формирует
и закаляет волю, стремление к достижению
целей. Действие тогда эффективно во
всех отношениях, когда оно осуществляется
в форме сотрудничества членов коллектива.
Только при этом условии формируется
коллективизм как черта личности
человека. В этом проявляется эффект
коллективных действий. Коллектив характеризует
высокая сплоченность в основных
или во всех сферах жизнедеятельности,
доминирование принципов
Признаками трудового коллектива являются:
-Единство целей, воли
коллектива. Это первый признак.
Общность целей сплачивает
-Воля личности не сводится
к постановке цели, решающее значение
имеет сам процесс исполнения,
процесс регулирования
Личные воли, сливаясь в единую волю, не теряют своей значимости, так как каждая из них вносит свой вклад в общее дело. Как только теряется единство цели и воли вследствие противоречия личных и общих мотивов, конфликтных отношений, начинается распад коллектива.
-Идейная общность, под
которой понимается единство
морально-политических
-Сотрудничество и
-Руководство. Важнейший
признак коллектива - наличие органов
управления и руководства.
-Демократизм. Развитый
коллектив - это самоуправляющаяся
и саморегулирующаяся система.
Такая система может
-Дисциплина - основное условие образования и существования коллектива, она обеспечивает определенный распорядок деятельности.
Дисциплина - это не только
разумная активность, обеспечивающая
плановое достижение цели, но и способность
торможения, задержки всех тенденций,
которые мешают реализации общей
цели. Это - явление нравственное. В
основе дисциплины лежит сознание долга,
чувство ответственности, привычка
строго выполнять распорядок труда.
Только при ее наличии возможна плановая,
упорядоченная деятельность, высокая
производительность труда. Дисциплина
создает более оптимальные
Основными факторами трудового коллектива являются: