Роль управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Управление представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами н механизмами. Но вместе с тем в обществе происходит управление и людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства материальных благ. Люди, как главная созидательная сила общества, познают и сознательно используют законы природы и общества в целом процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Поэтому управление можно определить как целенаправленное действие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

Содержание

Роль управления
Элементы системы
Организация управления
Линейное и функциональное управление
Организационная структура предприятия
Организация управления цехом
Экономическая эффективность совершенствования управления
Оценка эффективности системы управления
Эмпирические формулы

Работа содержит 1 файл

Роль управления.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

      Эффективная организация управления зависит  не только от правильного определения функций управления, но и от ее рациональной реализации. Функция - это не статическая, а динамическая категория. Так, реализация первой функции не должна ограничиться только подбором и расстановкой кадров. Важным элементом является разработка перспективных программ. Функция управления качеством должна включать не только параметры продукции в процессе ее изготовления. Качество любой продукции является общественно-экономической категорией. Улучшение качества вызывает уменьшение общественных издержек производства.

      В условиях комплексной механизации  и автоматизации процесса производства одна из наиболее сложных функций  управления - производственное планирование, значительно упрощается и утрачивает свое прямое значение, упрощает учет производства.

      Таким образом, правильное определение функций  управления предприятия приводит к  правильной. организации управления на основе рационального сочетания  линейного и функционального  принципов управления. 

      Линейное  и функциональное управление.

        В основу управления положены линейный и функциональный принципы.

      Основном  содержанием линейной системы является принятие решений и выдача командных  предписаний управляемой системе, непосредственное управление и руководство  подчиненным персоналом. Система  звеньев линейного управления в общем совпадает с системой звеньев процесса производства. В этом совпадении преимущество линейного управления. Воздействие, оказанное им на процесс производства, опирается на систему технологических и экономических связей и зависимостей отдельных участков производства и может оказаться достаточно эффективным для координирования гармоничного сочетания и интеграции составных частей в единую систему производства и формирования на этой базе единой системы управления. Характерной чертой линейного управления является прямое воздействие на процесс производства со стороны единого органа управления, сосредоточение в этом органе функций управления н передача решений (команд) нижестоящему звену.

      Важное  условие эффективного функционирования линейного управления - минимальное количество ступеней управления. При меньшем числе ступеней меньше лиц привлекается к управлению, а это создает более устойчивое состояние управляемого объекта и повышает оперативность. Линейное управление основано на принципе иерархичности и единоначалия.

      Другое  условие заключается в том, что команды нижестоящим звеньям линейной системы не должны выдаваться, минуя последующие за отдающим команду звеном. Например, директор не должен выдавать команду мастеру, минуя начальника цеха. Если такие случаи имеют место в практике, то их следует рассматривать как нарушение линейной организации управления.

      Вслед за обособлением функций, отделившихся от непосредственного производства (функции реализации продукта, приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, расчетов по операциям) интенсивно обосабливаются функции, относящиеся к процессу производства, в частности проектирование и планирование производства, разработка и внедрение технических нормативов, стандартов, контроль качества и т.д. Обособление этих функций и специализация ведет к образованию особых ячеек (звеньев) в системе управления. Число таких ячеек возрастает.

      Специализированные  звенья с ограниченными функциями  в своих связях и границах влияния  представляют штабную систему управления. В каждой ведется подготовка решений в ограниченной функции и соответственно этому организован сбор информации, ее анализ и систематизация, разработка рекомендаций и проектов решений, координирование их и представление тому, кто принимает решения и осуществляет линейное руководство. Линейное управление обрастает, таким образом, ячейками, носящими черты штабных функциональных органов управления, возникает линейно-штабное управление.

      Функциональные  ячейки, сохраняя черты штабной системы, стараются глубже обеспечить свою функцию в управлении, получают права непосредственного контроля за выполнением рекомендаций, разработанных ими и осуществляемых как решения, исходящие от линейной системы управления. Контролирующая роль функциональной ячейки управления обычно представляет первый шаг, за которым неизбежно следует второй - непосредственная передача  в нижестоящее звено (что может совпадать с одновременной передачей их системы линейного управления). Такая непосредственная передача рекомендаций в границах определенной функции чаще всего ведет к превращению этих рекомендаций в решения, обязательные для управляемого звена. В конечном счете функциональная ячейка управления перерастает в звено функционального управления. Таким образом, формируемое управление, дифференцированное по функциям и осуществляемое функциональными звеньями управления формируется функциональное управление.

      Функциональное  управление не исключает линейное, но оно сужает роль последнего. Это  достигается тем, что функциональные звенья непосредственно передают "команды" управляемым ячейкам. Необходимость в такой прямой передаче "функциональных команд" закрепляется организованно, путем формирования аналогичных по кругу деятельности ячеек в управляемом звене (цеховые бюро планирования, технического нормирования).

      Так формируется "функциональная иерархия", и "команды'' передаются по ее ступеням. Обычно это ведет к двойному подчинению. Такое двойное подчинение имеет  целью решить коренное противоречие в системе управления - сочетать интеграцию функций в каждой системе управления и специализацию функций.

