Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:43, реферат
Управление представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами н механизмами. Но вместе с тем в обществе происходит управление и людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства материальных благ. Люди, как главная созидательная сила общества, познают и сознательно используют законы природы и общества в целом процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Поэтому управление можно определить как целенаправленное действие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.
Роль управления
Элементы системы
Организация управления
Линейное и функциональное управление
Организационная структура предприятия
Организация управления цехом
Экономическая эффективность совершенствования управления
Оценка эффективности системы управления
Эмпирические формулы
Внутренняя структура управления организована на основе производственного принципа. В организационной структуре управления предприятием выделяется четыре основных вида: безцеховая; цеховая; корпусная или производственная; филиальная.
При
безцеховой структуре управления основной
административно-
Это позволяет на предприятии иметь самую простую двухступенчатую структуру: заводоуправление - руководство участков.
При цеховой структуре основной административно- производственной единицей являются цехи, что создает трехступенчатую структуру управления: заводоуправление - аппарат управления цехом - руководство участка.
При
корпусной или производственной
структуре управления, кроме участков
и цехов создается
При филиальной структуре управления кроме участков и цехов, создаются филиалы. В этом случае филиалы являются не дополнительной степенью управления, а особым звеном в управлении. Появление филиалов связано с территориальной удаленностью некоторых цехов, производственных участков от базового производства. Филиалы имеют дополнительные права и функции. от статуса корпуса.
Типичная структура управления
машиностроительным
: Предприятие возглавляет директор, который организует работу и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Первым заместителем является маркетинг-директор. Остальные подразделения возглавляются заместителями директора (президента) по экономическим вопросам, АХО, главный инженер.
Руководство
различными сторонами деятельности
предприятия директор и его
заместители осуществляют с помощью аппарата
управления (заводоуправления, состоящего
из отделов, секторов, бюро) и других структурных
подразделений. Их количество и подчиненность
зависят от масштабов и сложности производства.
Директор | (президент) | ||
маркетинг- директор | заместитель по экономическим вопросом | главный
инженер |
заместитель по общим вопросам |
Отдел изучения рынка | Планово- экономический отдел | Отдел главного технолога | Складское хозяйство |
Отдел планирования производства | Отдел организации труда и заработной платы | СГМ | Транспортный отдел |
Отдел рекламы и продвижения товара | Бухгалтерия | Отдел главного конструктора | Администра-тивно-хозяйст- |
Отдел товародвижения и сбыта | Финансовый отдел | Отдел технической информации | Социальная служба |
Производствен- но-диспетчер-ский отдел | Отдел кадров и технического обучения | Отдел механика и энергетика | Канцелярия,
машинописное бюро |
Отдел ценообразова-ния | Юридический отдел | Отдел по охране труда и ТБ | Охрана |
Отдел информатики | Центральная лаборатория | ||
Отдел механизации и автоматизации | |||
Вспомогатель-ные цехи |
Организация
управления цехом
Средние и крупные предприятия
со сложными производственными
процессами разделяются на
Деятельность цеха осуществляется на основе соответствующего положения, предусматривающего его место в структуре предприятия, основные задачи и функции, взаимоотношения с другими подразделениями, права, обязанности и порядок их осуществления. Цехи основного производства на предприятии, как правило, подчинены маркетинг-директору, экспериментальные цехи - главному инженеру, вспомогательные - главному механику.
Структура
управления цехом зависит от ее масштабов
и сложности.
Деятельность цеха осуществляется на основе действующего положения, предусматривающего его место в структуре предприятия, основные задачи и функции, взаимоотношения с другими подразделениями, права, обязанности и порядок их осуществления. Цехи основного производства подчинены маркетинг-директору, экспериментальные - главному инженеру, вспомогательные - главному механику или главному инженеру, транспортные, хозяйственные и другие обслуживающие - зам.по общим вопросам.
Структура управления цехом зависит от его масштабов и сложности. Руководство осуществляется начальником цеха. В большинстве цехов имеются службы внутрицехового планирования, регулирования и оперативного учета производства. Руководители этих служб подчинены начальнику цеха и функционально соответствующим службам заводоуправления, которые осуществляют методическое руководство. Начальник цеха подчиняется руководителю предприятия. Он руководит цехом на основе единоначалия и персонально отвечает за состояние цеха, психологический климат коллектива за результаты всех видов производственно-хозяйственной деятельности. В обязанности начальника цеха входит улучшение условий труда и быта, принятие мер по устранению недостатков, периодическая отчетность.