      Начальник цеха, в котором преобладают сложные  технологические процессы и соответствующая  этому организация производства, осуществляя управление, естественно, ищет пути, обеспечивающие наиболее компетентные решения. Он нуждается в квалифицированных консультациях специалистов, владеющих опытом и знаниями в определенных, хотя и ограниченных, функциях управления. Только опираясь на такую помощь он может успешно справится с задачей управления цехом. То же относится и к предприятию в целом. Следовательно, усиление роли функциональных звеньев является закономерным процессом к возрастанию силы влияния управления на процесс производства.

      Соотношение между линейным и функциональным управлением определяет меру сочетания  управления, раздробленного по функциям, меру интеграции и единства системы управления. Это соотношение стало чертой, характеризующей все ступени современных систем управления. 
 

      Организационная структура предприятия 

      Для выполнения функции управления производством на предприятии создается аппарат управления. На крупных предприятиях выполнение каждой функции управления возлагается на несколько структурных подразделений. На небольших предприятиях несколько функций сосредотачивается в одном структурном подразделении или их выполнение поручается отдельным исполнителям. На предприятии создается центральный аппарат - заводоуправление и цеховой аппарат управления. Соотношение численности работников зависит от уровня централизации функции управления. Все это находит выражение в организационной структуре предприятия.

      Под организационной структурой предприятия  понимается состав и соподчиненность  взаимосвязанных организационных  единиц или звеньев, выполняющих  различные функции по управлению данным предприятием.

       Рациональное построение организационной структуры зависит от масштабов производства, особенностей отрасли или принятой на предприятии системы работ, которая определяется техническим процессом. Правильная организация работы по планированию, подготовки и учету производства предопределяет рациональное число работников занятых управлением и успешное осуществление всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

       Вся деятельность предприятия возглавляется  директором, который выступает как  уполномоченный коллектива или иного органа и в соответствии с этим наделяется необходимыми правами и полномочиями. Вместе с директором управляют его заместители, число которых обусловлено сложностью производства и его масштабами. Они управляют через функциональные органы отделы, службы, лектора, состав и характер которых определяются организационной структурой. Жестких рекомендаций по построению структур не имеется. Разработка организационных структур должна носить творческий характер и непрерывно совершенствоваться.

      Любое предприятие функционирует имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги, обеспечивая покупателей  информацией о потребительных свойствах  товара, местах продажи, гарантиях качества. С рынка фирма получает деньги и информацию о мнениях покупателей, темпах продажи. Таким образом возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

      Предприятие оказывается тесно связанным  с так называемой внешней средой и внутренней.

      Внешняя среда представляет  собой сложное  явление. В нее входят покупатели с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товара, конкуренты, посредники, финансовые учреждения, рекламные агентства, таможенные и иные правительственные органы. Кроме того к условиям внешней среды следует отнести действующие и готовящиеся законы, общую экономическую ситуацию, политический климат, научно-технические достижения, действующие патенты, культурные и иные традиции.

      К внутренней среде относят функциональные.. структуры, обеспечивающие управление, разработку новых товаров, серийное производство, продвижение товара до покупателя, сбыт, обслуживание техники, обучение персонала, взаимоотношения с поставщиками материальных ресурсов, взаимоотношения с финансовыми и иными органами. В понятие внутренней среды входит также квалификация кадров, их правильное использование, системы передачи информации от верхних этажей управления к нижним и обратно, гибкость структур по отношению к изменениям рыночной ситуации и внешней среды. 

      Управление  предприятием 

      Каждое  предприятие, фирма, имея определенную самостоятельность, обусловленную организационно-правовыми формами, осуществляя определенную производственно-хозяйственную деятельность, имея определенные рынки сбыта продукции, имеет определенную внутреннюю структуру управления с целью реализации поставленных задач. 

      ЗАДАЧИ  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

маркетинговые исследования - изучение коньюктуры  рынка;

- прогнозирование  сбыта продукции;

- определение  предполагаемого дохода;

- налаживание  хозяйственных связей с потенциальными  заказчиками.

рациональный подбор, расстановка кадров и социальные программы - анализ профессиональной  подготовки специалистов и их  рациональное использование;

- учет  разделения социальных благ (акции,  пособия).

обеспечение производственного цикла материальными  ресурсами - определение поставщика;

- взаимовыгодный  договор;

- учет  и контроль;

- рациональное  использование материальных ресурсов;

- оборачиваемость  оборотных средств.

планирование - формулирование  целей управления;

- выбор  оптимального варианта плана,  обеспечивающего максимальный доход;

- оценка  технико-экономических показателей;

- перспективные  программы.

рациональное  обеспечение производственного  цикла сокращение  производственного цикла за счет:

- оперативного  доведения планового сменного  задания до исполнителя;

- расчета оптимальных сроков комплексной поставки продукции;

- анализ  использования производственной  мощности и выработка предложений  по их развитию.

финансы и сбыт - прогнозирование  объема реализации и сбыта;

- оперативное  реагирование на покупательные  способности заказчика;

- координация  производства и финансовых планов.

 

      Современное предприятие представляет собой  сложную систему, включающую: техническую  базу, производственную структуру, трудовые и материальные ресурсы. Для эффективного достижения целей, стоящих перед предприятием, необходима система управления планирующая и координирующая деятельность всех звеньев.

Информация о работе Роль управления