Для решения конкретных технико-экономических вопросов в крупном цехе создаются и действует следующие службы:
1.
Планово-экономическое бюро (ПЭБ)
ведает разработкой плана
2. Технологическое бюро ведает разработкой рабочей технологии, инструктажем мастеров по ее применению, контролем за соблюдением технологической дисциплины на производственных участках; в подчинении начальника технологического бюро находится группа инженеров-технологов, техник по инструменту, мастерская по ремонту несложной технологической оснастки; архив технической документации; инструментальные кладовые.
3.
Производственно-диспетчерское
4.
Бюро организации труда и
5.
Бюро цехового контроля (БЦК) разрабатывает
и проводит организационно-
6. Механик цеха руководит слесарями и электриками, организует техническое обслуживание, текущий и средний ремонт оборудования цеха, контролирует эксплуатацию оборудования.
Организационные
структуры цеховых служб не могут
быть жестко регламентированными, так
как они прежде всего должны обеспечивать
рациональное управление конкретным цехом.
Так, в небольших цехах осуществление
функций внутрицехового управления производится
такими исполнителями, как экономист,
технолог, нормировщик.
Экономическая
эффективность
В условиях рыночных отношений экономическая эффективность управления является одним из коренных .вопросов экономической политики фирмы, предприятия. Не всякое мероприятие по совершенствованию управления можно считать экономически эффективным. Неверно считать показателем эффективности лишь сокращение затрат на управление или совершенствование работы управленческого аппарата. Управляющая система не производит материальных благ, до в значительной степени способствует этому процессу. Именно конечные результаты производства являются главной целью процесса управления. Поэтому эффективность системы управления можно рассматривать как результат действия системы управления, обеспечивающий в управляемом объекте достижение поставленных целей при наименьших затратах.
Для общей оценки качества управления применяются такие критерии, как оперативность, оптимальность и эффективность.
Оперативность управления определяется его темпами, то есть временем, затраченным на сбор и обработку информации; своевременность принятия и выполнения решений. Оптимальность оценивается качеством управленческих решений, которые должны быть реальными для выполнения в конкретных производственных условиях, и в то же время их реализация должна осуществляться с определенным напряжением сил коллектива, с проявлением творчества, высокой организованности, повышением производительности труда.
Оптимальным управлением будет считаться такое, которое обеспечивает наивысшую эффективность производства.
Оценка эффективности системы управления может проводиться по критериями носящим качественный и количественный характер.
К качественным показателям относятся:
1.
Научно-технический уровень
2.
Уровень квалификации
3.
Обоснованности, принимаемых решений
работниками аппарата
4.
Достоверность и полнота
5. Уровень культуры управления - стиль руководства, количество конфликтных ситуаций, социально - психологический климат.
6.
Уровень культуры труда
Количественными показателями являются:
1. Трудовые - соотношение численности руководителей, специалистов, служащих, рабочих, фактическая трудоемкость выполняемых работ управленческим персоналом по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда в чел/часах на рубль объема производства.
2. Финансовые - величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы; величина затрат на содержание управленческого аппарата на рубль объема производства; сумма прибыли, приводящаяся на одного работника.
Критериями
повышения эффективности являются: увеличение
выпуска продукции; повышение производительности
труда рабочих; сокращение производственного
цикла изготовления продукции; сокращение
материальных и финансовых затрат на выпуск
продукции; повышение качества продукции;
снижение себестоимости и повышение ее
рентабельности.
Оценка эффективности системы управления
Оценку
эффективности системы
1.
Построение синтетических
2.Нормативный подход.
3. Построение эмпирических формул.
Синтетические показатели Использование различных экономических показателей, таких как Пр., S, R, fот, дает зачастую противоречивую картину. Поэтому предлагается синтезирующий показатель, характеризующий объект управления.
Таким
показателем является коэффициент эффективности
управления, который учитывает сложность
оборудования, технологических процессов
развития связей
Определение
экономической эффективности от
совершенствования управления производством
производится методом сравнение
показателей, характеризующих работу
аппарата управления и производственных
показателей. Обобщающим показателем
является показатель Эу - эффективность
системы управления.